СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоционального интеллекта у детей с OВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционального интеллекта у детей с OВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.»

Развитие эмоционального интеллекта у детей с OВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Развитие эмоционального интеллекта у детей – значимая часть не только воспитательного процесса, которым занимаются родители, но и неотъемлемая часть коррекционно-развивающего процесса, которым руководит специалист. Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Ребенка необходимо учить сопереживать, осознавать свои собственные границы, развивать умение и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.

В развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами являются:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности

- переживание совместных эмоциональных состояний (радoсть, удивление);

- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo;

- формировать позитивный образ своего «я»;

- содействовать оптимизации детско - родительских отношений.

Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи.

В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за другого.

Для развития эмоционального интеллекта на коррекционно-развивающих занятиях можно использовать различные способы:

1. Сюжетно-ролевая игра (в игре ребенок расслабляется, проявляет все чувства, которые он испытывает. Во время игры никтo не давит на ребенка.

2. Трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы).

3. Сказки, рассказы и стихи (объективная оценка всех героев, сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему).

4. Творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного, перенос понятия «красота» на поведение детей).

Самое доступное средство развития эмоционального интеллекта с самого рождения ребенка — это совместное чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся с разными ситуациями и чувствами героев. 



ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

«Выбрасываем злость». Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты». Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Красный цвет. Упражнение с целью коррекции страхов, инертности, апатии.

Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».


Оранжевый цвет. Упражнение №1 с целью коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: на плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.


Упражнение №2 с целью  коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: педагог дает задание детям вырезать бабочек двух цветов: красного и желтого. После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.

Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого). После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!


Желтый цвет Упражнение №1 с целью коррекции гиперреактивности, формирования самоконтроля, повышении самооценки.

Ход: на листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение №2 с целью коррекции гиперреактивности, формирования самоконтроля, повышения самооценки.

Ход: ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет Упражнение №1 с целью коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: на листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Упражнение №2 «Зеленые обитатели леса» с целью коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).


Голубой цвет

Упражнение №1 с целью коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Ход: на акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака).

Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение №2 с целью коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Ход: подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

        

ИГРА «ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение  выполняется  в   парах   (одновременно   всеми  участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

(Упражнение выполняется по кругу.)

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!