курс внеурочной деятельности по физике
«Лаборатория успеха»
для 11 классов
по общеинтеллектуальному направлению
Срок реализации: 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа интеллектуального практикума «Лаборатория успеха» предназначена для учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к физике. Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа позволяет расширить кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий. Программа предназначена для развития способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьника с применением коллективных форм обучения.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения основной программы основного общего образования.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
положительное отношение к российской физической науке;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
Метапредметные:
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные: умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать знакомой информацией;
формировать обобщенный способ действия;
моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Предметные:
Ученик научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы
ученик получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
различать границы применимости физических законов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Физическая задача. Классификация задач (4 ч.)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (4 ч.)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.
Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Метод размерностей, графические решения и т.д.
Динамика и статика (7 ч.) Основное утверждение механики; Законы Ньютона; Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость. Законы сохранения (7 ч.) Закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. Равновесие тел. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.(7 ч.) Основы МКТ, основное уравнение МКТ, Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч.) Эл. ток, закон Ома для полной цепи, электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления от температуры. Электрическое и магнитное поля (7 ч.) Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило Ленца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания и волны(7 ч.) Свободные и вынужденные э/м колебания, колебательный контур, свойства э/м волн, изобретение радио, принципы радиосвязи, понятие о телевидении. Оптика (7 ч.) Световые волны. Скорость света. Законы преломления света. Отражение света. Интерференция и дифракция света. Линзы. Квантовая физика (7 ч.) Световые кванты. Фотоэффект. Фотоны. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер.
Тематическое планирование
Тематический раздел | Деятельность учителя с учетом реализации ПВ | Тема | Кол-во часов | Учебное пособие | Формы организации и виды деятельности |
Физическая задача. Классификация задач | Привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. | Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни | 4 | Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017 Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2010. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 288 с. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физики» М-«Просвещение», 2012. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 10-11 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2010 | Познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Правила и приемы решения физических задач | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. | 4 | Практико-ориентированная деятельность |
Динамика и статика | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Основное утверждение механики; Законы Ньютона; Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость. | 7 | Познавательная, практико-ориентированная деятельность. |
Законы сохранения | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. Равновесие тел. | 7 | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Строение и свойства газов. Строение и свойства жидкостей и Строение и свойства твёрдых тел. Основы МКТ, основное уравнение МКТ, Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа. | 7 | Познавательная проблемно-ценностное общение |
Постоянный электрический ток в различных средах | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. Носители электрического тока в в различных средах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока. | 5 | |
Электрическое и магнитное поля | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Электрическое и магнитное поля. Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило Ленца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. | 7 | | Познавательная проблемно-ценностное общение |
Электромагнитные колебания и волны | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Гармонические колебания. Свободные и вынужденные э/м колебания, колебательный контур, свойства э/м волн, изобретение радио, принципы радиосвязи, понятие о телевидении. | 7 | | Познавательная проблемно-ценностное общение |
Оптика | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Световые волны. Скорость света. Законы преломления света. Отражение света. Интерференция и дифракция света. Линзы. Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы. | 7 | | Познавательная проблемно-ценностное общение |
Квантовая физика | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение. | Световые кванты. Фотоэффект. Фотоны. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер. Гипотеза Планка о квантах. Законы фотоэффекта. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. | 7 | | Познавательная проблемно-ценностное общение |
Обобщение пройденного материала | | | 2 | | |
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование
№ занятия | Дата по плану | Дата факт | Название темы | Учебное пособие |
| 02.09 | 02.09 | Физическая задача. Классификация задач Что такое физическая задача? | Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017 Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2010. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2013. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 10-11 класс. |
| 02.09 | 02.09 | Физическая задача. Классификация задач Состав физической задачи. |
| 09.09 | 09.09 | Физическая задача. Классификация задач Физическая теория и решение задач. |
| 09.09 | 09.09 | Физическая задача. Классификация задач Значение задач в обучении и в жизни |
| 16.09 | 16.09 | Правила и приемы решения физических задач. |
| 16.09 | 16.09 | Правила и приемы решения физических задач. |
| 23.09 | 23.09 | Правила и приемы решения физических задач. |
| 23.09 | 23.09 | Правила и приемы решения физических задач. |
| 30.09 | 30.09 | Динамика и статика. Основное утверждение механики; |
| 30.09 | 30.09 | Динамика и статика Законы Ньютона; |
| 07.10 | 07.10 | Динамика и статика Законы Ньютона. |
| 07.10 | 07.10 | Динамика и статика. Законы Ньютона |
| 21.10 | 21.10 | Динамика и статика. Силы в природе: сила тяжести |
| 21.10 | 21.10 | Динамика и статика. Силы в природе: сила упругости |
| 28.10 | 28.10 | Динамика и статика. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость. |
| 28.10 | 28.10 | Законы сохранения. Закон сохранения импульса. |
| 11.11 | 11.11 | Законы сохранения. Закон сохранения импульса. |
| 11.11 | 11.11 | Законы сохранения. Закон сохранения импульса. |
| 18.11 | 18.11 | Законы сохранения. Закон сохранения энергии. |
| 18.11 | 18.11 | Законы сохранения. Закон сохранения энергии. |
| 02.12 | 02.12 | Законы сохранения. Закон сохранения энергии. |
| 02.12 | 02.12 | Законы сохранения. Равновесие тел |
| 09.12 | 09.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. |
| 09.12 | 09.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. |
| 16.12 | 16.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики |
| 16.12 | 16.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы МКТ. |
| 23.12 | 23.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. основное уравнение МКТ. |
| 23.12 | 23.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа. |
| 30.12 | 30.12 | Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики |
| 30.12 | 30.12 | Постоянный электрический ток в различных средах. Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. |
| 12.01 | 12.01 | Постоянный электрический ток в различных средах. Носители электрического тока в в различных средах. |
| 13.01 | 13.01 | Постоянный электрический ток в различных средах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. |
| 20.01 | 20.01 | Постоянный электрический ток в различных средах. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. |
| 20.01 | 20.01 | Постоянный электрический ток в различных средах. . Применение законов постоянного тока | |
| 27.01 | 27.01 | Электрическое и магнитное поля. | |
| 27.01 | 27.01 | Электрическое и магнитное поля. Магнитное поле. | |
| 03.02 | 03.02 | Электрическое и магнитное поля. Сила Ампера. | |
| 03.02 | 03.02 | Электрическое и магнитное поля. Сила Лоренца. | |
| 10.02 | | Электрическое и магнитное поля. Правило Ленца. | |
| 10.02 | | Электрическое и магнитное поля. Электромагнитная индукция. | |
| 17.02 | | Электрическое и магнитное поля. Самоиндукция. Индуктивность. | |
| 17.02 | | Электромагнитные колебания и волны. | |
| 03.03 | | Электромагнитные колебания и волны. Гармонические колебания. | |
| 03.03 | | Свободные и вынужденные э/м колебания. | |
| 10.03 | | Колебательный контур. | |
| 10.03 | | Свойства э/м волн. | |
| 17.03 | | Изобретение радио, принципы радиосвязи. | |
| 17.03 | | Понятие о телевидении. | |
| 24.03 | | Оптика. Световые волны. | |
| 24.03 | | Скорость света. Законы преломления света. | |
| 31.03 | | Отражение света. | |
| 31.03 | | Интерференция и дифракция света. | |
| 07.04 | | Линзы. | |
| 07.04 | | Формула тонкой линзы. | |
| 21.04 | | Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах | |
| 21.04 | | Квантовая физика. Световые кванты. | |
| 28.04 | | Фотоэффект. Фотоны. Законы фотоэффекта. | |
| 28.04 | | Строение атома. | |
| 05.05 | | Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер. | |
| 05.05 | | Гипотеза Планка о квантах. | |
| 12.05 | | Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. | |
| 12.05 | | Давление света | |
| 19.05 | | Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач | |
| 19.05 | | Обобщающие занятия по методам и приёмам решения . | |
Приложение 2
Лист корректировки
СОГЛАСОВАНО
_________Н.В. Свиязова
_________.2021 г.
Название курса ВУД___Лаборатория успеха_____
Класс___11_________
Учитель__Чекунова В.Б._______________
№ занятия | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов фактически | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 3
Способ проведения оценочных процедур
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех
уровнях. В соответствии с требованиями ФГОС результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням: низкий, базовый, высокий. Результативность изучения программы курса внеурочной деятельности определяется на основе методов педагогического наблюдения, участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им работ.
Оценочные процедуры проводятся по каждому изучаемому разделу.
В процессе реализации курса освоения должны быть сформированы следующие УУД:
адекватный перенос учебных действий на решение практических задач.
самостоятельное построение учебных целей
обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Уровни по критериям оценивания:
Низкий уровень : пропуск занятий без уважительной причины,
пониженный интерес к деятельности по направлению; избегание публичного
выступления, пассивное участие в выполнении заданий.
Базовый уровень : постоянное посещение занятий; хорошее владение
теоретической информацией по курсу; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.,;
умение работать в паре и в группе; выполнение задания и упражнения по образцу, опора
только на полученную информацию; затруднения выполнения при изменении условий,
нужна поддержка педагога; чаще выступает как участник.
Высокий уровень : постоянное посещение занятий; свободное владение
теоретической информацией по курсу; умение применять знания и навыки в
изменившихся условиях (самостоятельный поиск необходимой информации,
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания
на практике, привести необходимые примеры); активное и результативное участие в
мероприятиях общеинтеллектуального направления; выступает как организатор.
Осознание учащимся высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых
процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Приложение № 4.
Учебно-методическое обеспечение.
Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. - М.: Дрофа, 2002 г.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Н. Степанова. – М.: Просвещение, 2010.
Хуторской, А. В. Увлекательная физика / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192
Гольдфарб Н.И. Физика Задачник. М: Дрофа, 2010
Рымкевич А.П. Физика Задачник 10-11 класс - М «Дрофа» 2018.