СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие художественных и творческих способностей у детей через личностно-ориентированный подход на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромной задачей современного дополнительного образования является воспитание человека – человека всесторонне развитого. И одним из ключевых моментов здесь,  является необходимость эстетического воспитания и развития ребенка. Развитие его сознания – эмоций, памяти, мышления, волевой сферы.

Немаловажную роль в развитии гармоничной личности играет изобразительное искусство. Каждый ребенок рождается художником, то есть обладает не только способностями к творчеству, но и потребностью создавать, творить прекрасное, открывать новое, неизведанное. И именно изобразительное искусство раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии.

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт педагогу возможность, учитывая индивидуальные особенности детей, изменить форму занятий в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественных и творческих способностей у детей через личностно-ориентированный подход на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании»





Из опыта работы.




Тема: Развитие художественных и творческих способностей у детей через личностно-ориентированный подход на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании.













Автор: Овсяникова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования




















2021г.


Введение.

Огромной задачей современного дополнительного образования является воспитание человека – человека всесторонне развитого. И одним из ключевых моментов здесь, является необходимость эстетического воспитания и развития ребенка. Развитие его сознания – эмоций, памяти, мышления, волевой сферы.

Немаловажную роль в развитии гармоничной личности играет изобразительное искусство. Каждый ребенок рождается художником, то есть обладает не только способностями к творчеству, но и потребностью создавать, творить прекрасное, открывать новое, неизведанное. И именно изобразительное искусство раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими детьми. Помочь детям в этих стремлениях позволит личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно — ориентированной образовательной парадигмы.

Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;

- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- Формирование и развитие мышления;

- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ребенка через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность.

Развитие мышления ребёнка невозможно без участия педагога. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.

В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт педагогу возможность, учитывая индивидуальные особенности детей, изменить форму занятий в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.



  1. Личностно-ориентированные технологии обучения

      За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие тех качеств личности, которые помогут ребенку занять в жизни активную, ответственную позицию.

Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу [1] и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса [2]. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.

Специфика личностно-ориентированного обучения в отличие от других концепций заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ребенка на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

    Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития ребенка.

Существует точка зрения, согласно которой ребенок рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие. По мнению И.С. Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Такой подход обеспечит связь обучения с жизнью на уроках математики, использование наиболее эффективных видов самостоятельной работы, а также сделает процесс обучения динамичным, дифференцированным и активным.

    Признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная методика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская [3] считает необходимым различать следующие понятия.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку.

Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.

Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

     Проанализировав различные подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, позволил мне занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность педагога и личность ребёнка выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся.

    Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно-ориентированное занятие в отличие от традиционного изменяет тип взаимодействия «педагог-ребенок». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка. Изменяется позиция обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём отличие личностно-ориентированного урока от традиционного?

Целеполагание. Цель- развитие обучающегося, Создание таких условий, чтобы на каждом занятии ребенок был заинтересован в саморазвитии.

Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.

Деятельность ребенка. Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идёт не от педагога, а от самого ребёнка.

Отношения «педагог-ребенок». Работая с одной группой, педагог организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося.

Следует отметить, что все существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту обучающихся. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приёмы, соответствующие таким требованиям, как:

 - диалогичность;

 - творческий характер;

 - индивидуальность ребёнка;

 - предоставление обучающемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.

Выделяют следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

А) Педагогика сотрудничества;

Б) Технология саморазвивающегося обучения (Селевко Г.К.);

В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;

Г) Игровые технологии;

Д) Проблемное обучение;

Е) Технологии развивающего обучения;

Ё) Технологии уровневой дифференциации;

Ж) Технология индивидуального обучения.

При этом важно выделить содержательные характеристики личностно-ориентированного подхода в обучении:

  • личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков;

  • гуманизация содержания обучения, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры;

  • обеспечение достоверной психологической диагностики способностей ребёнка [4];

  • направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из интересов ребенка;

Итак, очевидно, что цель личностно-ориентированного обучения – заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, культурой, обществом.

Предполагается, что ребенок в конце занятия, поостренного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Организация обучения на основе личностно-ориентированного подхода означает, что все методические решения педагога преломляются через призму личности обучаемого- его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, нельзя не учитывать, что речевая деятельность посылается коммуникативно-познавательной потребностью обучающегося высказывать свою мысль. Когда коммуникативно-познавательная потребность ребенка становится внутренним мотивом его речевой деятельности на занятии.

Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. Важным является ещё один фактор — оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Личностно-ориентированное занятие, реализуемое с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного занятия.

Таблица. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного занятия.


Традиционное занятие

Личностно-ориентированное занятие

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.


Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.


  1. Личностно-ориентированные технологии обучения на занятиях изобразительного искусства.


В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

  Основной задачей занятий изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем и образцов. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им ребенок. Задача ребенка предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами.

В процессе занятий ребенок становится, с одной стороны, соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Реализация занятий осуществляется через три взаимопроникающих образов: художественный, музыкальный, литературный.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Таки образом ребёнку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.

Принципиально новый, интегрированный подход проведения занятий, раскрывает:

  • художественно-творческие способности (освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства, развитие фантазии и воображения, образного мышления, посредством цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей);

  • музыкальные способности (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.);

  • литературные способности (развитие речи, творческое воображение и мышление, поэтическое восприятие предметов и явлений деятельности, поэтическая зоркость, память, богатство словарного запаса и чувство языка, богатство словесных ассоциаций, легкость возникновения сопереживания, способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты).

Данный подход в организации и проведении занятий предоставляет возможности развития творческого потенциала в изобразительной деятельности, а также личностного и интеллектуального развития посредством изучения различных видов искусства.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

  • принцип динамичности (от самого простого к более сложному);

  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

  • принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенст­вование навыков художественного творчества.

Во втором - дидактические единицы, которые содер­жат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся.

В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким об­разом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершен­ствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художе­ственных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия миро­воззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных за­нятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ­ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система занятий сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Одной из основных форм работы по программе является проведение интегрированных занятий, которые позволяют ребенку реализовать свои музыкально-творческие литературно – поэтические возможности в игровой форме, снижают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию воображения, памяти, внимания.

Проведение интегрированных занятий осуществляется в следующих видах:

– художественно-продуктивная деятельность

– литературное творчество

– музыка;

– познавательное развитие;

– развитие речи.

Направления интегрированных занятий











Первый вид занятий, используемый в системе интегрированных занятий – занятия художественно-продуктивная деятельность – литературное творчество– музыка.

Занятия направлены на изучение нового материала, обобщение и закрепление знаний по изученной теме. Во избежание переутомления детей задания с высоким уровнем сложности сочетаются с более простыми и с динамическими паузами.

На таких занятиях осуществляется решение задач всестороннего развития воспитанника: художественно-эстетического (изобразительная деятельность, музыка), литературного, социально-нравственного. Для этого на занятиях используются образцы музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и литературного творчества, а также сказки, истории и стихи собственного сочинения.

Второй вид интегрированных занятий - художественно-продуктивная деятельность - познавательное развитие – музыка. На занятиях данного вида у младших школьников формируются научные понятия в изобразительной деятельности. Овладение системой научных понятий развивает у ребенка основ понятийного или теоретического мышления, воображение, восприятие, память. Для этого на занятиях в игровой форме выполняется подача научных понятий, используются произведения изобразительного искусства, музыкального и литературного творчества.

Третий вид интегрированных занятий: рисование – музыка. Такие занятия представляют собой комплекс психотехник: танцевально - двигательных, интегративного рисунка, и имеют цель помочь в формировании эмоционально- благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека. На занятиях этого вида музыка используются как средство для развития творческих способностей, расширения кругозора, активации социально - адаптивных способностей.

Четвёртый вид занятий: художественно-продуктивная деятельность – развитие речи – музыка. Занятия художественно-эстетического направления целью, которых является: активизировать творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности, обогащение словарного запаса и чувство языка и словесных ассоциаций, через приобщение к различным видам искусства.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в познавательной деятельности через решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественно-продуктивная деятельность» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, художественный труд);

-развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству.

Содержание и результаты всех областей программы обогащаются и закрепляются посредством различных видов продуктивной деятельности.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

-развитие музыкально-художественной деятельности;

-приобщение к музыкальному искусству.

Содержание образовательной области «Литературное творчество и развитие речи» направлено на достижения цели развития литературных способностей у детей, способностей к сопереживанию, созданию самобытных образов и сюжетов через:

- развитие воображения, памяти;

- обогащение словарного запаса, словесных ассоциаций;

- знакомство с мировой художественной литературой.

Таким образом, в процессе занятий в объединении «Студия изобразительного искусства «Палитра» воспитанники знакомятся:

  1. С основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом.


Работа воспитанницы объединения «Студия изобразительного искусства «Палитра»



Картина Хуана Миро

  1. Литературными произведениями:










Работа по якутской сказке «Смелая девушка и золоторогий олень»



Работы по произведениям А.С. Пушкина













Так, при работе над творческими заданиями у детей развиваются: воображение; фантазия; логическое и абстрактное мышление; изобразительные навыки; навыки художественного творчества (сложная композиционная работа), свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления.

3. Прослушивая музыкальные произведения (классическая музыка, эстрадные песни) у детей развивается эмоциональное восприятие музыки.


Р абота воспитанницы объединения «Студия изобразительного искусства «Палитра» на песню «Журавли́» — композитора Я́на Фре́нкеля на стихи Расу́ла Гамза́тов


Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Техника исполнения тушь (черная, синяя), перо











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!