СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье идёт речь о возможностях развития ИКТ младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников является одним из требований Федерального стандарта начального образования.

ИКТ-компетентность - это общеучебное умение, способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, её поиска, обработки, оценки, а также для производства и передачи информации.

В связи с этим возникает необходимость организации учебно-воспитательного процесса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, под которыми понимаются разнообразные программно-технические (электронные) средства.

В настоящее время в образовательном процессе используются следующие информационно-коммуникационные технологии: электронные библиотеки, учебники, книги, задачники, практикумы, тренажеры, тесты, энциклопедии, словари, справочники, хрестоматии, обучающие компьютерные программы, развивающие компьютерные игры, виртуальные конструкторы, мультимедийные учебные занятия, дистанционные учебные курсы, электронная почта, электронные телеконференции, видеоэкскурсии; предметные виртуальные лаборатории и т.д. При чем эти технологии могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной работе при организации научной и проектной деятельности учащихся, а также при проведении внеклассных мероприятий.

Анализ педагогической литературы по теме исследования позволил выделить основные варианты уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий:

  1. Урок с мультимедийной поддержкой – на уроке используется один компьютер, им пользуется учитель (для демонстрации рисунков, опытов, виртуальных экскурсий и т.д.), а также ученики для защиты проектов.

  2. Урок с компьютерной поддержкой – урок проходит в компьютерном классе, за компьютерами работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения и т.д.

  3. Урок интегрированный с информатикой – проходит в компьютерном классе, при этом компьютер выступает не только как средство обучения, но и как объект изучения.

Рассмотрим особенности урока с мультимедийной поддержкой.

На уроке предусмотрено использование следующих возможностей информационно-коммуникационных технологий:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание презентаций на определённую тему;

- использование готовых программных продуктов;

- использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока;

- мониторинг по отслеживанию результатов обучения, в том числе создание тестовых работ.

На этапе подготовки к данному типу урока важно проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывает каталог образовательных ресурсов, размещенный в сети Интернет.

При объяснении материала на уроке используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируемые на большой экран при помощи мультимедийного проектора.

Следует отметить, что при этом существенно меняется технология объяснения материала – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Использование современных компьютерных технологий позволяет применять в педагогической деятельности новые нетрадиционные формы и методы урока: урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте; урок-лекция (демонстрация серии мультимедийных опытов); виртуальная лабораторная работа; урок-презентация; урок-защита проектов; урок-игра; компьютерное тестирование и т.д.

При этом ученику предлагается выполнить следующие задания: найти информацию в Интернете по конкретной теме (биография писателя, описание опытов и т.д.); составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации; указать практическое применение какой-либо интерактивной модели; изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника; проверить решение задачи по алгоритму в электронных таблицах; решить задачу по анимации; выполнить тестирование на компьютере; решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой полученных ответов и т.д.

Также ученикам предлагаются мини-проекты: мультимедийные презентации. Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения:

- осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка;

- оформление результатов работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика и т.д.;

- защита проекта – публичное общение, дискутирование, отстаивание собственной позиции;

- работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:

- использование мультимедийных тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);

- использование готовых программных продуктов;

- использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).

Таким образом, использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени обучения имеет большие преимущества, которые заключаются в следующем:

- усиление мотивации;

- индивидуализации обучения;

- самореализации обучающихся;

- росте объема выполненных на уроке заданий;

- развитии творческих способностей младших школьников.

Однако следует помнить, что информационно-коммуникационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована, т.е. носить щадящий характер. Нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах работы, о проведении физкультминуток.

Литература

1. Булина-Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М.: Просвещение, 2013.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017.

3. Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. / Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М., 2015.

4. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!