СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоционального интеллекта с помощью мультипликации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Несомненно, развитие эмоционального интеллекта ребёнка – важная задача и педагогов, и психологов, и родителей.

И мультипликация (создание мультфильмов) может нам помощь. В этой статье я собрала различные способы, приёмы и техники для работы с детьми и развития их эмоционального интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционального интеллекта с помощью мультипликации»

Развитие эмоционального интеллекта с помощью мультипликации


Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Несомненно, развитие эмоционального интеллекта ребёнка – важная задача и педагогов, и психологов, и родителей.

И мультипликация (создание мультфильмов) может нам помощь. В этой статье я собрала различные способы, приёмы и техники для работы с детьми и развития их эмоционального интеллекта.


Я предлагаю вам поразмышлять о том, за что же мы любим мультфильмы? Один из критериев, который мне бы хотелось отметить в рамках нашей темы – это эмоциональность мультфильмов. На занятиях по мультипликации мы с детьми нередко смотрим какие-то отрывки из мультфильмов или короткометражные мультфильмы и разбираем их. Это важно. Предложите детям на занятиях по мультипликации посмотреть мультфильм и обратить внимание на эмоции персонажей. Описать увиденные эмоции, обсудить их. Проговорить эмоции, которые испытывает каждый ребёнок после просмотра. Будет здорово, если для просмотров будут подобраны коротенькие отрывки. Около минуты. Так будет детям легче описать увиденное. Смотрим – а после обсуждаем. При повторных просмотрах – ставим паузу – разглядываем подробно эмоции персонажей.

И задаём детям вопросы:

Как эта эмоция называется?

Что сейчас чувствует персонаж?

Через какие элементы художник и аниматор передаёт эту эмоцию?

Как эмоция персонажа отражается в его теле?

Давайте попробуем проиграть увиденные эмоциональные состояния персонажей сами?

Кстати, то, что мы смотрим лишь отрывок мультфильма и не знаем по сюжету, что испытывает персонаж на данном кадре – это даже хорошо, так как мы таким образом учим детей определять эмоции других героев даже без знания сюжета.

Если вы уже занимаетесь с детьми мультипликацией давно, то можно смотреть и обсуждать таким образом уже созданные в вашей студии мультфильмы.

Понимание эмоций и чувств других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем. Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.


А теперь к непосредственно мультипликационным упражнениям. Одно из ключевых – это эмоциональная съёмка крупного плана. Подготавливаем или рисуем (лепим) прям на занятиях лицо человека от макушки до ключицы. А если на занятиях дети детсадовского возраста, то можно взять и лицо зверька, так как любовь к братьям нашим меньшим у малышей особенно большая.

Заранее подготавливаем карточки со списком эмоций. Одна карточка – и на ней написана одна эмоция. Чем больше будет написано эмоций, тем лучше. Предлагаем детям вытянуть карточку с эмоцией. Читаем, что выпало и обсуждаем с детьми эту эмоцию.

После обсуждения выбранной эмоции предлагаем детям слепить глаза, рот, нос, брови для выбранной эмоции и анимировать (оживить) её. Пластилин будет здесь самым подходящим материалом. Создаём героя и делаем анимацию в технике пластилиновой перекладки.

И внимание! Для того, чтобы проанимировать эмоцию – детям предстоит сначала сами изобразить её, внимательно рассмотреть в зеркале, всмотреться в мимику. Представляете, да, как классно!? Стал бы ребёнок так разглядывать и изучать свои эмоции, если бы перед ним не стояла такая задача, как снять в мультфильме эту эмоцию? В конце занятия смотрим получившуюся анимацию и анализируем проделанную работу.

Я думаю, что это упражнении и взрослым будет интересно. Ещё большой плюс, что упражнение и в группе, и индивидуально можно делать. Если занятия проходят в группе, то можно организовать и элемент коллективного взаимодействия, чтобы угадывать созданные другой группой анимированные эмоции.


Для следующего упражнения вам также понадобятся карточки с написанными эмоциями. Предложите детям вытянуть три карточки (= три эмоции). После прочтите данные эмоции и обсудите каждую эмоцию с детьми.

Задайте вопросы:

Испытывали ли вы такую эмоцию?

В каких ситуациях люди испытывают такую эмоцию?

Как на телесном уровне эта эмоция выражается?

В каких мультфильмах и какие герои испытывают эту эмоцию?

И другие вопросы.

Далее предлагаем ребёнку или группе детей придумать со всеми этими тремя эмоциям мультипликационный этюд (небольшой мини-мультик). Начинаем со сценария. С кем и что приключится в нашей истории, чтобы персонажи испытали все эти 3 эмоции? Детям нужно придумать именно взаимосвязанную историю. Таким образом мы помогаем детям понимать причинно-следственные связи самых разных эмоций. А также развиваем навыки понимания и управления эмоциями и навык использования эмоций в решении практических задач.

Если у вас на занятии группа детей то можно организовать процесс так, чтобы над одним этюдом работала вся группа либо каждый придумывал свою индивидуальную историю и снимал по ней мультфильм (потом будет здорово сравнить разные мультики с одними и теми же эмоциями – и обсудить это разнообразие, чтобы участники группы увидели, как по-разному каждый понимает эмоции).

После написания сценария выделяем достаточно времени, чтобы сделать зарисовки персонажей, где прорабатываем детали, через которые эмоция персонажа будет понятна. Здесь стоит обсудить, как эта эмоция проявляется на телесном уровне, в мимике. И потом снимаем на камеру анимационный этюд.


Следующее упражнение будет про эмоции самих детей. Начать занятие хорошо с того, что такое эмоции. И после задать детям вопрос: кто из вас сейчас какую эмоцию испытывает? И попросить не отвечать на этот вопрос вслух. А создать с этой эмоцией сказочного персонажа. Нарисовать или слепить.

После показываем друг другу созданных персонажей и угадываем эмоции. Обсуждаем их.

Почему это упражнение так важно для детей? Понимание своих эмоций позволяет ребёнку управлять собственным поведением. Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость. Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему. Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение. И приведённые в этой статье упражнения помогают нам в этом.

И далее мы задаём всей группе вопросы: представьте, что все эти персонажи с разными эмоциями, которых вы создали, попали в один мультфильм? возможно ли такое? о чём может быть этот мультфильм? Что делать будет каждый из персонажей? Что с ними приключится? Где? Таким образом мы помогаем детям понимать эмоции, развиваем эмоциональный интеллект, учимся работе в команде. После обсуждения можно приступить к написанию сценария и съёмкам мультфильма.

Работа в команде и командные обсуждения важны и помогают ребёнку понимать других.


Развивать эмоциональный интеллект детей на занятиях мы можем и через озвучку мультипликационных этюдов. Здесь я хочу предложить вам два варианта:

  1. Взять нарезки из готовых мультфильмов, где отчётливо выражаются эмоции. И показать их детям без звука. А задачей ребёнка будет проанализировать увиденные эмоции и озвучить их.

  2. И второй вариант - один из детей или одна из групп делают мульт-этюд с эмоциями, а другой ребёнок или группа озвучивают.

Кстати, озвучивать не обязательно голосом, можно записать озвучку шумовую: стуки, бульканья, шуршания и т.д.


Для следующего упражнения вам потребуется сделать заготовки: нарисовать контур лица пустой внутри. Отдельно нарисовать и вырезать глаза в разных положениях, брови, губы, нос разных форм. И дети должны будут подбирать разные части лица под определённую эмоцию. Да, это упражнение более долгое и сложное в подготовке, но зато во время занятия на его выполнение потребуется немного времени, но результат в развитии эмоционального интеллекта будет хороший.


В следующем упражнении нам тоже понадобятся бумажные карточки. Но уже не со списком эмоций, а со списком действий. Дети по аналогии как тянули эмоции – тянут действия. Читаем, что выпало.

Примеры действий:

- у Егора сломалась игрушка

- Катя только что узнала, что получила за диктант пятёрку

- Миша уже полчаса пытается решить сложный пример, но не получается

- Педагог по танцам слушает музыку и сочиняет танец

и другие.

После того, как вытянули карточку с действием, начинаем с ребёнком рассуждать о том, какие эмоции испытывает человек во время этих действий. Описываем и проигрываем эти эмоции. И после – снимаем по этим эпизодам и эмоциям мульт-этюды (маленькие тренировочные мультфильмы).

Это упражнение учит ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.


Развитие эмоционального интеллекта происходит и за счёт отреагировать своих эмоций. И это отреагирование можно сделать в процессе создания мультфильма. Про это есть моё отдельное видео. Создание мультфильмов при правильной подаче способствует снятию эмоциональных зажимов, свободному проявлению и отреагированию эмоций. Отреагирование эмоций – это способ сознательно дать выход избытку сдерживаемых эмоций, «разрядив» таким образом внутреннее напряжение. Такое отреагирование очень значимо, когда мы работаем с эмоциями.

Подробнее про то, что такое отреагирование эмоций, как помочь ребёнку через создание мультфильма отреагировать свои эмоции, про структуру работы и основные принципы я рассказала в видеоуроке «Мульттерапия и отреагирование эмоций».

Ведь первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, нужно проговаривать вслух те эмоции, которые он испытывает. И если не получается проговорить все эмоции – их можно выразить именно через творчество, через создание своего мультфильма. А после уже начать разговор. Важно донести до ребёнка, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. Чувства можно сравнивать со сказочными героями, выдуманными персонажами, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя. И здесь нам отлично помогает создание мультфильма.


Следующее упражнение подходит для индивидуальной работы с ребёнком. И оно как и спонтанная мультипликация для отреагирования эмоций поможет ребёнку в понимании и выражении своих эмоций, а также для коррекции эмоциональных состояний.

Алгоритм работы:

  1. Выбери из предложенных или создай своего персонажа с негативной эмоцией, которая тебя беспокоит.

  2. Как ты себя чувствуешь? Опиши созданного персонажа. Расскажи про него подробнее. Кто он? Чем занимается? и т.д.

  3. А теперь создай своего персонажа с желаемым эмоциональным состоянием.

  4. Как ты себя чувствуешь? Опиши созданного персонажа. Расскажи про него подробнее.

  5. И задаём вопрос после: Можно ли этих двух героев (с негативной эмоцией и с желаемой эмоцией) поместить в один мультфильм? Как эти персонажи будут взаимодействовать в одном мультфильме? Что делать? И так далее. Здесь идёт именно терапевтическая психологическая беседа.

  6. Предлагаем ребёнку создать небольшой мультфильм с созданными персонажами. Если ребёнок желает, то может добавить других персонажей. Видоизменить уже созданных персонажей и т.д.

  7. Завершающая терапевтическая беседа. Что неожиданного было в работе? Какие осознания возникали? Что было сложно? Что было легко? Что удалось сделать?

Описанное упражнение хорошо использовать и в работе со взрослыми.


Умение выражать свои эмоции — быть искренним и показывать разные эмоции (и негативные в том числе) иногда бывает страшно, но развитый эмоциональный интеллект позволяет преодолеть страх и выбрать приемлемый и соответствующий обстановке способ выражения эмоций и не испытывать напряжение от накопившихся сильных чувств. В общении с человеком, который умеет выражать свои эмоции, другие люди чувствуют себя спокойнее и могут, в свою очередь, вести себя более естественно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!