Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе.»
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе
Учитель высшей квалификационной категории,
учитель русского языка и литературы
Ахметзянова И.А.
2021 г.
Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на
- письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
- устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Коммуникативные действия
- правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знать особенности диалогической и монологической речи;
- строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Коммуникативная компетентность
- коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетенция
основные компоненты:
- владение той или иной лексикой
- развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
- умение соблюдать этику и этикет общения
- умение анализировать внешние сигналы
- ассертивность (уверенность)
- владение навыками активного слушания
- владение ораторским искусством
- актерские способности
- умение строить высказывание и вести диалог
диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера
диалог с учителем
Структура модели «Беседа с учителем»
- Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена.
- Чтение текста
- подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.
- чтение текста вслух – 3 мин.
3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.
- подготовка к ответу – 1,5 мин.
- ответ – 2 мин.
- ответы на вопросы – 3 мин.
Образец задания (ФИПИ) Монологическое высказывание беседа по монологу
Задание 2. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
- в каком музее Вы были;
- когда и с кем;
- что вы увидели;
- что понравилось и запомнилось больше всего.
Образцы заданий для 9 класса при подготовке к устной части ОГЭ
- Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу.
- Кто и когда дал или посоветовал вам её почитать?
- Кто из героев понравился вам больше других?
- О чем вас заставила задуматься книга?
Как вы относитесь к чтению?
В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:
- Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить вкус к чтению?
- Является ли чтение вашим любимым занятием?
- Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации?
- Можете ли вы обосновать необходимость чтения?
Не забудьте рассказать
- Куда и когда Вы ходили в поход?
- С кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)?
- Как Вы подготовились к походу?
- Почему Вам запомнился этот поход?
Всегда ли нужно следовать моде?
В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:
- Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде и почему?
- Следовать моде можно только в одежде?
- Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
- Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
- Расскажите о своём любимом школьном предмете.
- Когда и почему у вас появился интерес к этой дисциплине?
- Какую интересную информацию вы получили, изучая этот предмет?
- Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?
Как вы относитесь к школьной форме?
В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:
- Принята ли в вашей школе школьная форма?
- Чем может быть удобна школьная форма?
- Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся?
- Какими вы хотите видеть учеников своей школы?
- Расскажите о вашем любимом семейном празднике.
- Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи?
- Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)?
- Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Как вы относитесь к компьютеризации общества?
В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:
- Какую роль в вашей жизни играет компьютер?
- Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК?
- Может ли компьютер заменить книгу?
- Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?
- Расскажите о своём домашнем питомце (растении).
- Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)?
- Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас?
- Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Как вы относитесь к коллекционированию?
В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы:
- Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов?
- Что является гордостью вашей коллекции?
- С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом?
- С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?
Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование физкультминутки)
- Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
- Составление текстов (письменная речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания.
- Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала.
Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила
напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава-
ми – и полился дождь частый. Появились цветы –
то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась
довольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело
землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.
Спасибо за внимание!