СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков (5-8 класс)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков (5-8 класс)»

Пояснительная записка

Подростковый возраст представляет собой переходный этап  онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.

Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов и направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Цель программы:  способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и  адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи

  • формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;

  • развивать навыки эффективного общения;

  • развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;

  • закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;

  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;

  • развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;

  • способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;

  • способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;

  • способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.

Результаты освоения курса:

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

  • осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

  • способность к эмпатии и рефлексии.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;

  • умение самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;

  • владеть навыками слушания и понимания собеседника;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение бесконфликтного и эффективного общения;

  • учитывать при принятии решения разные мнения;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников.









Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы: программа разработана на 34 часа, частота проведения - 1 раз в неделю.

Тренинговая программа включает в себя 3 этапа: ориентировочный, основной и заключительный.

Ориентировочный этап работы состоит в создании благоприятных условий для работы в группе, ознакомлении с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулировании правил группы. На этом же этапе проводится первичная диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

На основном этапе идет работа в соответствии с календарно-тематическим планом занятий и направлена на реализацию поставленных задач.

Заключительный этап включает в себя повторную диагностику, подведение итогов и определение эффективности программы.

Каждое занятие тренинга состоит из следующих основных компонентов:

- вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);

- основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);

- заключение (рефлексия и релаксация).

Основные методы работы на тренинге: игра (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика.

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Основные содержательные линии программы:

  • психологические механизмы установления позитивного контакта с другими людьми;

  • развитие самопознания как условия успешного взаимодействия с самим собой и окружающим миром;

  • развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;

  • формирование адекватной самооценки, своей позиции и выбора модели поведения в затруднительных ситуациях;

  • развитие навыков общения;

  • развитие рефлексии своего состояния.















Тематическое планирование

5-6 класс


п/п

Тема

Цель

Краткое содержание

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

1.«Веселое приветствие».

2.Упражнение «Интервью».

  1. Упражнение «Колокол».


2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

3.

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

Дать возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развитие навыков самопознания и принятия самого себя.

1. Игра «Ласковое имя».

2. Беседа «Что я знаю о себе?»

3. Игра «Кто я?»

4. Упражнение «Найди себя».

4.

Я в мире людей.

Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу.

1. Упражнение «Клубочек».

2. Упражнение «Доброе животное».

3. Притча «Солнце и ветер».

4. Упражнение «Давайте жить дружно».

5.

Характер и эмоции.

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей,

показать важность умения управлять своими чувствами.

1. Упражнение «Число три».

2. Упражнение «Мои чувства».

3. Упражнение «Список черт характера».

6.

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.


1. Упражнение «Настроение».

2. Упражнение «Горячий стул».

3. Упражнение «Пожелания».

7.

Я глазами других.

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.


1. Упражнение «Какой он?»

2. Упражнение "Пять добрых слов".

3. Упражнение «Хорошо или плохо».

8.

Я в школе.

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

1. Упражнение «Новое, хорошее…».

2. Упражнение «Рассказ о школьном страхе».

3. Упражнение «Рисование школьных страхов».

9.

Поведение и культура.

Стимулирование поведенческих изменений, обучение индивидуализированным приемам межличностного общения.

1. Упражнение «Ворвись в круг».

2. Упражнение «Оцени ситуацию».

3. Упражнение «Подарок».

10.

Общение в жизни человека.

Дать представление о значении общения в жизни человека.

1. Упражнение «Пустой стул».

2. Тест-игра «С тобой приятно общаться».

3. Упражнение «Ива на ветру».

11.

Общение и уважение.

Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу.


1. Упражнение «Я рад общаться с тобой».

2. Упражнение «Расшифруй слово».

3.Упражнение «Подойди ближе».

4. Упражнение «Слепой и поводырь».

12.

Оказание поддержки, помощи, услуги.

Создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к  другим людям, желания оказать им поддержку в трудной жизненной ситуации.

1. Игра « Войди в круг».

2. Упражнение «Просьба о помощи».

3. Упражнение «Ласковое слово».



13.

Умение отказывать.

Обучение умению сказать «нет!».

Оказание помощи детям в осознании ответственности за свой выбор.


1. Упражнение «Когда трудно сказать «Нет!» 2. Упражнение «Учимся говорить “нет!”».

3. Ролевая игра «Выбор решения».

14.

Самооценка.

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепление навыков групповой работы.


1. Упражнение «Похвальное слово самому себе».

2. Методика «Самооценка».

3. Дискуссия «Самое-самое».

4. Методика «Моя вселенная».

15.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Познакомить участников с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека.


1. Упражнение «Уверенное поведение».

2. Упражнение. «Правильный выбор».

3. Упражнение «Голос».

4. Упражнение «Доведи дело до конца».

16.

«Ярмарка достоинств».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепление у обучающихся навыков самоанализа.

Обучение преодолению барьеров на пути самокритики.

Развитие уверенности в себе.

1. Упражнение «На что похоже моё настроение».

2. Игра «Ярмарка достоинств»

3. Упражнение «Вверх по радуге».


17.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением.

1. Упражнение «Кто я?»

2. Упражнение «Круг ролей».

3. Упражнение «Карусель».

18.

Конфликт. Виды конфликтов.

Знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов.

1. Мозговой штурм «Что такое конфликт?»

2. Информационная часть «Виды конфликтов и способы их разрешения»

3. Упражнение «Рубка дров».

4. Игра «Толкалки без слов».

19.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

Знакомство со способами разрешения конфликтов.

1.«Испорченный телефон».

2. «Датский бокс».

3.«Разговор с собой».

20.

Конфликт как возможность развития своего Я.

Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности.

1. Упражнение на «Я-высказывание».

21.

Комплимент - дело серьезное?

Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

1. Упражнение «Мешочек «Кричалки-визжалки».

2. Упражнение «Шаг навстречу».

3. Игра «Король комплимента».

22.

А без друзей на свете трудно жить...

Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения.


1. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

2. Упражнение «Сиамские близнецы».

3. Упражнение «Ищу друга».

23.

Барьеры общения

Дать обучающимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучение альтернативным вариантам поведения.

Обучение анализу различных состояний.

1. Упражнение «Определение границ».

2. Упражнение «Договоритесь».

3. Упражнение
«Условия бесконфликтного общения».

24.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

Знакомство с понятием эмпатия, эмоциональное сопереживание. Контроль над эмоциями.

1. Упражнение «Автопортрет».

2. Упражнение «Без маски».

3. Упражнение «Карусель».

25.

Кто такой агрессивный человек?



Знакомство с понятиями «агрессивность», «агрессивный человек», «агрессивное поведение».

Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими.

Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности.

1. Упражнение «Портрет агрессивного человека».

2. Упражнение «Темные и светлые мешочки».

3. Дискуссия «Большой секрет для маленькой компании».

4. Упражнение «Волшебные очки».

26.

Учимся правильно выражать обиду и гнев.

Обучение приемлемым способам выражения обиды и гнева.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение.

1. Упражнение «Опасно - безопасно».

Упражнение «Волшебная фраза».

2. Упражнение

3. «Психологический театр».


27.

Избавляемся от гнева правильно.

Знакомство обучающихся с приемлемыми способами избавления от гнева и других негативных эмоций.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство обучающихся с разными техниками «выпускания пара» (ауторелаксацией, саморегуляцией, дыхательной гимнастикой, самовнушением и др.), их отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции.

1. «Как правильно «выпускать пар»?»

2. Упражнение «Кулачки» («Лимон»).

3. Упражнение «Посчитай до десяти».

4. Упражнение «Воздушный шарик». 5. Упражнение «Лист гнева».

6. Упражнение «Боксерская груша».

28.

Как реагировать на грубость?

Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

1. «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?».

2. «Психологический театр».

29.

Что делать, когда дразнят?

Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

1. Упражнение «Называй меня ласково».

2. «Ромашка ласковых имен».

30.

Вежливые слова – помощники в дружбе.

Формирование положительной мотивации на использование вежливых слов в повседневном общении.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.

Развитие умения анализировать собственное поведение, свои качества личности.

1. Упражнение «Темные и светлые мешочки».

2. Упражнение «Волшебные очки».

3. «Краткий словарик вежливых слов».

31.

Мотивы наших поступков.

Способствование пониманию мотивов межличностных отношений.


1. Упражнение «Я хочу - они хотят - я поступаю».

2. Упражнение «Мотивы наших поступков».

32.

Критика.

Знакомство обучающихся с понятием «критика».

Отработка навыков правильного реагирования на критику.


1. Игра «Что звучит обидно?».

2. Упражнение «Я – сообщение».

3. Упражнение «Нападающий и защищающий».

4. Упражнение «Волшебный щит».

33.

На пути к гармонии...

Закрепление полученных знаний.


1. Игра «Спасибо, что ты рядом!»

2. Игра «Волшебный сундук».

3. Упражнение «Дорисуй портрет».

4. Игра «Коммуникация».

34.

Диагностическое занятие.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.


7-8 класс


п/п

Тема

Цель

Краткое содержание

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с новой формой работы – социально-психологическим тренингом и основными принципами работы социально-психологического тренинга.

1. Упражнение «Моё настроение».

2. «Правила нашей группы».

3. Игра «Поменяйтесь местами».

4. Упражнение «Змея».


2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

3.

Общение. Способы общения.

Знакомство с различными способами общения. Обучение основам эффективного и безопасного общения.

1. Игра-активатор «Общение руками».

2. Дискуссия «Способы общения».


4.

Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений.

Знакомство с невербальными средствами общения.

1. Упражнение «Распознавание невербальных сообщений».

2. Игра-упражнение «Разговор через стекло».

5.

Развитие невербальной коммуникации.

Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения.

1. Разминка «Сбор по голосам».

2. Упражнения «Стеклянная дверь».

3. Упражнение «Выстраивание по росту».

4. Упражнение «Разговор в рисунках».

6.

Развитие вербальных и невербальных умений.

Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.

1. Упражнение «Вавилонская башня».

2. Упражнение «Говорящие руки».

3. Упражнение «Интервью».

4. Упражнение «Передай другому».

7.

Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике.

Обучение умению доходчиво излагать свои мысли, получать сведения о навыках самоконтроля и преодоления страха перед аудиторией.


1. Упражнение «Интересные вопросы».

2. Упражнение «Другой акцент».

3. Упражнение «Передать одним словом».

8.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений.

Развитие речевых умений.

1. Упражнение «Передай другому».

2. Упражнение «Другими словами».

9.

Развитие навыка активного слушания

Развитие навыка активного слушания.

1.  Упражнение «Спина к спине».

2. Упражнение «Чтение с эхом».

10.

Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать».

Демонстрация искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

1. Разминка «Привет себе».

2. Упражнение «Испорченный телефон».

3. Информационный блок «Психология общения».

4. Упражнение «Рисование по инструкции».

5. Анкета «Умеете ли Вы слушать».

6. Упражнение «Слушание в разных позах».

11.

Упражнения на развития навыка слушания.

Развитие навыка слушания.

1. Упражнение «Два подсказчика».

2. Упражнение «Испорченный телефон».

3. Упражнение «Выслушай и повтори».

12.

Гибкость в общении.

Дать представление о понятии «гибкость в общении». Тренировка ее на практике с помощью упражнений, обучение адекватно выражать своё внутреннее состояние, став более конгруэнтными.

1. Упражнение «Стратегия в диалоге».

2. Упражнение «Угадай рифму».

13.

Знаки внимания при общении.

Обучение пониманию и распознаванию знаков внимания в общении.

Обучение применению навыков пассивного и активного слушания на практике, использованию знаков внимания при коммуникации.

1. Информационный блок. Знаки внимания при общении.

2. Упражнение «Знаки внимания».

3. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».

14.

Качества, важные для межличностного общения.

Рассмотрение возможности использовать эти качества в реальных ситуациях общения, определение своего коммуникативного уровня и причин, мешающих общаться эффективно.

1.Упражнение «Фотография».

2. Упражнение «Телевизор».

3. Упражнение «Телепатия».


15.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением.

1. Упражнение «Кто я?»

2. Упражнение «Круг ролей».

3. Упражнение «Карусель».

16.

Конфликт, способы поведения в конфликте.

Анализ сущности конфликтов, причины их возникновения. Знакомство с самыми распространенными моделями поведения.

1. Разминка «Встреча на узком мостике».

2. Информационный блок: психология конфликта.

3. Практическая работа «Конфликтогены».

4. Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте.

5. Ролевая игра «Финансовые авантюристы».

17.

Конфликт, конструктивное разрешение.

Изучение и применение на практике адекватных способов решения конфликтов.


1. Разминка. «Гвалт».

2. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.

3. Ролевая игра «Конфликты».

18.

Конфликт как возможность развития Я.

Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности.

1. Упражнение «69».

«Преграда».

2. Упражнение «Проработка конфликтов».

19.

Правила ведения дискуссии.

Знакомство с правилами ведения дискуссии.

1. Упражнение «Ведение переговоров».

2. Упражнение «Отстаивание своего мнения».

3. Упражнение «Один поднос на четверых».

20.

Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

Формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы группы, научиться эффективному поведению для достижения  согласия  при решении групповых задач.

1. Игра «Необитаемый остров».

2. Ролевая игра «Бомбоубежище».

21.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

Обучение умению выражать эмоции, пониманию эмоционального состояния собеседника, «вхождению» в его состояние, анализирование личностных особенностей других людей и своих (саморефлексия).

1. Упражнение «Знатоки чувств».

2.Упражнение «Эмоциональные загадки».

3.Упражнение «Передача чувств».


22.

Наши эмоции и чувства.

Понимание, что такое эмоции и чувства, а так же совершенствование умения конструктивного выражать их.

1. Разминка «Путаница».

2. Информационный блок: основные эмоции и чувства.

3. Упражнение «Угадай эмоцию».

4. Практическая работа «Польза и вред эмоций».

5. Упражнение «Скульптор и глина».

23.

Проявления эмоций и чувств.

Обучение расшифровке внешних проявлений основных эмоций и чувств у других людей, а также развитие собственной эмоциональной экспрессивности.

1. Разминка «Хлопки по коленям».

2. Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций».

3. Игра - соревнование «Замороженные».

24.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки через определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

1. Упражнение «Молекулы».

2. Упражнение «Я в лучах солнца!»

3. Упражнение «Гимн себе».

4. Упражнение «Формула любви к себе».

25.

Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения.

Знакомство с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека.

Отработка на практике некоторых из этих способов поведения.

Показ необходимости формирования определенных жизненных навыков человека.

1. Дискуссия «Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенности в себе».

2. Ролевая игра «Сомнительное приключение».

26.

Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе.

Тренировка навыков уверенного поведения.


1. Упражнение «Я такой же, как ты».

2. Упражнение «Золотой стул».

3. Упражнение «Комплименты».

27.

Групповое давление. Сопротивление групповому давлению.

Знакомство с понятием «групповое давление» и его видами.

Показ взаимосвязи навыков сопротивления групповому давлению с признаками уверенного человека.


1. Упражнение-активатор «Разожми кулак».

2. Рассказ о видах группового давления.

Отработка навыков распознавания способов группового давления.

3. Ролевая игра «Выбор решения».

28.

Мы – команда.

Сплочение группы.

Формирование у подростков чувства команды.

1. Разминка «Циферблат».

2. Упражнения «Узелок», «Связанные» группы».

3. Групповая дискуссия «Факты о нас».

4. Упражнение «Встреча взглядами».

29.

Наши сходства и различия.

Сплочение группы.


1. Разминка «Построение круга».

2. Упражнение «Поиск сходства».

3. Психогеометрический тест.

4. Упражнение «Запоминание позы».

30.

Сплочение и доверие.

Продолжение работы по групповому сплочению.

Формирование доверительной обстановки.

1. Разминка «Скалолаз»

2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «На пальцах».

31.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.


1. Упражнение «Паззл».

2. Упражнение «Кто быстрее?».

32.

Манипуляции и защита от них.

Знакомство подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

1. Разминка «Толкачи».

2. Изучение способов манипулирования.

3. Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».

33.

Портрет нашего класса

1. Закрепление результатов, достигнутых в ходе программы.

1. Рисуночная разминка «Протяни на встречу руку».

2. Композиция «Мои ресурсы».

3. Групповая композиция «Наш сад».

34.

Диагностическое занятие

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.




















Приложение

Календарно-тематическое планирование

5-6 класс


п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

1


2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

1


3.

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

1


4.

Я в мире людей.

1


5.

Характер и эмоции.

1


6.

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

1


7.

Я глазами других.

1


8.

Я в школе.

1


9.

Поведение и культура.

1


10.

Общение в жизни человека.

1


11.

Общение и уважение.

1


12.

Оказание поддержки, помощи, услуги.

1


13.

Умение отказывать.

1


14.

Самооценка.

1


15.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

1


16.

«Ярмарка достоинств».

1


17.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

1


18.

Конфликт. Виды конфликтов.

1


19.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

1


20.

Конфликт как возможность развития своего Я.

1


21.

Комплимент - дело серьезное?

1


22.

А без друзей на свете трудно жить...

1


23.

Барьеры общения

1


24.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

1


25.

Кто такой агрессивный человек?

1


26.

Учимся правильно выражать обиду и гнев.

1


27.

Избавляемся от гнева правильно.

1


28.

Как реагировать на грубость?

1


29.

Что делать, когда дразнят?

1


30.

Вежливые слова – помощники в дружбе.

1


31.

Мотивы наших поступков.

1


32.

Критика.

1


33.

На пути к гармонии...

1


34.

Диагностическое занятие.

1


Итого:

34







7-8 класс

п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

1


2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

1


3.

Общение. Способы общения.

1


4.

Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений.

1


5.

Развитие невербальной коммуникации.

1


6.

Развитие вербальных и невербальных умений.

1


7.

Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике.

1


8.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений.

1


9.

Развитие навыка активного слушания

1


10.

Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать».

1


11.

Упражнения на развития навыка слушания.

1


12.

Гибкость в общении.

1


13.

Знаки внимания при общении.

1


14.

Качества, важные для межличностного общения.

1


15.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

1


16.

Конфликт, способы поведения в конфликте.

1


17.

Конфликт, конструктивное разрешение.

1


18.

Конфликт как возможность развития Я.

1


19.

Правила ведения дискуссии.

1


20.

Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

1


21.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

1


22.

Наши эмоции и чувства.

1


23.

Проявления эмоций и чувств.

1


24.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

1


25.

Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения.

1


26.

Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе.

1


27.

Групповое давление. Сопротивление групповому давлению.

1


28.

Мы – команда.

1


29.

Наши сходства и различия.

1


30.

Сплочение и доверие.

1


31.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.

1


32.

Манипуляции и защита от них.

1


33.

Портрет нашего класса

1


34.

Диагностическое занятие

1


Итого:

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!