СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна учителям начальной школы в их работе с эмоциональным интеллектом младших школьников, в формировании эмпатии, отзывчивости у детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста»

МАОУ «Школа №55»  г. Нижнего Новгорода   Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста Автор: Учитель начальных классов Назарян Нелли Эдуардовна

МАОУ «Школа №55» г. Нижнего Новгорода Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста

Автор: Учитель начальных классов

Назарян Нелли Эдуардовна

ФГОС делает акцент на развитии личностных и метапредметных  навыков детей Согласно требованиям ФГОС одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта . Именно в детском возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии, децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).  Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

ФГОС делает акцент на развитии личностных и метапредметных навыков детей

Согласно требованиям ФГОС одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта . Именно в детском возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии, децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

Социально-коммуникативное  развитие направлено на усвоение норм, ценностей принятых в обществе на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками становление самостоятельности развитие социального и эмоционального интеллекта формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Социально-коммуникативное развитие направлено

  • на усвоение норм, ценностей принятых в обществе
  • на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • становление самостоятельности
  • развитие социального и эмоционального интеллекта
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Проблемы В последнее время увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью ( враждебность, агрессивность, тревожность и т.д), что серьезно усложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми. Задача школы помочь детям в познании, понимании, контролировании своих эмоций и чувств.

Проблемы

В последнее время увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью ( враждебность, агрессивность, тревожность и т.д), что серьезно усложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми.

Задача школы помочь детям в познании, понимании, контролировании своих эмоций и чувств.

Цель и задачи педагогической деятельности Цель:  создание условий для развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (эмпатии). Задачи: подобрать средства, приемы для создания мотивации к обучению применить апробированные на практике методы для улучшения восприятия ребенком информации развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель:

  • создание условий для развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (эмпатии).

Задачи:

  • подобрать средства, приемы для создания мотивации к обучению
  • применить апробированные на практике методы для улучшения восприятия ребенком информации
  • развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций
  • научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.
Планируемые результаты Повышение уровня эмоционального интеллекта путем формирования умения контролировать управлять своими чувствами и эмоциями способность распознавать и признавать свои и чужие эмоции, Способность эффективно общаться в социуме, иметь мотивацию к обучению.

Планируемые результаты

  • Повышение уровня эмоционального интеллекта путем формирования умения контролировать
  • управлять своими чувствами и эмоциями
  • способность распознавать и признавать свои и чужие эмоции,
  • Способность эффективно общаться в социуме, иметь мотивацию к обучению.
Что такое эмоциональный интеллект (EQ, в отличии от IQ) Это способность человека: распознавать эмоции понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные использовать и управлять своими эмоциями, так же как и эмоциями других людей таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту

Что такое эмоциональный интеллект (EQ, в отличии от IQ)

  • Это способность человека:
  • распознавать эмоции
  • понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные
  • использовать и управлять своими эмоциями, так же как и эмоциями других людей таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту
Теоретическое обоснование в области исследований EQ Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 г. психологами Джоном Майером и Питером Саловеем, как «способность тщательного постижения оценки и выражения эмоций»., «способность понимания и управления эмоциями» Говард Гарденер написал книгу «Структура разума. Теория множественного интеллекта» , в которой раскрыл что люди имеют несколько способов восприятия информации

Теоретическое обоснование в области исследований EQ

  • Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 г. психологами Джоном Майером и Питером Саловеем, как «способность тщательного постижения оценки и выражения эмоций»., «способность понимания и управления эмоциями»
  • Говард Гарденер написал книгу «Структура разума. Теория множественного интеллекта» , в которой раскрыл что люди имеют несколько способов восприятия информации
Психолог Дэниел Гоулман выделяет

Психолог Дэниел Гоулман выделяет

 Почему эмоции так важны?   Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую. Эмоция – это энергия, спрятанная внутри

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Эмоция – это энергия, спрятанная внутри

Этапы развития эмоционального интеллекта детей Идентификация эмоций ( когда ребенок посредством наблюдательности в игре знакомиться с базовыми эмоциями: радость, злость, гнев и т.д.) Использование эмоций для повышения эффективности мышления (развивается способность определять эмоциональное состояние людей на картинке или в жизни) Понимание эмоций ( развивается умение различать и группировать эмоции) Управление эмоциями ( развитие выразительности речи, умение голосом передать различные чувства)

Этапы развития эмоционального интеллекта детей

  • Идентификация эмоций ( когда ребенок посредством наблюдательности в игре знакомиться с базовыми эмоциями: радость, злость, гнев и т.д.)
  • Использование эмоций для повышения эффективности мышления (развивается способность определять эмоциональное состояние людей на картинке или в жизни)
  • Понимание эмоций ( развивается умение различать и группировать эмоции)
  • Управление эмоциями ( развитие выразительности речи, умение голосом передать различные чувства)
БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ

БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ

 Умение управлять своими  эмоциями проявляется в следующем поведении   Отходчивость * Обвинение Слушание * Защита Эмпатия * Скованность Смелость * Осуждение Гибкость * Отрешенность Вовлеченность

Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении

  • Отходчивость * Обвинение
  • Слушание * Защита
  • Эмпатия * Скованность
  • Смелость * Осуждение
  • Гибкость * Отрешенность
  • Вовлеченность
5 шагов развития эмоционального интеллекта

5 шагов развития эмоционального интеллекта

Техники развития EQ  Компас эмоций  Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять. Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация. Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их. « Что я чувствую сегодня» Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных

Техники развития EQ

  • Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

« Что я чувствую сегодня»

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных

Коробочка эмоций Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе с ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:  Зрение: счастливая улыбка ребенка.  Слух: шум морской волны.  Вкус: сладкая клубника.  Обоняние: ароматы леса после дождя.  Осязание: объятия любимого человека.  Язык эмоций Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...». На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе с ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Язык эмоций

  • Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».
  • На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
ЧЕК-ЛИСТ для педагога на уроке ( 5 видов контента)

ЧЕК-ЛИСТ для педагога на уроке ( 5 видов контента)

Деятельностный аспект  Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества «изобрази эмоции»- детям в классе предлагается по очереди изобразить базовые эмоции «нарисуй свои эмоции»- ребенок рисует цветными карандашами свои эмоции, когда ему радостно, грустно, страшно и когда он злится «определи эмоции по мимике человека»- дети для понимания эмоционального состояния по мимике человека должны определять из набора картинок какие чувства и какое настроение испытывают люди определи эмоции человека по ситуации», учитель составляет и читает рассказ , в котором ребенок должен уметь определить 4 базовые эмоции (радость, печаль, страх, гнев), которые испытывал главный герой произведения

Деятельностный аспект Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества

  • «изобрази эмоции»- детям в классе предлагается по очереди изобразить базовые эмоции
  • «нарисуй свои эмоции»- ребенок рисует цветными карандашами свои эмоции, когда ему радостно, грустно, страшно и когда он злится
  • «определи эмоции по мимике человека»- дети для понимания эмоционального состояния по мимике человека должны определять из набора картинок какие чувства и какое настроение испытывают люди
  • определи эмоции человека по ситуации», учитель составляет и читает рассказ , в котором ребенок должен уметь определить 4 базовые эмоции (радость, печаль, страх, гнев), которые испытывал главный герой произведения
 Деятельностный аспект  Управление вовлеченностью детей  Введение литературного героя Принципы драматургии, внедрение персонажа и сказкотерапия, развитие ораторских и актерских способностей эффективно влияют на развития эмоционального интеллекта и мотивацию к обучению

Деятельностный аспект Управление вовлеченностью детей Введение литературного героя

  • Принципы драматургии, внедрение персонажа и сказкотерапия, развитие ораторских и актерских способностей эффективно влияют на развития эмоционального интеллекта и мотивацию к обучению
Как ввести героя во время урока? Создаем героя для детей (Хорошо для дошкольников и начальной школы) Создаем героя вместе с детьми ( для начальной и средней школы) Делаем детей героями сценария урока (хорошо для всех возрастов) Используем «реального персонажа» для , связанного с темой в качестве героя (хорошо для старшей школы)

Как ввести героя во время урока?

  • Создаем героя для детей (Хорошо для дошкольников и начальной школы)
  • Создаем героя вместе с детьми ( для начальной и средней школы)
  • Делаем детей героями сценария урока (хорошо для всех возрастов)
  • Используем «реального персонажа» для , связанного с темой в качестве героя (хорошо для старшей школы)
Чек -лист для педагога с введенным литературным героем

Чек -лист для педагога с введенным литературным героем

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям; Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей) Установление правил взаимодействия в различных ситуациях; Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей  Условия развития детей
  • Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;
  • Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей)
  • Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;
  • Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей

Условия развития детей

Признаки высокого эмоционального интеллекта   понимает свои эмоции; знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;  умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими; стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;  умеет регулировать свои эмоции;  умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.

Признаки высокого эмоционального интеллекта

  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Признаки низкого уровня EQ: конфликтен; раздражителен; нерешителен;  стремится держать все под контролем;  подвластен сильному чувству гнева.

Признаки низкого уровня EQ:

  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.
Психолого- педагогическое тестирование уровня EQ  Анкета по определению эмоционального коэффициента Р. Бар-Она ( для тестирования детей и подростков от 6-18 лет) Многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS относится разработана Дж. Мейером, П. Саловеем и Д. Карузо. Тест “мульти-оценщик” является Ei-360, созданный доктором Дж. П. Паулиу-Фрай . Измерение включает самооценку, а также оценку до десяти “оценщиками” (это может быть семья, сверстники, коллеги испытуемого)

Психолого- педагогическое тестирование уровня EQ

  • Анкета по определению эмоционального коэффициента Р. Бар-Она ( для тестирования детей и подростков от 6-18 лет)
  • Многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS относится разработана Дж. Мейером, П. Саловеем и Д. Карузо.
  • Тест “мульти-оценщик” является Ei-360, созданный доктором Дж. П. Паулиу-Фрай . Измерение включает самооценку, а также оценку до десяти “оценщиками” (это может быть семья, сверстники, коллеги испытуемого)
Автором методики развития EQ детей «Академия Монсики» является психолог, Виктория Шиманская, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, партнер «Лаборатории EQ-фактор», ведущий мастер- классов и тренингов Методика развития EQ детей в России

Автором методики развития EQ детей «Академия Монсики» является психолог, Виктория Шиманская, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, партнер «Лаборатории EQ-фактор», ведущий мастер- классов и тренингов

Методика развития EQ детей в России


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!