МАОУ «Школа №55» г. Нижнего Новгорода Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста
Автор: Учитель начальных классов
Назарян Нелли Эдуардовна
ФГОС делает акцент на развитии личностных и метапредметных навыков детей
Согласно требованиям ФГОС одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта . Именно в детском возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии, децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.
Социально-коммуникативное развитие направлено
- на усвоение норм, ценностей принятых в обществе
- на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- становление самостоятельности
- развитие социального и эмоционального интеллекта
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Проблемы
В последнее время увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью ( враждебность, агрессивность, тревожность и т.д), что серьезно усложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми.
Задача школы помочь детям в познании, понимании, контролировании своих эмоций и чувств.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель:
- создание условий для развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (эмпатии).
Задачи:
- подобрать средства, приемы для создания мотивации к обучению
- применить апробированные на практике методы для улучшения восприятия ребенком информации
- развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций
- научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.
Планируемые результаты
- Повышение уровня эмоционального интеллекта путем формирования умения контролировать
- управлять своими чувствами и эмоциями
- способность распознавать и признавать свои и чужие эмоции,
- Способность эффективно общаться в социуме, иметь мотивацию к обучению.
Что такое эмоциональный интеллект (EQ, в отличии от IQ)
- Это способность человека:
- распознавать эмоции
- понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные
- использовать и управлять своими эмоциями, так же как и эмоциями других людей таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту
Теоретическое обоснование в области исследований EQ
- Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 г. психологами Джоном Майером и Питером Саловеем, как «способность тщательного постижения оценки и выражения эмоций»., «способность понимания и управления эмоциями»
- Говард Гарденер написал книгу «Структура разума. Теория множественного интеллекта» , в которой раскрыл что люди имеют несколько способов восприятия информации
Психолог Дэниел Гоулман выделяет
Почему эмоции так важны?
Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.
Эмоция – это энергия, спрятанная внутри
Этапы развития эмоционального интеллекта детей
- Идентификация эмоций ( когда ребенок посредством наблюдательности в игре знакомиться с базовыми эмоциями: радость, злость, гнев и т.д.)
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления (развивается способность определять эмоциональное состояние людей на картинке или в жизни)
- Понимание эмоций ( развивается умение различать и группировать эмоции)
- Управление эмоциями ( развитие выразительности речи, умение голосом передать различные чувства)
БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ
Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении
- Отходчивость * Обвинение
- Слушание * Защита
- Эмпатия * Скованность
- Смелость * Осуждение
- Гибкость * Отрешенность
- Вовлеченность
5 шагов развития эмоционального интеллекта
Техники развития EQ
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
« Что я чувствую сегодня»
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных
Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе с ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
Язык эмоций
- Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».
- На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
ЧЕК-ЛИСТ для педагога на уроке ( 5 видов контента)
Деятельностный аспект Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества
- «изобрази эмоции»- детям в классе предлагается по очереди изобразить базовые эмоции
- «нарисуй свои эмоции»- ребенок рисует цветными карандашами свои эмоции, когда ему радостно, грустно, страшно и когда он злится
- «определи эмоции по мимике человека»- дети для понимания эмоционального состояния по мимике человека должны определять из набора картинок какие чувства и какое настроение испытывают люди
- определи эмоции человека по ситуации», учитель составляет и читает рассказ , в котором ребенок должен уметь определить 4 базовые эмоции (радость, печаль, страх, гнев), которые испытывал главный герой произведения
Деятельностный аспект Управление вовлеченностью детей Введение литературного героя
- Принципы драматургии, внедрение персонажа и сказкотерапия, развитие ораторских и актерских способностей эффективно влияют на развития эмоционального интеллекта и мотивацию к обучению
Как ввести героя во время урока?
- Создаем героя для детей (Хорошо для дошкольников и начальной школы)
- Создаем героя вместе с детьми ( для начальной и средней школы)
- Делаем детей героями сценария урока (хорошо для всех возрастов)
- Используем «реального персонажа» для , связанного с темой в качестве героя (хорошо для старшей школы)
Чек -лист для педагога с введенным литературным героем
- Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;
- Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей)
- Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей
Условия развития детей
Признаки высокого эмоционального интеллекта
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Признаки низкого уровня EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
Психолого- педагогическое тестирование уровня EQ
- Анкета по определению эмоционального коэффициента Р. Бар-Она ( для тестирования детей и подростков от 6-18 лет)
- Многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS относится разработана Дж. Мейером, П. Саловеем и Д. Карузо.
- Тест “мульти-оценщик” является Ei-360, созданный доктором Дж. П. Паулиу-Фрай . Измерение включает самооценку, а также оценку до десяти “оценщиками” (это может быть семья, сверстники, коллеги испытуемого)
Автором методики развития EQ детей «Академия Монсики» является психолог, Виктория Шиманская, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, партнер «Лаборатории EQ-фактор», ведущий мастер- классов и тренингов
Методика развития EQ детей в России