СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эколого-нравственной культуры учащихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие эколого-нравственной культуры учащихся на уроках химии»

Идрисова-Фомина Людмила Ивановна

учитель химии МОУ «Школа №9 г. Донецка»

отличник образования, учитель-методист,

высшая квалификационная категория

Развитие эколого-нравственной культуры учащихся на уроках химии

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Сейчас современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов, осознание ужасных последствий негативного отношения к окружающей среде, что выливается в исчезновение различных видов животных и растений, возникновение катаклизмов в окружающей среде, которые становятся жизненно опасными для человечества, но самое главное, что они уже становятся необратимыми.

Таким образом, можно утверждать, что в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования. В образовательных стандартах указано на необходимость формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Непрерывное образование в области экологии обеспечивает обучение, самообразование, накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. 

Еще одна составляющая новой модели экологического воспитания – это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей. Часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения. Часть – является опытом творческого решения нестандартных, экологических задач. «Именно при их решении сразу сказывается пробел в формировании у школьников надпредметных умений, способности обращаться к культурному аналогу или к собственному практическому опыту для принятия решения. Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» пишут А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская в работе «Развитие общего экологического образования на современном этапе».

Цели экологического воспитания: Формирование целостных картин мира и осознание места в нем человека на основе

единства, рационально-научного познания и эмоционального осмысления учащимся

личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи экологического воспитания:

  • Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; осваивать знания об окружающем мире в единстве и различии природного и социального о человеке и его месте в природе и обществе;

  • Воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять здоровье.

Актуальность экологического воспитания-это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать у учащихся бережное к ней отношение.

Школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две «стратегические» задачи:

1. Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

2. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.

Исходя из этих задач, выбираются методы работы:

1. Учебная деятельность: рефераты, устные журналы - способствуют освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления.

2. Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.

3. Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

4. Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.

Настала необходимость, преподавая различные предметы, обратить внимание на то, как вещества ведут себя в атмосфере, океане, почве, как воздействуют на биосистемы. Такой подход воспитывает привычку задумываться над этими вопросами. Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс - информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).

Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).

Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание учащимися взаимодействия «природа-человек» как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе «природа-наука-производство-общество-человек», охватывающей все уровни взаимодействия «природа-человек» [4].

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников. Мировая практика подтверждает преимущество экологического образования, которое «имеет междисциплинарный подход, опирается на конкретное содержание каждой дисциплины». Экологическое образование при этом призвано преодолеть разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их разобщенность. Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последовательным углублением и обобщением экологических идей и понятий [6].

Чтобы сформировать экологическое сознание у учащихся, учителю и самим учащимся нужно пройти очень длинный путь: от уровня эмпирических представлений, которые формируются из житейского опыта освоенных природоохранных умений; следующим этапом уже будет овладение комплексом знаний и природоохранных умений на уроках химии, биологии, природоведения, географии. На третьем этапе должно сформироваться экологическое сознание, когда экологическое самосознание превратится в мировоззрение личности и определит не только природоохранную деятельность, но и всякую трудовую деятельность.

Я считаю, что экологически ориентируемые уроки химии должны строиться на основе принципов: непрерывности, межпредметных связей, преемственности, глобального миропонимания, систематичности, сочетанием не просто восприятия окружающей среды, но и с практикой ее охраны.

На уроках химии, стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого материала, в обязательном порядке рассматривая с учащимися влияние этих веществ на окружающую среду, человека, животных, на потомство, на правила обращения с ядовитыми веществами в быту и способами их утилизации, обезвреживания и хранения.

Провожу уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки встречи двух миров, уроки-фантазии, например, «Что было бы, если бы…», уроки-мозговые штурмы по решению проблем защиты окружающей среды, например, как спасти водные ресурсы планеты при разливе нефти, ядовитых веществ? Учащимся очень нравятся уроки-суды над опасными химическими веществами, уроки межпредметных связей с биологией, физикой, географией, литературой, историей.

Для проверки сформированности экологического сознания использую тесты с экологическим содержанием, проблемные ситуации, экологические сказки, рассказы, загадки, стихи, поговорки, сценки, пантомимы, написание рефератов, проектов по решению экологических проблем, составлению синквейнов, стихов, рассказов. Но только лишь урочной деятельности недостаточно для решения задачи формирования экологического сознания учащихся. Поэтому и во внеклассной деятельности продолжаю эту работу на факультативных занятиях, при проведении экологических конференций, защите проектов, экологических фестивалей, турниров знатоков защиты окружающей среды, при проведении интеллектуальных марафонов, при проведении предметных недель, где учащиеся поднимают вопросы экологического загрязнения улиц родного Донецка.

Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, подтверждая это фотографиями, выпусками стенгазет, снятыми видео и т.д.

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности [7].

Методы формирования экологической грамотности на уроках химии на рис. 1.

Рис.1 Методы формирования экологического сознания.

Мировая практика подтверждает преимущество экологического образования, которое «имеет междисциплинарный подход, опирается на конкретное содержание каждой дисциплины». Экологическое образование при этом призвано преодолеть разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их разобщенность.

Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний. которые изучаются в различных учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий. Очень интересными являются уроки и мероприятия, которые основаны на местном краеведческом материале, где можно затронуть проблемы природоохранных мероприятий нашего места проживания [5].

Наиболее интересными формами использования вопросов экологии можно считать:

  1. Проведение интегрированных уроков: химия +биология; химия +география; химия + физика;

химия+ русская литература и т.д.

  1. Экспериментальная, исследовательская деятельность;

  2. Творческие задания;

  3. Внеклассная деятельность (факультатив, кружок и т. д.)

  4. Проектная деятельность (групповая и индивидуальная).

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.); 2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.); 3. Игровые; 4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.); 5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.). Уборка городских улиц. Озеленение пришкольной территории.

Элементы экологического воспитания на уроках химии:

VIII КЛАСС. Введение. Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий. Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители и их источники. Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)». Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения. Кислород. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. Водород. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня. Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и воды на рост и развитие растений (имитационный опыт)». Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция и соляной кислоты)». Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод. Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей». Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.

IХ КЛАССЫ. Электролитическая диссоциация веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде. Подгруппа кислорода. Озон – сильнейший окислитель. Сера как элемент, входящий в состав веществ – загрязнителей природной среды.

Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода. Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных дождей». Исследование «Влияние диоксида серы на рост и развитие растений».

Подгруппа азота. Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота. «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания».

Подгруппа углерода. Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода – загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения.

Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов. Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)». Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».

Общие свойства металлов. Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Коррозия – фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов. Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие растений». Кальций, магний – макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную систему рыб. Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека. Металлургия. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды – путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве и др.

Контролирующие задания с экологическим содержанием

1.Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикетках). Предположительно в них содержатся ионы: Fe 2+, Fe 3+, Zn 2+, Cu 2+. Составьте план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши действия, если концентрация указанных ионов в образцах будет слишком высокой?

2.Мальчик разбил градусник в отсутствие родителей. Как ему следует поступить: а) выбросить остатки градусника в ведро, чтобы их не увидели родители; б) вызвать представителей СЭС; в) оставить все, как есть, до прихода родителей?)

3. Территория вокруг завода сильно загрязнена стронцием. К каким последствиям для человека и домашних животных это может привести? Ответ мотивируйте.

В ходе изучения раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: «Контроль качества продуктов питания», «Анализ минеральной воды и прохладительных напитков», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химические средства защиты растений и экология».

На уроках химии нельзя оставить в стороне и такие экологические понятия, как здоровье человека и его зависимость от качества окружающей среды.

На уроке «Важнейшие соединения серы» ставим проблемно-поисковый вопрос: «Сернистый газ часто применяется человеком для окуривания теплиц и складских помещений, так как он убивает болезнетворные микроорганизмы, насекомых, грызунов. Сернистый газ – это яд или полезное вещество для человека?»

Решая данную проблему, важно подвести учащихся к выводу, что любое вещество, даже очень ядовитое, при грамотном обращении с ним может принести пользу, при этом человек не навредит окружающей среде [7].

Уроки химии можно также связать с экологией питания. При изучении в 9 классе темы «Аминокислоты и белки» учащиеся с интересом принимают участие в кулинарном «ликбезе». Если нужно сварить бульон для первого блюда, в какую воду следует положить мясо – в горячую или холодную? Таким образом, экологическое воспитание неразрывно связано с уроками химии и позволяет школьнику:

  • творчески подходить к познанию окружающего мира;

  • сделать ведущим видом деятельности самостоятельную проблемно-поисковую деятельность;

  • повысить интерес к предмету, за счёт эмоциональности подачи материала, что благоприятно для эмоционально-мотивационной сферы учащихся.

По всем направлениям данной работы достигнуты определённые положительные

результаты: повышение интереса школьников к изучению химии, к вопросам охраны природы; участие и победа в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Победитель муниципального и республиканского этапов олимпиад по экологии для школьников и студентов в 2015-2016 учебном году Анастасия Сокур, 11 класс (Фото1).


Фото 1 Сокур Анастасия,11 класс

Подводя итоги данной работы, я могу с полным основанием утверждать, что для успешного решения разносторонних учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой, крайне важным является не только строгое выполнение новых программ, отражающих современные достижения науки и техники, но и активное применение развивающих методов обучения, формирование целостного научного мировоззрения учащихся, осознание ими единства мира и взаимосвязи явлений в природе и обществе.

Литература

1.Мишина Е. Ф. «Экологический аспект изучения химических производств // Химия в школе. – 1993 - № 3

2.Шаталов М. А. «О способах решения учебных проблем // Химия в школе. – 2002 - № 8

3.Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е., Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2006

4.Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. «Обучение химии на основе межпредметной интеграции: учебно-методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2008

5.Н. М. Черненко «Обсуждение экологических проблем на уроках химии»// Химия в школе 2009, № 7

6.Ильченко В.Р. "Формирование естественно-научного миропонимания школьников", Москва, "Просвещение", 1993 г.

7.Назаренко В.Н. "Экологизация курса химии: от темы к теме", МГУ им. М.В. Ломоносова "Химия в школе", № 3, 1994 г.

8.Фадеева Г.А. Химия и экология. Волгоград, 2005 г. "Экологическое образование и

воспитание учащихся средствами предмета химии", Киров, 1990 г.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!