СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разряды прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом уроке рассматриваем разряды прилагательных и примеры.

Просмотр содержимого документа
«"Разряды прилагательных"»



Тема урока: Разряды имён прилагательных. 6 класс


Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.


Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;

  • формировать умение определять разряд прилагательных.



Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;

  • интерес к родному языку.


Оборудование:

Проектор, презентация, карточки с заданиями.


Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная


Планируемые результаты: Планируемые результаты:

предметные: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли прилагательных; закрепление умения находить и использовать прилагательные в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: профессиональное самоопределениепонимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; определять и формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий, работать по плану;

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • выдвигать версии рещений;



  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать приводить примеры в качестве доказательства;

  • устанавливать причинно-следственные связи.



коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, индивидуальные карточки для слабоуспевающих













Технологическая карта урока


Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

Мотивация

к действию

Слайд 1. (приветствие) Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.


Перед вами громада –русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н. В. Гоголь



Включение в урок.


Читают эпиграф, комментируют.

Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний Подготовка к изучению новой темы.

Цель:

Актуализировать опорный материал.

Создать ситуацию для постановки учащимися целей для изучения темы.

Мотивировать учащихся к изучению темы, создав эмоциональные предпосылки к более глубокому восприятию содержания.

Формировать умение анализировать текст, выбирая основную

информацию для ответа на предложенные вопросы. Использовать межпредметные связи.

Анализировать выразительные возможности прилагательных.

Слайд.3 На слайде предложения Вставьте прилагательные в пропусках.




На какие вопросы отвечают пропущенные слова?

- Какой частью речи являются эти слова? Почему?

- Что же такое прилагательное?


Прочтите стихотворение.

Улыбнулись

сонные березки

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С. Есенин

Какая картина возникает

в вашем воображении?

Что вы видите в ней?

(Несмелое пробуждение природы)

Какие слова передают состояние природы? Какой художественный

прием использует автор, чтобы показать это пробуждение? Прочтите стихотворение без прилагательных. Что изменилось? Определите, какую роль играют прилагательные? Прочтите стихотворение без прилагательных.













-В прямом или переносном значении они употребляются?

-Какова их роль в стихотворении С. Есенина?

Задание 4

-Запишите три словосочетания: прилагательное с существительным.

-Как согласуются прилагательные с существительными?

-Как согласуются прилагательные с существительными?

-Укажите морфологические

признаки падежа, числа и

рода прилагательных.

-Какие это признаки? (Непостоянные.)

-Каковы различия в значении

рода для существительных

и прилагательных?

(У существительных род –

постоянный признак.)

-Какую роль играют имена

прилагательные в речи?









Восстанавливают пропущенные в предложениях имена прилагательные.


Отвечают на вопросы учителя по теме











Определяют тему, основную мысль, выписали прилагательные






























Учащиеся указывают морфологические признаки (род, число, падеж — непостоянные признаки прилагательного), его синтаксическую роль; с помощью учителя формулируют тему урока

е.

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности
































Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Слайд 3 (записаны прилагательные)

- Прочитайте, распределите имена прилагательные в 3 группы? А в какие вы должны догадаться сами.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 4. (тема урока)


-По какому признаку вы распределили прилагательные? И почему?

- Можем ли мы уже

сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?



Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников,

установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.

Выход из затрудне ний








Открытие нового знания.













Изучение нового содержания.

Цель: познакомить учащихся с постоянным признаком прилагательных,

значением каждого разряда; расширить представление учащихся о грамматических признаках имени прилагательного.



Первичное закрепление.

Цель:

обобщить признакии понятия о прилагательном,

ликвидировать типичные ошибки и неверные представления у учащихся.




























Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в группах .

Что обозначают слова1 столбика?

Что обозначают слова 2 столбика?

Что обозначают слова 3 столбика?

Подумайте, все ли эти слова могут иметь краткую форму? Почему?

Сравнительную степень? Почему? Для того, чтобы узнать ,

по каким признакам делятся

прилагательные на группы,

мы с вами выполним

работу.

Поработайте в группах,

попробуйте все имена

прилагательные поставить

в краткую форму, образуйте

сравнительную форму

с помощью суффиксов -е-, -ее-.

Все ли у вас получилось?

Почему?



Слайд 4 (схема) Групповая работа.



Заслушивает представителей от групп

Слайд 4 Слайд 5(проверка правильности выполнения задания)

Работа с учебником. Вспоминаем, где употребляется слово «разряд», работаем со словарем.

-Как вы понимаете слово разряд? Слайд 6(значение слово «Разряд»)



Слайд 7 (таблица). Внимательно рассмотрите таблицу. Приведите свои примеры.







Слайд 8

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "К портрету Жуковского", вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и подчеркните качественные прилагательные

.


Его стихов пл..нительная сладость

Пройдет веков завис..ливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешит(?)ся безмол..ная печаль,

И резвая задумает(?)ся радость.

Как вы понимаете слово- ВНЕМЛЯ-






Слайд 9

Распределите слова на две группы

- Какое общее значение объединяет слова второй группы? (Учитель акцентирует внимание на омонимичности морфем; обращает внимание, что суффикс –ий- является опозновательным морфемным признаком притяжательных прилагательных, обозначает признак предмета по принадлежности).




Отчий, синий, свежий, французский, сладкий, птичий,

высокий, лисий, собачий, близкий, матросский.














Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.

.

Поработайте в группах,

попробуйте все имена

прилагательные поставить

в краткую форму, образуйте










Представитель от каждой группы представляет свой результат. Читают слова по разрядам.

Работают с учебником, словарем.

.Читают лексическое значение-

разряд.












Рассказывают правила, помогают друг другу






Работа в группах





Используя таблицу при решении лингвистической задачи, учащиеся доказывают, что данные прилагательные являются качественными


Учащиеся осуществляют взаимопроверку, объясняют орфограммы (из каждой группы выступает один)

Приводят свои примеры: умный-умнее, умен; очень умный; умный –глупый;




















Учащиеся анализируют опознавательные признаки притяжательных прилагательных,

приводят свои примеры.


(Работа в группах)

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.



Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.
















Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использование норм, саморегуляция.
















Регулятивные: оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня и качества усвоения.























Самостоятельная работа.

Цель: формировать навык по разграничению разрядов прилагательных




Слайд №10

Организует работу по закреплению материала:

Учитель.

-Выпишите из текста имена прилагательные, которые употребляются со словом дождь.

-Продолжите список прилагательных.

- В чем особенность этих прилагательных?

- К какому выводу вы пришли, выполняя задание?

Дождь, дождь… А какие бывают дожди?.. Есть веселый дождь. Его называют звонким. Слушаешь, и кажется, будто это идут по крыше оловянные солдатики. Тук-тук, впереди барабанщик.3 А этот дождь, когда в небе солнце, зовут грибным. Говорят, после такого дождя в лесу родятся золотые грибы – лисички. ( Г. Цыферов)

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что в художественной литературе описания часто носят образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.












Закрепляют полученные самостоятельно знания , выражают и отстаивают свое мнение.







Учащиеся выписывают словосочетания, доказывают, что слова

употреблены в переносном значении (эпитеты, метафоры). Приведите свои примеры.

золотой брасле,т золотые руки,

золотое сердце,

золотой человек, золотые слова











Закрепляют полученные знании и ведут контроль





















Предметные УУД:

различать прилагательные по значению.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД :

выступление перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону


























Контроль качества усвоения содержания.

Цель:

систематизировать знания о разрядах имен прилагательных,

их лексико-грамматических признаках. .




















Рефлексивная деятельность.

Цель:

научить школьников: осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

верно определять степень усвоения нового материала; соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат учебной деятельности.







Творческое задание Предлагает учащимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных

Слайд 11(буквенный диктант)


Слайд 12 (проверь себя

Слайд 13. Творческое задание Работа со словарем.






Слайд 14

Игра « Третий лишний»

«Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных  к предложенным существительным.

1 –я группа: трава;

2-я группа: горы;

3-я группа: снег.

4-я группа: море.




Тест

1. В каком ряду все имена прилагательные притяжательные?

А) охотничьи сапоги, городской пейзаж, директорский кабинет

Б) бабушкин платок, журавлиная стая, гусиные перья

В) городской парк, воробьиная стая, заячья душа

Г) звериный рев, жестяная кружка, соболиный мех

2. В каком ряду все имена прилагательные относительные?

А) волчье логово, мамина сумка, кожаные туфли

Б) серебряная ваза, утренние заморозки, весенние цветы

В) сельский пейзаж, директорский кабинет, бесконечный путь

Г) заячья душа, тяжелый труд, гусиные лапки

3. В каком ряду все имена прилагательные качественные?

А) овчинный полушубок, интересный фильм, тихий вечер

Б) бабушкина комната, воронье гнездо, морская чайка

В) песчаный берег, туманное утро, витаминный салат

Г) высокое дерево, смелый поступок, прекрасный дворец

Ключ: 1-Б; 2-Б; 3-Г


Слайд 17 Отгадайте загадки

А теперь на оценочных листах

оцените свою работу в группе.

Каждый из вас получит оценку

за урок, учитывая вашу собственную.

Выбираем себе домашнее задание


Самоанализ и самооценка ученика

Задание на самоанализ.

- Закончите предложения:

1. Я понял(а), что для распознавания разряда имен прилагательных необходимо …

2. Я смогу определить разряды прилагательного, так как качественные прилагательные обозначают …, относительные …, притяжательные…

3. Я убежден(а) в том, что умение распознавать разряды прилагательных позволит …

Задание на самооценку.

- Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился (-лась)…, выполнил(а)..., понял(а),запомнил(а)…





Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой.


Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку.


Работа по группам. Каждой группе выписать по два прилагательных на каждый разряд.



По группам сами тоже составляют слова для игры (команды задают вопросы друг другу)

(В каждом задании сами учащиеся ставят оценки. Учитель ведет контроль с последующим комментированием)
























Работа в группах

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Предметные УУД:

знание разрядов прилагательных и их признаков.




















Личностные: позитивный эмоциональный настрой учащихся, направленный на решение лингвистических задач; расширение и углубление представлений учащихся о роли прилагательных в художественном тексте; осознание эстетической функции изучаемого языкового явления, выразительных возможностей имени прилагательного;

проявление интереса к изучению русского

















Домашнее задание.

Цель: дать установку на тренировку определенных умений.




1.- Можно ли представить себе нашу речь без прилагательных?

- Какую роль они играют в речи?




Сообщение домашнего задания. Дифференциация домашнего задания.

1.Творческое задание: перед вами картины известных художников о зиме. Напишите сочинение-миниатюру, используя как можно больше прилагательных в переносном значении


значении.Прочитать отрывок из рассказа И. С. Соколова-Микиткова. Напомнить план.

2.Отразить в рисунках разряды прилагательных3.Составить словарно-орфографический диктант, используя разряды прилагательных.


Оценка за урок будет складываться из оценок , поставленных детьми себе в маршрутном листе .



СПАСИБО ЗА УРОК!


Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.







1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно.



2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально на оценочном листе. Индивидуальные работы (карточки) слабоуспевающих проверили в группах.

Регулятивные УУД:

анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

Личностные УУД:

оценивание собственной деятельности








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!