СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РМЦ ГКОУ «Богородская школа 8» «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РМЦ ГКОУ «Богородская школа 8» «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.»»

Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.


Вопросы формирования здоровой личности ребёнка были актуальны всегда. В школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается нарушение режима двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме. Исследования свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Статичное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствия от недостаточной активности проявляется так же в сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Недостаточная двигательная активность на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может спровоцировать процесс ожирения.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы опорно-двигательного аппарата. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая активность.

Двигательный режим школьника должен складываться в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Только систематические занятия способны сформировать правильное представление о пользе двигательной активности для организма каждого учащегося.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.  Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» регулярных физических упражнений стремится к регулярному занятию ими.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение). 

Основная и важнейшая задача школы в области физического воспитания детей - формировать интерес к физкультуре и спорту, создать положительное отношение к регулярным занятиям различными видами физической активности!

Дартс, боулинг, настольный теннис, катание на коньках, бег на лыжах, плавание в бассейне или на открытых водоёмах….

Все эти перечисленные виды двигательной активности могут быть средством досуга, а, следовательно, способны помочь сформировать правильную здоровую привычку: «Физкультура – норма жизни».

Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:

• Формировать гармонично развитую личность учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активно приобщать к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числе, своим личным примером;

• Укреплять здоровье средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

• Обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

• Развивать двигательные качества;

• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, нравственные и волевые качества;

• Формировать основы знаний о физической культуре и спорте;

• Создавать условия и содействовать к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию. Это позволяет вовлекать в активную деятельность на уроке не только «сильных», но и физически менее развитых, медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков, что имеет огромное значение в процессе социализации и поведения ребенка в коллективе. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого– победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.

В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение. Для реализации поставленных целей и задач  использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые,  метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом  учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. 

Уроки физической культуры проводятся в разных условиях – в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры проводятся на открытом воздухе. В январе-феврале дети ходят на лыжах. Уроки на свежем воздухе закаливают организм и повышают уровень общей физической подготовленности учащихся. 

Мой девиз в работе: «Чтобы помочь стать ребёнку умным и рассудительным, необходимо помочь стать ему крепким и здоровым.» 

Позиция Президента РФ В.В. Путина: «Результатом нашей работы должно стать осознание молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни…. Каждый должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех.»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!