СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие художественно-творческих способностей как психолого-педагогическая проблема

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление условий успешного овладения каждым подрастающим поколением необходимым социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями. выявление условий успешного овладения каждым подрастающим поколением необходимым социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественно-творческих способностей как психолого-педагогическая проблема»

А. Э. Егорова

ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель А. В. Чупахина



РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА



Одной из актуальных задач педагогической психологии является выявление условий успешного овладения каждым подрастающим поколением необходимым социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

Понятие способностей является одним из неоднозначных, дискуссионных в психологии. Так, до рубежа XIX и XX веков было распространено мнение, что способности — это высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающий человеку определенный уровень успешности выполнения различных видов деятельности. Такое понимание способностей отчасти является употребляемым и в настоящее время. Но при таком понимании способностей нельзя объяснить, почему у разных людей в одной и той же деятельности знания, умения и навыки вырабатываются с разной скоростью и с разной успешностью.

Если выделить суть понятия «способности», раскрытую в разнообразных их определениях, встречающихся в литературе, то можно дать понятию «способности» обобщенное определение: способности — это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности [2]. Данная точка зрения была и остается наиболее точным и общепринятым пониманием термина «способности» в отечественной психологии на сегодняшний день. С. Л. Рубинштейна говорил о том, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. …Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» [3].

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает развитие художественно-творческих способностей. Согласно словарю-справочнику по проблемам творчества, «художественно-творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [4]. Тем самым художественно-творческие способности обеспечивают успешность в творческих видах деятельности, то есть в таких, в которых создаются новые предметы материальной и духовной культуры, осуществляются новые идеи, открытия, изобретения.

Художественно-творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление, благодаря которому при решении какой-либо проблемы люди не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов . Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.

- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.

- Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности :

- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

- Гибкость мышления.

- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

- Лёгкость генерирования идей.

- Творческое воображение.

- Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

- Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

- Умение видеть целое раньше частей.

- Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

- Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

- Способность рисковать.

- Дивергентное мышление.

- Гибкость в мышлении и действиях.

- Скорость мышления.

- Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

- Богатое воображение.

- Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

- Высокие эстетические ценности.

- Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих художественно-творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.



Список использованных источников:

1. Большая Советская Энциклопедия 3-е издание.-М:Советская Энциклопедия , 1968-1979.

2. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПБ.: Евразия, 1999.

3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа,1981.

4. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. 296 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!