СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке показаны письменные и устные навыки учащихся для сдачи устного ОГЭ: коммуникативные действия,коммуникативная компетентность,структура модели "Беседа с учителем", монологическое высказыание беседа по монологу,образцы заданий для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе.»

   Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе    Учитель высшей квалификационной категории, учитель русского языка и литературы Ахметзянова И.А.  2021 г.

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Учитель высшей квалификационной категории,

учитель русского языка и литературы

Ахметзянова И.А.

2021 г.

Коммуникативные навыки  Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на письменные  – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок; устные  – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные  – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные  – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Коммуникативные действия правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Коммуникативные действия

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Коммуникативная компетентность коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Коммуникативная компетентность

  • коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетенция основные компоненты: владение той или иной лексикой развитость устной и письменной речи (четкость, правильность) умение соблюдать этику и этикет общения умение анализировать внешние сигналы ассертивность (уверенность) владение навыками активного слушания владение ораторским искусством актерские способности умение строить высказывание и вести диалог

Коммуникативная компетенция

основные компоненты:

  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • ассертивность (уверенность)
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог
диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера диалог с учителем

диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера

диалог с учителем

Структура модели «Беседа с учителем» Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена. Чтение текста  подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.  чтение текста вслух – 3 мин. 3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа. Монолог подготовка к ответу – 1,5 мин. ответ – 2 мин. Беседа с экзаменуемым ответы на вопросы – 3 мин.

Структура модели «Беседа с учителем»

  • Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена.
  • Чтение текста
  • подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.
  • чтение текста вслух – 3 мин.

3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.

  • Монолог
  • подготовка к ответу – 1,5 мин.
  • ответ – 2 мин.
  • Беседа с экзаменуемым
  • ответы на вопросы – 3 мин.
Образец задания (ФИПИ)  Монологическое высказывание  беседа по монологу    Задание 2. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Опишите фотографию 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего.

Образец задания (ФИПИ) Монологическое высказывание беседа по монологу

Задание 2. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут.

  • Опишите фотографию

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

  • в каком музее Вы были;
  • когда и с кем;
  • что вы увидели;
  • что понравилось и запомнилось больше всего.
Образцы заданий для 9 класса  при подготовке к устной части ОГЭ Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу. Кто и когда дал или посоветовал вам её почитать? Кто из героев понравился вам больше других? О чем вас заставила задуматься книга?

Образцы заданий для 9 класса при подготовке к устной части ОГЭ

  • Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу.
  • Кто и когда дал или посоветовал вам её почитать?
  • Кто из героев понравился вам больше других?
  • О чем вас заставила задуматься книга?
Как вы относитесь к чтению? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить вкус к чтению? Является ли чтение вашим любимым занятием? Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации? Можете ли вы обосновать необходимость чтения?

Как вы относитесь к чтению?

В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:

  • Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить вкус к чтению?
  • Является ли чтение вашим любимым занятием?
  • Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации?
  • Можете ли вы обосновать необходимость чтения?
Не забудьте рассказать Куда и когда Вы ходили в поход? С кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)? Как Вы подготовились к походу? Почему Вам запомнился этот поход?

Не забудьте рассказать

  • Куда и когда Вы ходили в поход?
  • С кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)?
  • Как Вы подготовились к походу?
  • Почему Вам запомнился этот поход?
Всегда ли нужно следовать моде? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как вы понимаете выражение «хороший вкус»? Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?

Всегда ли нужно следовать моде?

В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:

  • Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде и почему?
  • Следовать моде можно только в одежде?
  • Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
  • Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Расскажите о своём любимом школьном предмете. Когда и почему у вас появился интерес к этой дисциплине? Какую интересную информацию вы получили, изучая этот предмет? Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?
  • Расскажите о своём любимом школьном предмете.
  • Когда и почему у вас появился интерес к этой дисциплине?
  • Какую интересную информацию вы получили, изучая этот предмет?
  • Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?
Как вы относитесь к школьной форме? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Принята ли в вашей школе школьная форма? Чем может быть удобна школьная форма? Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся? Какими вы хотите видеть учеников своей школы?

Как вы относитесь к школьной форме?

В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:

  • Принята ли в вашей школе школьная форма?
  • Чем может быть удобна школьная форма?
  • Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся?
  • Какими вы хотите видеть учеников своей школы?
Расскажите о вашем любимом семейном празднике. Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи? Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)? Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
  • Расскажите о вашем любимом семейном празднике.
  • Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи?
  • Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)?
  • Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Как вы относитесь к компьютеризации общества? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Какую роль в вашей жизни играет компьютер? Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК? Может ли компьютер заменить книгу? Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?

Как вы относитесь к компьютеризации общества?

В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:

  • Какую роль в вашей жизни играет компьютер?
  • Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК?
  • Может ли компьютер заменить книгу?
  • Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?
Расскажите о своём домашнем питомце (растении). Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)? Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас? Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
  • Расскажите о своём домашнем питомце (растении).
  • Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)?
  • Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас?
  • Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Как вы относитесь к коллекционированию? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов? Что является гордостью вашей коллекции? С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом? С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?

Как вы относитесь к коллекционированию?

В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:

  • Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов?
  • Что является гордостью вашей коллекции?
  • С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом?
  • С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?
Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование физкультминутки) Рассказ на основе изображения (устная речь – описание). Составление текстов (письменная речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания. Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала.  Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава- ми – и полился дождь частый. Появились цветы – то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась довольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.

Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование физкультминутки)

  • Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
  • Составление текстов (письменная речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания.
  • Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала.

Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила

напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава-

ми – и полился дождь частый. Появились цветы –

то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась

довольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело

землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!