Развитие графомоторики
старших дошкольников
на занятиях по изобразительной
деятельности
Подготовила педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДДЮТ» г. Новомосковск
Зюзина Елена Николаевна
2023 г.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка
Рисование требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский назвал рисование «графической речью».
Рисование – наиболее эффективное занятие по подготовке детей к овладению графикой письма.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детей, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
В. А. Сухомлинский
Графомоторика или
графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
Задачи графомоторики :
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий;
- ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки руки при изготовлении поделок.
Тренировать нужно не только «главную» руку, которой ребенок пишет, но и вторую.
Это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
творческая деятельность
Графический диктант, рисование по точкам, контурам, клеточкам; выполнение штриховки, обводки; рисование по трафарету и шаблонам
Формирование графомоторных навыков
система графических упражнений
игра
аппликация; конструирование; рисование,
пальчиковые игры и забавы,
пальчиковая гимнастика,
шнуровки,
с природным материалом,
пуговицами, крышками,
мозаика, конструктор,
Взаимосвязь письма и рисования
- формируется учебная поза;
- ребенок овладевает графическими умениями; движения руки подчиняются зрительному контролю;
- регулируются движения руки в соответствии со словом;
- происходит взаимодействие между восприятием предмета и его изображением;
- регулируются усилия руки при нажиме
Термин «нетрадиционный» можно рассмотреть как – «не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский »
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Работа
с шаблонами
Рисование
ватными
палочками
Печать
листьями
Декоративное
рисование
Штриховка
Кляксография
с трубочкой
Набрызг
Фотокопия
восковые мелки+
акварель
Монотипия
пейзажная
Монотипия
предметная
Витраж
Фломастеры и вода
Силуэт
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
От того, насколько ловко
научится ребенок управлять
своими пальчиками,
зависит его дальнейшее
развитие.