СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутые планы сочинений по роману И.А. Гончарова "Обломов" (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены развёрнутые планы сочинений по роману И.А. Гончарова "Обломов". Разработаны 3 темы.

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутые планы сочинений по роману И.А. Гончарова "Обломов" (10 класс)»

Развёрнутые планы сочинений по роману И. А. Гончарова «Обломов»



Тема «Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»



  1. Роман «Обломов» - одно из самых выдающихся произведений предреформенных лет.



Роман появился в печати в начале 1859 года, был сразу замечен критикой. В нём были затронуты актуальные для того времени социальные проблемы: разоблачение крепостничества, осуждение дворянской бездеятельности, оправдание деловитости и рационального отношения к жизни.



  1. Художественные особенности романа «Обломов»

  1. Социально – любовный характер конфликта.

Роман читается с интересом. Это не идейный роман; в нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале. В основе произведения – социально – любовный конфликт. Это взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Обломовым, Ольгой и Штольцем, Обломовым и Агафьей Тимофеевной Пшеницыной. За этими отношениями скрывается социальный подтекст.



  1. Простота и естественность сюжета.

Автор не изощряется и не придумывает замысловатые сюжетные линии, ходы; не подбирает эпизоды, не работающие на заявленные темы и проблемы. Простота, строгость, ясность и естественность сюжета способствует тому, что читатель сразу улавливает авторские идеи, размышляет о главном в произведении. Сюжет подчинён тематике, проблематике произведения.



  1. Композиция романа отличается медлительностью и неторопливостью развития действия и повествования в нём.

Особое, причём значительное место в романе занимают эпизоды, которые играют роль экспозиции действующих лиц. Экспозиции Обломова и Штольца занимают 3/8 текста произведения. Обе любовные истории заканчиваются к 4 главе последней части, и следующие 7 глав посвящены изображению жизни Обломова у Пшеницыной и описанию семейного благополучия Штольцев.



  1. Наличие двух сюжетных линий в композиции: роман Обломова и роман Штольца, связанные образом Ольги Ильинской.

Две сюжетные линии даны через роман Обломова с Ольгой и роман Штольца с Ольгой. Любовные отношения героев лишены гражданского пафоса. Они складываются медленно, исподволь вызревают в повседневном обмене мнений, впечатлений, иногда переходящем в споры. Поэтому с ними связано много эпизодов, подробностей, деталей, монологов. Особенно это касается сцен сближения Ольги с Обломовым.



  1. Контрастность образов (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына, Захар – Анисья).

Приём контраста является основным в композиционном отношении. Можно выделить несколько пар контрастных образов. Характеристика пар. Смысловая обусловленность контраста.



  1. Мастерство типизации образов (через портрет, детали, пейзаж).

В романе даны типические образы, то есть образы, наделённые такими чертами характера, которые наиболее ярко выражены и распространены среди определённого круга людей. При создании таких персонажей автор использует определённую долю вымысла и обобщения, но в основе образов – существующая реальность. Типизация представлена через портретные характеристики, детали, пейзажные зарисовки, отбор эпизодов и систему образов. Большое место занимают портретно – бытовые характеристики действующих лиц (это своеобразная черта творческой манеры И. А. Гончарова). Они обычно даются в экспозициях и предысториях героев. А потом отчасти повторяются. Портреты выявляют психологию героев, их внутренний мир. В них включается изображение манер, привычек героев, окружающих их вещей. В результате портретный облик героя оказывается не столько отражением его идейных и нравственных позиций, сколько воплощением определённого социального уклада, в котором сформировался характер героя. Портретно - бытовая характеристика одного образа (по выбору).



  1. Роль диалогов в романе.

Гораздо большее значение, чем портретно – бытовые характеристики, имеют в романе диалоги, раскрывающие образ мыслей героев. Большинство сцен в произведении строится по диалогическому принципу. Все другие приёмы изображения (описания действий, обстановки действия, портреты, характеристики внутреннего состояния героев) лишь направляют и дополняют ход диалога. Темы диалогов тесно связывают и хроникальные, и конфликтные эпизоды романа. Диалог – основное средство развития действия в произведении. Особенность творческой манеры И. А. Гончарова: диалоги почти лишены психологизма. Герои говорят о своём образе жизни, принципах, идеалах, но мало и скупо – о своих переживаниях и душевном состоянии. Диалоги более мыслительны, нежели эмоциональны.



  1. Богатство использования языковых художественных средств и приёмов (пословицы, поговорки, индивидуализация речи персонажей, эпитеты, сравнения, монологи).

В подборе приёмов словесной изобразительности И. А. Гончаров проявляет свою объективность, стремится занять позицию стороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить в наружности, в манерах, характере, если смотреть на героев со стороны. И взяв такой тон повествования, автор применяет соответствующие словесные обороты и принципы построения фразы. Этим он развивает приёмы реалистического стиля Н. В. Гоголя, но без их резкой комической экспрессии. Речь героев романа обыденна, колоритна и проста по строю. Особой удачей Гончарова являются словесные «лейтмотивы». Они органично входят в диалоги. Многозначительное выражение или слово становится смысловым центром диалога, к нему затем неоднократно возвращаются герои.



  1. Моя оценка мастерства И. А. Гончарова (по роману «Обломов»).













































Развёрнутый план сочинения на тему «Обломов как социально – психологический тип» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)



  1. Основной вопрос, занимавший И. А. Гончарова в 40 – 50 – х годах IX века.

Гончарова интересовала возможность перехода привилегированных слоёв русского общества от старого, патриархального уклада к новой, предпринимательской деятельности, в развитии которой писатель основу процветания страны. В жизни отдельной личности залогом такого перехода он считал склад мышления, определённый порядок повседневной деятельности. В 1848 году в фельетоне Гончаров назвал этот склад деятельности «уменьем жить».



  1. Обломов как социально - психологический тип.



  1. «Уменье или неуменье жить» - вот принцип, по которому автор оценивал изображаемые характеры.



  1. Дворянская лень и романтическое прекраснодушие Обломова.

Эти качества характера Ильи Ильича Обломова И. А. Гончаров считал особенно вопиющими проявлениями «неуменья жить». В образе Штольца, наоборот, сконцентрированы цельность, деловитость, практицизм. Это два социально – психологических типа, два антипода в романе.



  1. Барская избалованность, бездеятельность, бессилие ума и воли – основные качества характера Обломова.

В понимании характера ленивого и мечтательного помещика проявились антикрепостнические убеждения И. А. Гончарова. Обломов отошёл от всякой деятельности и не способен к ней вернуться. У него вялый, флегматический темперамент. Он не только не желает заниматься чем–нибудь, но даже не хочет встать с дивана, одеться и выйти на прогулку или посетить общественное место. Символичен образ халата: он олицетворяет лень и барскую избалованность героя.



  1. Крайняя степень инертности Обломова – результат паразитической, патриархально – помещичьей жизни.

Для раскрытия этой зависимости Гончаров создаёт «предысторию» своего героя (сон Обломова). В ней автор подчёркивает крайнюю степень инертности всего хозяйственно – бытового уклада дворянской усадьбы: повсюду царят беспросветная лень и сонная одурь. Обломовка – это родина Ильи Ильича, «благословенный уголок земли», в котором сформировался характер героя.



  1. Отношения Обломова с его крепостным дядькой Захаром – символическое воплощение полного застоя и упадка усадебной жизни.

Слуга – подобие своего барина: такой же ленивый, инфантильный, неопрятный.









  1. Житейская «философия « Обломова.

При всей своей физической и умственной неспособности жить Обломов отличается удивительной душевной безмятежностью. Он убеждён в нормальности и законности своей жизни. У героя своя житейская «философия», согласно которой состояние «отдыха и покоя» является «поэтическим идеалом жизни». И к этому идеалу следует стремиться при любых условиях.



  1. Попытка идеализации некоторых нравственных сторон жизни Обломова.

Доброта, радушие, искренность, открытость, чистота и ранимость души Обломова выигрывают на фоне карьеризма, стяжательства, цинизма, нравственной испорченности представителей столичного чиновничье – дворянского общества (на примере гостей Обломова: Судьбинского, Волкова и других).



  1. Основной вопрос романа – дальнейшая судьба Обломова и Обломовки. Здесь обнаруживаются две различные и исключающие друг друга перспективы:

  1. Обломов может попасть под покровительство ловкого, грубого пройдохи и афериста Тарантьева, так как не может постоять за себя в трудных условиях буржуазного развития помещичьей России;



  1. Покровительство добропорядочного предпринимателя Штольца.

Именно Штольц призван в романе спасти Обломовку для её законного наследника – сына Обломова, спасти от инертности, лени, хищнических поползновений аферистов и мошенников.



  1. Автор вводит Обломова в любовный конфликт, чтобы испытать героя самой жизнью. Обломов полюбил Ольгу; но когда он почувствовал, что должен стать деятельным человеком и устраивать свои имущественные дела, считаться с мнением окружающих, готовиться к браку, то здесь и выявилось, что на самом деле стоит его «золотое, верное и честное сердце». Оказалось, что инертность Обломова сильнее любви. Причина такого поведения Обломова и его душевного состояния – «обломовщина». Это не название недостатка, который можно преодолеть, это имя зла, сгубившего человека.



  1. Символическое значение финала основного конфликта романа. Обломов, расставшись с Ольгой, поселяется в домике мещанки Пшеницыной, живёт под тёмной властью Тарантьева и Мухоярова. Он ушёл из-под влияния Штольца, возвратился к своим прежним привычкам: к халату, дивану, тапочкам… Он становится дворянином в мещанстве, жертвой изворотливых и грубых мещан. Но от них его спасает Штольц. Но изменить характер Обломова Штольц не в силах. Илье Ильичу уютно и комфортно в доме Агафьи Тимофеевны – он как будто вернулся в своё детство, в Обломовку. Под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.





  1. Обломов в оценке критики и автора романа:



  1. критики с консервативно – реформистскими взглядами (Дружинин) старались выдвинуть на первый план черты характера Обломова, которые оправдывал в нём сам автор, и затушевать основное – критическую направленность романа. Дружинин называл Обломова «добрым, милым и светлым существом», а его инертность – свойством «целого народа».



  1. Демократическая критика (Н. А. Добролюбов) указывала на «нравственное рабство» Обломова. Добролюбов увидел в «типе Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй русской жизни, а на деле примирявшегося с ним.



  1. И. А. Гончаров в своём романе на образе Обломова показал полное внутреннее вырождение старого русского барства и обречённость крепостнических отношений, сформировавших Обломова и «обломовщину».



































































Развёрнутый план сочинения на тему «Пути, которые не выбирал Обломов» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).



  1. Исключительная злободневность романа «Обломов».



Роман был написан в 1859 году и привлёк внимание критики поставленными в нём проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман как нечто «более, нежели просто удачное создание сильного таланта». Она увидела в нём «произведение русской жизни, знамение времени». Так была оценена исключительная злободневность произведения. В чём же секрет романа? Видимо, в том, что Гончаров, как гениальный художник, сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление – «обломовщина».



  1. Пути, которые не выбирал Обломов.



  1. Кто он – Илья Ильич Обломов? И что есть «обломовщина»?



Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, - вот судьба главного героя и многих других персонажей романа. И за пределами романа читатель видел великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». На что герой отвечает: «Есть… Обломовщина». Царство крепостнической России – вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать всё даром, не прикладывая к этому труда, - основа всех поступков и решений Обломова.



  1. Представим себе, что Ольге Ильинской удаётся изменить Обломова.



Любовь их соединяет в браке. Любовь и семейная жизнь преображает героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесёт ему больших выгод, Обломов освобождает своих крестьян из-под крепостнической зависимости. Он выписывает из-за границы новейшую технику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести своё хозяйство по-новому. За короткий срок ему удаётся разбогатеть. Жена – его помощник, соратник, друг.

  1. Другой вариант развития сюжета: Обломов «пробуждается» ото сна сам.



Он понимает, что бездарно растрачивает свои силы, душу, способности. Обломов видит бедность своих крестьян. Преодолев «обломовщину» в себе, он примыкает к революционерам – демократам, ратующим за революционный путь развития России. Ведь многие современники Обломова, сформировавшиеся в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до высшей цели – служения народу, Родине.



  1. Третий вариант развития сюжета: наконец-то Штольцу удалось «разбудить» Обломова.



Илья Ильич Обломов уезжает со своим другом и спасителем за границу, активно включается в жизнь, которая ранее проходила мимо него. Обломов много читает; посещает выставки, деловые приёмы; начинает заниматься практической деятельностью, обсуждать новшества в науке, политике. Затем возвращается в Россию и преображает своё имение. Успехи дают ему право думать о будущем России, о путях её преобразования, переустройства.



  1. Изменить сюжет романа И. А. Гончарова невозможно.

Это произведение было написано очевидцем тех событий, причём политически и идеологически не ангажированным. Роман объективно отражал то время, в котором жил автор. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков полагают, что крепостное право будет существовать вечно. Роман Гончарова сохранил своё обаяние как произведение беспощадной авторской откровенности. Гончаров осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену активной жизни расплывчатой мечтательностью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!