СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутые ответы по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутые ответы по роману И.А.Гончарова "Обломов"»

Вопрос 7. Сон Обломова

Глава «Сон Обломова» центральная по смыслу и месту в романе «Обломов» – это вставной эпизод, который обладает самостоятельностью и завершённостью. Глава была написана в 1847 году, а спустя 12 лет эта новелла развилась в роман. Во «Сне Обломова» отразилась патриархальная Россия того времени: русский национальный характер и народная мифология, нравы старины, идеалы, вера. Достоевский писал, что это «лучший эпизод, который с восхищением прочла вся Россия».

Какой же предстаёт перед читателем «благословенная Обломовка»? Обломовка – это крохотный островок легендарного золотого века в истории человечества, где всё дышит негой и покоем. Среднерусская природа, окружавшая Обломовку, была для обломовцев, как ласковая мать. Мягкое очертания холмов, медленное течение рек, похожих на ручейки, благотворные грозы. На всём этом печать неторопливой сдержанности, умеренности, покоя. Невольно возникает мысль, что и природа потворствовала неторопливому жизненному укладу в Обломовке. Да и жизнь здесь подобна природному циклу.. Как в природе одно время сменяет другое, так и в жизни: рождение, крестины, свадьбы, рождение детей, старость….смерть –чередуют друг друга. В Обломовке вели счёт времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям…

Обломовцы вели счёт времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям…Другой жизни и не хотели, и не любили. Их загрызла бы тоска, «если бы завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра». Главнейшая забота в Обломовке – забота о пище. Первейшая потребность – сон. Лень для обломовцев –естественное состояние. «Они сносили труд, как наказание, наложенное ещё на праотцов наших…любить его не могли». Духовные запросы были самые минимальные. Книга не была у них в чести. Они не видели в книге пользы, а считали это роскошью, таким делом, без которого можно было бы и обойтись. Сочинителя почитали «не иначе, как весельчаком, гулякой, потешником, вроде плясуна».

Не видели они и внутренней потребности образования. Времена Простаковых и Скотининых прошли. Старики видели, что кресты, чины и деньги приобретаются путём учения. Вот и Обломовы смекали очевидную выгоду образования и видели своего Илюшу или советником в мундире, или даже губернатором. Но достигнуть этого им хотелось подешевле, с разными хитростями, стараясь как-то обойти пути просвещения.

Всё романтическое им было чуждо. Луну они никогда не называли луной, а только месяцем. Сказка, вымысел, чудо, где есть волшебница в виде щуки, которая осыпает ни с того ни с чего добром безобидного лентяя. Сказки о медовых и молочных реках, о лентяях-счастливцах, о красавице Милитрисе Кирбитьевне - сказки о незаработанном счастье слушало не одно поколение Обломовых. Они вызывали печаль, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». С чудесным сказкам няни, добавлялись истории о разбойниках, окаменелых городах и людях, мертвецах и оборотнях. Всё это рождало искусственный страх перед всем таинственным и неизведанном. (искусственный, потому что приобретённый не личным опытом)

К политико-экономическим истинам были глухи. Имением Илья Иванович «управлял оплошно» . День-деньской он ходил из угла в угол или сидел у окна и неукоснительно наблюдал о том, что происходило на дворе. Давал какие-то малозначащие указания работникам: хорошо ножи наточить, молока не разлить и т.д. А тем временем Верхлёво пришлось продать. Господский дом приходил в упадок: покривились ворота, деревянная кровля усадьбы просела и покрылась мхом, стала ветхой галерея. Они знали единственное употребление капитала – держать деньги в сундуке, тратить их не хотели и не любили.

Вместе с тем в Обломовке царила атмосфера глубокой душевной привязанности, искренней сердечности, любви, атмосферы семейственности и крепких родственных узов. В доме Обломовых жила восьмидесятилетняя тётка, три пожилые девушки (старые девы) – родственницы Ильи Ивановича по отцу, какие-то старички и старушки и помещик семи душ Чекменев. На рождественские праздники дом Обломовых полон гостей. Неделями гостили Марья Савишна, Наталья Фадеевна (« приедет в гости на неделю, на две»).

Обломовка условна. Обломовы типичны. В главе «Сон Обломова» писатель показывал типичность судеб русских поместных дворян и типичные условия для формирования обломовщины.



Вопрос 7 Образ Обломова

Обломов-главный и заглавный герой романа И. Гончарова «Обломов». Для создания образа этого героя автор прибегает к самым разным средствам: -описывает портрет, -интерьер, -круг общения, -показывает его на службе, -в обществе, -в любви и дружбе Обломову 32-33 года. Он живёт в Петербурге на одной из самых престижных улиц тогдашнего Петербурга – на Гороховой улице. Он располнел не по летам, обрюзг, у него мягкое, пухлое тело, как у ребёнка. Комната, в которой он живёт, захламлена, мебель покрыта толстым слоем пыли, паутина «украшает» его покои. В Петербурге он живёт около 12 лет. За это время можно было сделать служебную или общественную карьеру, заняться наукой, творчеством, наконец, создать семью. Ничего этого у Ильи Ильича нет.(г.1-5) Образование получал в пансионе Штольца, затем «волей-неволей» прошёл курс наук до конца в Москве. Получая образование, никогда не проявлял особой пытливости. В школе всё его усердие проявлялось в том, что он сидел прямо и слушал, что ему говорили. Учил только то, что отметил пальцем учитель. Учёба для юного Обломова – это годы затворничества, строгости, томления за уроками. «Когда же жить?» В итоге знания, приобретённые таким тяжёлым для Ильи Ильича путём, что представляли собой архив мёртвых дел, эпох, цифр… «Это была разрозненная библиотека томов по всем частям знаний» (г.6).В итоге иск в полицию о покраже писал ему писарь, счета в деревне по-прежнему вёл староста». Не увлекало его серьёзное чтение, лишь только в ранней молодости задела за живое поэзия. Поэзия рождала мечты, ставила цели. Штольц и Обломов тогда обещали друг другу идти разумной и светлой дорогой. Года полтора длился этот интерес, а потом угас.(гл.6) Служба. После смерти родителей он стал наследником 350 душ, увеличился его доход(до 10 тысяч ассигнациями).В ту пору он готовил себя к поприщу, был полон всяких радужных надежд и стремлений. Службу представлял, как типичный провинциал: все сослуживцы как одна дружная семья, начальник добрый, заботливый отец, который поинтересуется, как спали его подчинённые, как себя чувствуют. Службу, он наивно полагал, не обязательно посещать ежедневно. Предполагал, что в жару, слякоть или когда нездоровится быть на службе не обязательно. На службе он должен был работать с бумагами, выполнять работу аккуратно, в срок. Служба казалась вечной суетой и он, как и раньше, задавал себе вопрос: «Когда же жить?». Два года Обломов служит, потом уходит по смехотворной причине: перепутал адрес и вместо Астрахани отправил письмо в Архангельск. Воспринял это, как стихийное бедствие, ждал наказания. Решил уйти со службы: сначала по медицинским показаниям, а потом решил сменить свою роль в обществе. Роль в обществе. Гончаров пишет, что роль в обществе удалась ему не лучше. (г.5) В ранней юности был интерес к женщинам в виде страстных взглядов, два-три поцелуя. Роковых дев он избегал. Его отношения к женщине были чисты и невинны, останавливались в самом начале и не уступали любви (т.е. были похожи) «какой-нибудь пенсионерки на возрасте». Дела в имении, по словам хитрого управляющего, шли неважно, денег стало меньше, круг друзей сократился, повар был заменён кухаркой, лошади проданы. Обломов всё прочнее водворялся в своей квартире на Гороховой. Ему становилось лень быть одетым, носить фрак, обедать в гостях, бриться. Обломов стал бояться сырости, поэтому избегал вечерних прогулок. Откуда-то появились страхи, опасение зла, опасности. Он боялся утонуть, переплывая на лодке, ездить в карете(а вдруг лошади разнесут!) На смену этому страху пришёл нервический страх: боязнь тишины, чего-то мистического. Вот таким мы и увидели его в первой главе, когда Илью Ильича посещают его приятели Волков, Пенкин, Судьбинский Тараньев и Алексеев.

Обломов к этому времени не служит, оставил свет, не занимается творчеством. Он предаётся мечтам. Он предавался им дни напролёт. Воображал себя непобедимым полководцем вроде Наполеона. Выдумывал войны, страивал крестовые походы, щадил, казнил. Иногда воображал мыслителем или великим художником, которого благотворит толпа. (гл.9)Но иногда он осознавал, что многие стороны его натуры не пробуждались, ни одна не разработана до конца. Ему грустно было за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил; «зависть грызла его, что другие так полно и широко живут». « А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее начало, может быть, теперь умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы золоту этому быть ходячей монетой». «Но глубоко клад этот завален дрянью…сором… Что-то мешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли». «Какой-то тайный враг наложил на него тяжёлую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения»… «Светлое сознание просыпается всё реже…Ум и воля парализованы, кажется, безвозвратно»… «Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упрёки совести язвили его, как иглы…»

Любовь. Раскрывается образ Обломова в дружбе и любви. Андрей Штольц, который преуспел в делах, разбогател, ведёт активную жизнь в обществе не хочет мириться с образом жизни своего друга, всеми силами Андрей убеждает Илью «вырваться , бежать куда-нибудь…Хоть на Волгу, ведь там интересы, цель, труд. Штольц готов увезти его за границу, потом в деревню(Обломовку)…Обломов всеми силами упирается. Тогда для Обломова «прощай, поэтический идеал жизни! Для него это какая-то кузница, а не жизнь». Поэтому Обломов не уехал за границу ни через месяц, ни через три». Он в мечтах составляет план преобразования Обломовки. Но ведь придётся ходить в поле, ездить на выборы, читать газеты… И опять он задаёт себе вопрос: «Когда же жить?»

Отношения Обломова и Ольги развиваются по тайному сговору Ольги и Штольца ( гл.9,ч.2) – разбудить в сердце Обломова любовь и с помощью этого «орудия», вырвать Обломова из его состояния лени и апатии. Любовь Обломова к Ольге медленно, но уверенно преобразует Илью Ильича. Он похудел, посвежел, стал читать книги, писал в деревню, сменил старосту, снял дачу, совершает пешие прогулки. Он в воображении рисует одну картину романтичнее другой: они с Ольгой в Швейцарии, Риме, В Париже, Лондоне и в…Обломовке. Обломов полюбил Ольгу. Она для него ангел, божество. Но Любовь к Ольге – это и мука. Она требует от него действий: читать книги, ездить в театр, прежде чем просить руки у тётки, навести в порядок в имении. А ему в семейной жизни хочется повторения Обломовки. Но его мучает сомнение, достоин ли он её? Любит его или только согласилась выйти замуж? Обломов отказывается от Ольги и связывает свою жизнь с мещанкой Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Она по-матерински проявляла заботу о нём, жертвовала собой. И Обломов гибнет. Физически и морально.



В.9

Роман «Обломов» как социально-психологический роман. Андрей Штольц и Илья Ильич Обломов

Роман «Обломов» – это роман социально-психологический, который исследует влияние среды на формирование личности. Сам Гончаров устами Андрея Штольца называет эту пагубную среду, в которой формируется душевная и физическая лень, апатия, инертность. Социальные корни этого зла – русское барство с его паразитической сущностью Имя этому явлению – обломовщина, помещичья-общественная среда, порождающая обломовых. Обломовщина – явление типическое, не случайно Обломов утверждает: «Михайлов, Петров, Семёнов, Степанов…не посчитаешь: наше имя легион». Гончаров не только раскрывает социально-исторические причины обломовщины, но и показывает яркие психологические типы русского национального характера. Обломов - угасающий тип, Штольц – нарождающееся явление в русской жизни конца 40-ых годов 19 века. Сопоставляя этих героев, герой показывает их детство, семью, их роль в обществе, проявление в любви, дружбе.

Детство – это тот период, когда закладываются основополагающие черты личности. Илюша Обломов Изначально Илюша был пытливым мальчиком, страхи ему были неведомы. Он «исследует» висячую галерею, пытается влезть на сеновал, на голубятню, прогуляться по оврагу. Но любые его попытки проявить самостоятельность пресекались. Родители воспитывали сына барином, заботились больше о том, чтобы мальчик был ухожен, здоров, румян, накормлен. Образование видели как суровую необходимость. С горем пополам посадили баловника Илюшу за книгу. Бедный Илюша ездит в пансион к Штольцу, при этом с понедельника испытывает страшную тоску. Под любым предлогом Илюша школу не посещал. Например, в четверг праздник. Или родительская суббота, блины будут печь – не до ученья. Учение могло прерваться в понедельник, если приезжали гости с детьми. И три недели Илюша сидит дома. Кому-то из Обломовых приходит в голову мысль, что на Фоминой неделе не учатся. Обломовы понимали выгоду учения, понимали, что образованные люди делают успехи в карьере. Родители мечтали о головокружительной карьере, видели сына советником или даже губернатором. Им хотелось сделать это похитрее, соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат.

Получая образование, никогда не проявлял особой пытливости. В школе всё его усердие проявлялось в том, что он сидел прямо и слушал, что ему говорили. Учил только то, что отметил пальцем учитель. Учёба для юного Обломова – это годы затворничества, строгости, томления за уроками. «Когда же жить?» В итоге знания, приобретённые таким тяжёлым для Ильи Ильича путём, что представляли собой архив мёртвых дел, эпох, цифр… «Это была разрозненная библиотека томов по всем частям знаний» (г.6).В итоге иск в полицию о покраже писал ему писарь, счета в деревне по-прежнему вёл староста». Не увлекало его серьёзное чтение, лишь только в ранней молодости задела за живое поэзия. Поэзия рождала мечты, ставила цели. Штольц и Обломов тогда обещали друг другу идти разумной и светлой дорогой. Года полтора длился этот интерес, а потом угас.(гл.6)

Андрей Штольц Андрей был сыном русской дворяночки и немца-управляющего имения в Верхлёве – Ивана Богдановича Штольца. Мать хотела видеть в сыне русского барина: от отца-бюргера, но всё-таки сына русской дворянки.Одевала его, как барчонка. Она учила его играть на фортепьяно в четыре руки, обучала грамоте, читая с сыном по складам Священное писание, басни Крылова. Отец обучал сына грамоте, читая европейскую литературу («Телемака»). Андрей свободно говорил на русском и немецком. С восьми лет он уже с отцом сидел за географической картой. В это время он уже помогал оформлять счета неграмотным крестьянам, фабричным и мещанам. Невольно осознавал преимущества образования. Отец поощрял его самостоятельность. Сына по полсуток могло не быть дома. А однажды его не было неделю. Андрей разорял птичьи гнёзда, приходил в синяках и ссадинах, в разорванном платье. С детства его приучали к ответственности. За непереведённый текст отец велел не возвращаться домой, пока не переведёт двух глав и не выучит для матери отрывок из комедии. Иван Богданович был агрономом, технологом, учителем. Этому учил Андрея. Вскоре он уже был репетитором в пансионе отца и делал уроки за Обломова. С 14 лет он по поручению Отца самостоятельно ездил в город. Отец оплачивал труд сына, а тот даже расписывался в ведомостях. Иван Богданович желал, чтобы сын получил образование в университете, который должен будет произвести переворот в жизни сына. После окончания университета по обычаю Германии от отослал сына от себя, дав на дорогу 100 рублей ассигнациями. Так много лет назад поступил его отец, дав Ивану 100 талеров. Иван Богданович видел результат воспитания сына и не без гордости сказал: «Образован ты хорошо: перед тобой все дороги открыты; можешь служить, торговать, сочинять….В крайней ситуации, если возникнут проблемы, отец дал Андрею рекомендательное письмо к своему старинному другу, у которого четырёхэтажный дом. Андрей ответил, что придёт к нему, только когда у него будет такой дом. Карьера Штольца Андрей отцовское наследство в 40 тысяч довёл до 300 тысяч. Он получил чин надворного советника, дающий право на личное дворянство. Затем уходит в отставку, занимается торговлей, становится коммерсантом. Всё время он в движении, познаёт, изучает. Смиренно сидел на студенческой скамье многих европейских городов. Исколесил Россию, не раз был за границей. Он прекрасный управленец, это проявилось в благоустройстве Обломовки. Штольц – представитель нарождающегося в России нового класса буржуа.



Карьера Обломова. Судьба

В двадцатилетнем возрасте Обломов приехал в Петербург. После смерти родителей стал наследником 350 душ. Доход был до 10 тысяч в год. Какое-то время он служил, но и службе относился как к учёбе. Предполагал, что не обязательно ежедневное посещение службы. Из-за глупой оплошности оставил службу. Не имел успеха в свете, не занимался литературой, не нашёл никакого поприща, где мог бы быть полезен. Предался лени и апатии, погряз в долгах, потому что не умел и не хотел управлять имением. Любовь к Ольге Ильинской на некоторое время вырвала его из сонного состояния, но искренняя любовь к Ольге сопровождалась страхами, тревогами, сомнениями, и он отступает от любви и счастья семейной жизни. Связывает свою жизнь с мещанкой Агафьей Матвеевной Пшенициной, которая воссоздала для него на Выборгской стороне благословенную Обломовку. Илья Ильич гибнет. И как герой, и как тип представителя уходящего с исторической арены дворянского класса, который обречён на гибель.











В.8. Любовь как лад человеческих отношений. Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская (Сравнительная характеристика)

(Лад-покой, согласие, мир, гармония)

В русской литературе любовь традиционно считается испытанием, где раскрывается сущность героя. В романе И.А. Гончарова «Обломов» любовная линия связана с такими героинями, как Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Обе героини по-разному проявляют любовь к Обломову. Ольга Ильинская молодая женщина передовых для своего времени взглядов. (21 год) У неё своё видение любви. Её любовь – это миссионерство. Для неё любить значит изменить человека, поднять для своего идеала, привить свои вкусы, взгляды. Изначально Ольга завязывает отношения с Обломовым по научению Штольца, который осознавал, что появление в жизни Обломова «молодой, умной…живой женщины» будет подобно лампе, осветившей мрачную комнату. Ольге удаётся быстро влюбить в себя Илью Ильича, но и сама Ольга неожиданно для себя начинает открывать в Обломове лучшие его качества: доброту, застенчивость, кротость и чистоту души.(стр. 316, г.11, 2 часть) Она влюбляется в Обломова, но принять его дурные качества(лень, апатию) не желает. Она всё время тормошит его. Она неплохо разбирается в людях и способна манипулировать ими. Ольга посмеивается над недостатками Ильи Ильича, смущает его. Требует от него чтения книг, посещения театра, активного отдыха (прогулки на даче, в Летнем саду, в лодке по реке). Когда отношения развиваются и дело идёт к свадьбе, она настаивает, чтобы Илья Ильич реализовал наконец план благоустройства Обломовки. Дела так плохи в Обломовке, что надо ехать в имение, разбирать дела крестьян, проверить доходы, участвовать в выборах, решить вопросы с архитектором. Проза жизни словно оскорбляет чувства Ильи Ильича. «Женитьба, свадьба всё-таки поэзия жизни!», а Ольга всё усложняет. Ольга признаётся Обломову( гл.10;стр.282), что для неё любовь – это жизнь, а жизнь – это долг, обязанность. « Обязанность тяжела», – рассуждает про себя Обломов. Илья Ильич любит Ольгу, любовь преображает его. Он меняется и внешне, и внутренне (похудел, посвежел, много гуляет, вынужден читать, гулять, ходить в театр). «Боже, как хорошо жить на свете!» (гл.9,2 часть,стр.306).Его чувства искренни и возвышенны, но ему в отношениях с Ольгой не хватает привычного комфорта. Жизнь проходит в волнениях, тревогах… Ольга говорит, что она никогда не успокоится, не состарится, не устанет жить ( г.11,3 часть). Жить с Обломовым - это ждать Рождества, а потом Масленицы, ездить в гости, танцевать, молить Бога, чтобы сегодня походило на вчера. «Я зачахну, умру», – говорит Ольга. Происходит разрыв. Ольга осознаёт своё поражение « Я любила будущего идеала». Любовная драма Ольги надолго выбивает её из колеи, она уезжает за границу, а после выходит замуж за Андрея Штольца. Любовь Ольги яркая, нежная, искренняя, требовательная.

Агафья Матвеевна Пшеница – полная противоположность Ольги.

Агафья Матвеевна никогда не вызывала у критиков положительных откликов. По их мнению, она натура, лишённая глубины и возвышенности. Однако вместе с эти качествами Пшеницына безгранично добрая, заботливая, жертвенная. Агафья Матвеевна постоянно в движении, но это совсем не то движение, какое было у Ольги. Труд для Пшеницыной является смыслом жизни. Она его находит в постоянных трудах по благоустройству дома, в хлопотах по хозяйству. Пшеницына видит в Обломове человека из другого мира. Ей нравится его барство, его пухлые, белые, не знающие труда руки. В заботе об Илье Ильиче стало пробуждаться то, что она не могла выразить словами. Любовь у неё более похожа на материнскую, чем на женскую. Агафья Матвеевна в Выборгской стороне смогла воссоздать благословенную Обломовку – тихое пристанище, которого не было с Ольгой. Она заботилась о столе и одежде Ильи Ильича, о том, чтобы он был не только вкусно, но и изысканно накормлен , Она молится о его здоровье, сидит у его постели, когда он болен. Не случайно незадолго до смерти ему снится сон, где мать, указываю на Агафью Матвеевну, говорит, что это Милитриса Кирбитьевна. Сама того не осознавая, она прочно и бесповоротно вгоняет Обломова в омут безделья и пустой мечты и ведёт к преждевременной картине . Смерть Ильи Ильича посеяла в ней мысль, что Бог вложил в неё душу и вынул её. На всю жизнь разлились лучи, тихий свет от пролетевших , «как одно мгновение, семи лет». Любовь Агафьи Матвеевны бескорыстная, нежная, жертвенная, благодарная, ничего не требующая взамен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!