«Развитие функциональной грамотности учащихся
на уроках математики через практико-ориентированные задания»
Функциональная математическая грамотность – это способность человека мыслить, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.
В Федеральном Госстандарте одним из основных требований к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Практико-ориентированная задача позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.
Практико-ориентированная задача повышает интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности.
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:
- Научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
- Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.
- Готовиться к сдаче ВПР и к Единому Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.
Общий прием решения подобных задач включает:
1. знание этапов решения;
2. обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи;
3. владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
К этапам решения можно отнести:
· анализ текста задачи;
· перевод текста на язык математики;
· установление отношений между данными и вопросом;
· составление плана решения задачи;
· проверка и оценка решения задачи.
Функциональная грамотность – это не новые знания. Это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт. Это способность к синтезу, обобщениям, интеграции и переносу знаний. Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности? В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы, материалах ВПР, олимпиадах по финансовой грамотности. Задача непростая, но в итоге, ребёнок будет обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.
Практико-ориентированные задания из опыта работы:
Математическая грамотность «Петровская эпоха»
5 класс
№ 1
В тот период, когда Петр взошел на престол, Россия воевала практически на всех фронтах, а фактический выход к морю был только в архангельском направлении. Турки, поляки, шведы – все морские пути были отрезаны, поэтому Петр I поставил своей целью открыть для страны морские пути и создать собственный военный флот…
Яхта «Cвятой Петр» – первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова.
Задача:
«Святой Петр» – первый русский военный корабль. 12-пушечная государева яхта имела длину 17 метров, а ширину 5, 7м. Найдите площадь палубы и округлите её до десятков.
№ 2
Однажды Петр I приехал на железоделательный и чугунолитейный завод Вернера Миллера.
И пошел в ученики к мастерам кузнечного дела. Вскоре он уже хорошо стал ковать железо и в последний день своей учебы вытянул 18 пудовых полос железа, пометив каждую полосу своим личным клеймом.
Задача:
Петр старательно, каждый день проковывал по 720 фунтов железа. Он работал целый месяц. Получив обычную плату молотобойца, купил себе башмаки. Сколько нужно проковать железа, чтобы заработать такие башмаки?
№3
П ри Петре I в России с развитием торговли и промышленности назрела необходимость приведения в определённую систему различных мер. Так, были утверждены такие единицы длины.
Задача:
В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст пути. Барин заплатил 84 копейки. Сколько барин проехал километров?
№4
П осле своей первой поездки в Европу в 1698 году, царь Петр I издал указ о введении налога на бороды и усы и велел брить их всем людям любого чина и звания, а тех, кто не захочет брить обложить пошлиной. Он лично отстриг бороды некоторым боярам знатных родов.
Задача:
По указу Петра 1 за право носить бороду – надо платить. Богатые купцы платили за бороду 100 рублей в год, дворяне и чиновники на 40 рублей меньше, а остальные горожане в 2 раза меньше дворян. Какова цена бороды горожанина?