СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие естественных наук и распространение современных технологий, как прогрессивные тенденции в образовании

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа интеллектуального практикума предназначена для учащихся 11 класса проявляющих интерес к физике. Направление программы- общеинтеллектуальное. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие естественных наук и распространение современных технологий, как прогрессивные тенденции в образовании»

курс внеурочной деятельности по физике

«Лаборатория успеха»

для 11 классов

по общеинтеллектуальному направлению

Срок реализации: 1 год





  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа интеллектуального практикума «Лаборатория успеха» предназначена для учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к физике. Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа позволяет расширить кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий. Программа предназначена для развития способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьника с применением коллективных форм обучения.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения основной программы основного общего образования.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • положительное отношение к российской физической науке;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Метапредметные:

Регулятивные:
  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов и условий действий;

  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности;

  • сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:
  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать знакомой информацией;

  • формировать обобщенный способ действия;

  • моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Предметные:

Ученик научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

решать задачи, используя физические законы

ученик получит возможность научиться:

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

различать границы применимости физических законов.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Физическая задача. Классификация задач (4 ч.)

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (4 ч.)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Метод размерностей, графические решения и т.д.

Динамика и статика (7 ч.) Основное утверждение механики; Законы Ньютона; Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость. Законы сохранения (7 ч.) Закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. Равновесие тел. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.(7 ч.) Основы МКТ, основное уравнение МКТ, Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч.) Эл. ток, закон Ома для полной цепи, электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления от температуры. Электрическое и магнитное поля (7 ч.) Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило Ленца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания и волны(7 ч.) Свободные и вынужденные э/м колебания, колебательный контур, свойства э/м волн, изобретение радио, принципы радиосвязи, понятие о телевидении. Оптика (7 ч.) Световые волны. Скорость света. Законы преломления света. Отражение света. Интерференция и дифракция света. Линзы. Квантовая физика (7 ч.) Световые кванты. Фотоэффект. Фотоны. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер.








  1. Тематическое планирование


Тематический раздел

Деятельность учителя с учетом реализации ПВ

Тема

Кол-во часов

Учебное пособие

Формы организации и виды деятельности

Физическая задача. Классификация задач

Привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов.

Что такое физическая задача?

Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

Значение задач в обучении и в жизни

4

Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2010.

Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 288 с.

Степанова Г. Н. «Сборник задач по физики» М-«Просвещение», 2012.

А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 10-11 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2010


Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Правила и приемы решения физических задач

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.


4

Практико-ориентированная деятельность

Динамика и статика

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Основное утверждение механики; Законы Ньютона; Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость.


7

Познавательная, практико-ориентированная деятельность.

Законы сохранения

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. Равновесие тел.


7

Познавательная, проблемно-ценностное общение

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Строение и свойства газов. Строение и свойства жидкостей и Строение и свойства твёрдых тел. Основы МКТ, основное уравнение МКТ, Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа.


7

Познавательная проблемно-ценностное общение

Постоянный электрический ток в различных средах

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. Носители электрического тока в в различных средах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока.


5


Электрическое и магнитное поля

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Электрическое и магнитное поля. Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило Ленца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность.

7


Познавательная проблемно-ценностное общение

Электромагнитные колебания и волны

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Гармонические колебания. Свободные и вынужденные э/м колебания, колебательный контур, свойства э/м волн, изобретение радио, принципы радиосвязи, понятие о телевидении.



7


Познавательная проблемно-ценностное общение

Оптика

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Световые волны. Скорость света. Законы преломления света. Отражение света. Интерференция и дифракция света. Линзы.

Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы.

7


Познавательная проблемно-ценностное общение

Квантовая физика

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение.


Световые кванты. Фотоэффект. Фотоны. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер.

Гипотеза Планка о квантах. Законы фотоэффекта. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света.

7


Познавательная проблемно-ценностное общение

Обобщение пройденного материала



2





Приложение 1

Календарно- тематическое планирование



№ занятия

Дата по плану

Дата факт


Название темы

Учебное пособие

02.09

02.09

Физическая задача. Классификация задач Что такое физическая задача?


Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2010.

Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2013.

А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 10-11 класс.

02.09

02.09

Физическая задача. Классификация задач Состав физической задачи.


09.09

09.09

Физическая задача. Классификация задач

Физическая теория и решение задач.

09.09

09.09

Физическая задача. Классификация задач

Значение задач в обучении и в жизни

16.09

16.09

Правила и приемы решения физических задач.

16.09

16.09

Правила и приемы решения физических задач.

23.09

23.09

Правила и приемы решения физических задач.

23.09

23.09

Правила и приемы решения физических задач.

30.09

30.09

Динамика и статика. Основное утверждение механики;

30.09

30.09

Динамика и статика Законы Ньютона;

07.10

07.10

Динамика и статика Законы Ньютона.

07.10

07.10

Динамика и статика. Законы Ньютона

21.10

21.10

Динамика и статика. Силы в природе: сила тяжести

21.10

21.10

Динамика и статика. Силы в природе: сила упругости

28.10

28.10

Динамика и статика. Закон Всемирного тяготения. 1 космическая скорость.


28.10

28.10

Законы сохранения. Закон сохранения импульса.


11.11

11.11

Законы сохранения. Закон сохранения импульса.

11.11

11.11

Законы сохранения. Закон сохранения импульса.

18.11

18.11

Законы сохранения. Закон сохранения энергии.

18.11

18.11

Законы сохранения. Закон сохранения энергии.

02.12

02.12

Законы сохранения. Закон сохранения энергии.

02.12

02.12

Законы сохранения. Равновесие тел

09.12

09.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

09.12

09.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

16.12

16.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики

16.12

16.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы МКТ.


23.12

23.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. основное уравнение МКТ.


23.12

23.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Температура и тепловое равновесие, уравнение состояния идеального газа.

30.12

30.12

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Основы термодинамики

30.12

30.12

Постоянный электрический ток в различных средах. Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока.

12.01

12.01

Постоянный электрический ток в различных средах. Носители электрического тока в в различных средах.

13.01

13.01

Постоянный электрический ток в различных средах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

20.01

20.01

Постоянный электрический ток в различных средах. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

20.01

20.01

Постоянный электрический ток в различных средах. . Применение законов постоянного тока


27.01

27.01

Электрическое и магнитное поля.


27.01

27.01

Электрическое и магнитное поля. Магнитное поле.


03.02

03.02

Электрическое и магнитное поля. Сила Ампера.


03.02

03.02

Электрическое и магнитное поля. Сила Лоренца.


10.02


Электрическое и магнитное поля. Правило Ленца.


10.02


Электрическое и магнитное поля. Электромагнитная индукция.


17.02


Электрическое и магнитное поля. Самоиндукция. Индуктивность.


17.02


Электромагнитные колебания и волны.


03.03


Электромагнитные колебания и волны. Гармонические колебания.



03.03


Свободные и вынужденные э/м колебания.


10.03


Колебательный контур.


10.03


Свойства э/м волн.


17.03


Изобретение радио, принципы радиосвязи.


17.03


Понятие о телевидении.


24.03


Оптика. Световые волны.



24.03


Скорость света. Законы преломления света.



31.03


Отражение света.



31.03


Интерференция и дифракция света.



07.04


Линзы.



07.04


Формула тонкой линзы.


21.04


Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах


21.04


Квантовая физика. Световые кванты.



28.04


Фотоэффект. Фотоны. Законы фотоэффекта.



28.04


Строение атома.



05.05


Квантовые постулаты Бора. Энергия связи атомных ядер.



05.05


Гипотеза Планка о квантах.


12.05


Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.


12.05


Давление света


19.05


Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач


19.05


Обобщающие занятия по методам и приёмам решения .


Приложение 2

Лист корректировки


СОГЛАСОВАНО

_________Н.В. Свиязова

_________.2021 г.


Название курса ВУД___Лаборатория успеха_____

Класс___11_________

Учитель__Чекунова В.Б._______________


№ занятия

Тема

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

фактически

Причина корректировки

Способ корректировки



























































Приложение 3

Способ проведения оценочных процедур


Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех
уровнях. В соответствии с требованиями ФГОС результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням: низкий, базовый, высокий. Результативность изучения программы курса внеурочной деятельности определяется на основе методов педагогического наблюдения, участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им работ.

Оценочные процедуры проводятся по каждому изучаемому разделу.

В процессе реализации курса освоения должны быть сформированы следующие УУД:

  • адекватный перенос учебных действий на решение практических задач.

  • самостоятельное построение учебных целей

  • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.

  • Уровни по критериям оценивания:
    Низкий уровень : пропуск занятий без уважительной причины,
    пониженный интерес к деятельности по направлению; избегание публичного
    выступления, пассивное участие в выполнении заданий.

Базовый уровень : постоянное посещение занятий; хорошее владение
теоретической информацией по курсу; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.,;
умение работать в паре и в группе; выполнение задания и упражнения по образцу, опора
только на полученную информацию; затруднения выполнения при изменении условий,
нужна поддержка педагога; чаще выступает как участник.
Высокий уровень : постоянное посещение занятий; свободное владение
теоретической информацией по курсу; умение применять знания и навыки в
изменившихся условиях (самостоятельный поиск необходимой информации,
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания
на практике, привести необходимые примеры); активное и результативное участие в
мероприятиях общеинтеллектуального направления; выступает как организатор.
Осознание учащимся высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых
процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов, позиций в практической деятельности.


Приложение № 4.


Учебно-методическое обеспечение.

Г. Я. Мякишев «Физика -11 кл.», Москва, «Дрофа», 2017

Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. - М.: Дрофа, 2002 г.

Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Н. Степанова. – М.: Просвещение, 2010.

Хуторской, А. В. Увлекательная физика / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192


Гольдфарб Н.И. Физика Задачник. М: Дрофа, 2010

Рымкевич А.П. Физика Задачник 10-11 класс - М «Дрофа» 2018.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!