СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того, чтобы дать ребятам знания по этому предмету, чтобы привить им любовь к чтению, воспитать квалификацированного,умного, проницательного читателя.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса на уроках литературы»

Развитие интереса и воспитание на уроках литературы.

- эти строки Ф.И. Тютчева вновь и вновь возникают в памяти, когда находишься в многоликом, многоголосом потоке школьников.

Для чего мы преподаём литературу в школе? Конечно, для того, чтобы дать ребятам знания по этому предмету, но самое главное, думаю, чтобы привить им любовь к чтению, воспитать квалифицированного, умного, проницательного читателя. Но тогда и средства достижения этой цели должны быть соответствующими, способными вызвать интерес к книге.

Говорят, учителям свойственно превозносить свой предмет и считать его самым важным. И трудно с этим не согласиться. Роль литературы в воспитании наших учеников несоизмерима с другими предметами. Именно на уроках словесности ребята постигают отношения между людьми, находят образцы для подражания, учатся разным способам жизни. Конечно, очень важно, какие знания, умения и навыки учащиеся унесут с уроков не только на экзамены, творческие конкурсы, олимпиады, а дальше – в жизнь.

Влюбленный в искусство, знающий и любящий своих питомцев, учитель стремится к тому, чтобы каждого из них воспитать как личность. Нельзя, чтобы ученики оставались равнодушными к художественному слову. В приобщении школьников к литературе огромное значение имеет выразительное чтение небольших художественных произведений на уроке, а если произведение большое, то наиболее выразительных эпизодов из него.

Ученики должны слышать интонацию писателя, видеть художественную деталь. Пауза, молчаливое раздумье над прочитанным и услышанным – это не зря потерянное время, это обязательный элемент урока: в молчании вершится работа души, формируются чувства. Каждый урок – это поиск истины, он должен учить самостоятельности в оценке художественных произведений и его героев, способствовать формированию собственных суждений, умению их высказать и защищать. Хороший вопрос учителя тот, на который нельзя ответить, не зная фактического материала, и нельзя ответить, зная только фактический материал. Лишь на основе эстетических, художественных переживаний совершается нравственное воздействие писателя на юную душу, и потому надо идти не с предметом к ученику, а от потребностей и интересов ученика к предмету.

Каждый учитель должен выработать свою концепцию изучаемого произведения на основе данных литературоведения и методики.

Чтобы сделать книги писателя книгами для души, книгами-друзьями, есть один из верных путей к этому – через раскрытие личности автора. Есть писатели, которые сопровождают нас всю жизнь, начиная с раннего детства, например, Пушкин. А если Толстой? О нём узнаём намного позже. Он создал гениальные книги, снискал мировую славу, обрёл в своей жене преданного друга, стал отцом большой семьи, обосновался в дорогом сердцу уголке земли - Ясной Поляне. Но покоя и умиротворения Толстой не знал. Более мятежного, страстного человека на свете, может быть, и не было.

Начинаю разговор о писателе с его собственных воспоминаний о и - детских мечтах о том, как достичь всеобщего счастья и справедливости. Хочется, чтобы ребята увлеклись личностью писателя с позиции их возраста.

Кто не мечтает совершить в жизни что-то замечательное, добиться признания у людей? Кто не размышляет о том, кем и каким быть?

Показываю это на примере жизни Толстого, потому что с юношеских лет писатель упорно . Можно показать это ученикам, подробно проследив работу Льва Николаевича в течение одного года – 1851.

В 1851 году Толстой становится писателем, этот год в его жизни переломный, он находится на распутье: что делать: готовиться ли к кандидатскому экзамену, вступить ли на службу, поправить ли состояние выгодной женитьбой?

Двадцатитрехлетний Толстой находится под влиянием окружающей среды, которую впоследствии он беспощадно осудит. Любящая тетушка умоляет Льва Николаевича бросить к картежной игре, об этом многие даже не знают. Толстой вел свои дневники, фиксировал в них настроение, мысли, дела и заботы в течение многих лет.

Прослеживая самокритическую работу писателя над собой в 1851 году, мы видим, как дневник становится для него своеобразным инструментом самонаблюдения, самоконтроля, самопознания, самовоспитания.

Если взглянуть на события жизни Толстого в 1951 году, то может показаться, что человек совершает случайные и безрассудные шаги: внезапно отправляется на Кавказ с братом Николаем и пробудет там два года и семь месяцев, рискуя жизнью. В дневнике 21 сентября 1855 года запишет:

.

В Толстом просыпается художник, его влечет к обновлению, к освежающим переменам в жизни, в его душе появляется страстная потребность творчества. И Кавказ долго будет питать это творчество, а события жизни писатель продолжает отражать в дневниках. Читая их, мы видим, какую огромную и мучительную работу совершал Лев Николаевич, формируя себя как человека. Творчество писателя неотделимо от его нравственных исканий, от его личности: то, что он хочет сказать людям, должно быть выношено, выстрадано им: . Отсюда видно, как Толстой размышлял над своей жизнью. Не этот ли каждодневный труд самоконтроля и самоанализа привел его к открытию, продвинувшему литературу далеко вперед. Теперь можно начинать изучение литературных произведений писателя.

Одной из форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, воспитывающих интерес к учебному материалу, является урок с элементами занимательности.

Первая попытка осмыслить проблему занимательности была предпринята В. Ф. Одоевским. В человеке, утверждал он, заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка занимательным.

Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно откликаются на занимательность, на новое и необычное, дающее выход эмоции. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка и литературы (игры, упражнения, состязания, конкурсы, игры-путешествия, шарады, загадки и др.) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.

Вводить элементы занимательности необходимо с самого первого урока литературы. Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения.

Нельзя не коснуться и такого приёма как иллюстрирование. Выполняя эту задачу, учащиеся должны вчитываться в текст произведения, чтобы как можно точнее изобразить описание. Рисовать иллюстрации к произведениям учащиеся очень любят. Здесь тоже есть очень много возможностей для творчества. Можно дать задание не просто нарисовать иллюстрацию к произведению, но предложить учащимся, например, изобразить то, что главный герой мог видеть, оказавшись в той или иной ситуации.

На уроке обязательна защита таких иллюстраций. Когда учащиеся научатся защищать свои иллюстрации, задание можно усложнить, предложив учащимся более сложные формы, например, создание диафильма.

При оценивании творческих работ, учащихся учитель должен помнить, что его оценка может сформировать у учащихся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Поэтому на начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детскими руками. Возможно, на первых порах следует отказаться от критики. В дальнейшем же, когда между учителем и учениками закрепятся доверительные отношения, можно сравнивать выполненное творческое задание с поставленной задачей.

Урок – концерт хорошо проводить, изучая лирику поэтов. Ученики стараются перещеголять один другого. Чтение стихотворений всегда выразительно, происходит знакомство со многими произведениями поэта.

Уроки – композиции тоже пользуются успехом (стихи, письма, воспоминания).

Часто на уроках применяются театрализованные игры.

У многих литературные игры ассоциируются исключительно с внеклассными мероприятиями. Но игра может и должна стать и составной частью урока. Приведём несколько примеров.

В 5-х классах в процессе урока или в финале изучения произведения можно провести небольшую игру-разминку «Заверши фразу». Например, учитель произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: “Очень вредно не ехать на бал...” Ученики продолжают: “Когда ты этого заслуживаешь”. Есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Это эпизод весёлый или грустный, почему? Какова роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве произведения, мы даём ученикам возможность вернуться к тому, что говорилось на уроках, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе и персонаже.

Уроки литературы по произведениям, которые задевают детей за живое, - это прямой путь к их сердцам. Что унесут они в душах, какие образцы возьмут в свою жизнь после изучения произведений, очень важно.





Урок – концерт хорошо проводить, изучая лирику поэтов. Ученики стараются перещеголять один другого. Чтение стихотворений всегда выразительно, происходит знакомство со многими произведениями поэта.

Уроки – композиции тоже пользуются успехом (стихи, письма, воспоминания).

Часто на уроках применяются театрализованные игры.

Уроки литературы по произведениям, которые задевают детей за живое, - это прямой путь к их сердцам. Что унесут они в душах, какие образцы возьмут в свою жизнь после изучения произведений, очень важно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!