А. Э. Егорова
ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель А. В. Чупахина
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Одной из актуальных задач педагогической психологии является выявление условий успешного овладения каждым подрастающим поколением необходимым социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями.
Понятие способностей является одним из неоднозначных, дискуссионных в психологии. Так, до рубежа XIX и XX веков было распространено мнение, что способности — это высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающий человеку определенный уровень успешности выполнения различных видов деятельности. Такое понимание способностей отчасти является употребляемым и в настоящее время. Но при таком понимании способностей нельзя объяснить, почему у разных людей в одной и той же деятельности знания, умения и навыки вырабатываются с разной скоростью и с разной успешностью.
Если выделить суть понятия «способности», раскрытую в разнообразных их определениях, встречающихся в литературе, то можно дать понятию «способности» обобщенное определение: способности — это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности [2]. Данная точка зрения была и остается наиболее точным и общепринятым пониманием термина «способности» в отечественной психологии на сегодняшний день. С. Л. Рубинштейна говорил о том, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. …Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» [3].
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает развитие художественно-творческих способностей. Согласно словарю-справочнику по проблемам творчества, «художественно-творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [4]. Тем самым художественно-творческие способности обеспечивают успешность в творческих видах деятельности, то есть в таких, в которых создаются новые предметы материальной и духовной культуры, осуществляются новые идеи, открытия, изобретения.
Художественно-творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление, благодаря которому при решении какой-либо проблемы люди не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов . Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.
- Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности :
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
- Гибкость мышления.
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
- Лёгкость генерирования идей.
- Творческое воображение.
- Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
- Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
- Умение видеть целое раньше частей.
- Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
- Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Скорость мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
- Богатое воображение.
- Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих художественно-творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Список использованных источников:
1. Большая Советская Энциклопедия 3-е издание.-М:Советская Энциклопедия , 1968-1979.
2. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПБ.: Евразия, 1999.
3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа,1981.
4. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. 296 с.