СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по разделу "Частицы" по теме "Разряды частиц. Формообразующие частицы" по учебно-методическому комплексу М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской идругих, но с успехом может быть использована при работе по другому учебно-методическому комплексу.

Просмотр содержимого документа
«Разряды частиц. Формообразующие частицы.»

Разряды частиц. Формообразующие частицы. Парушкина Г.Н. МКОУ «Бородинская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Парушкина Г.Н.

МКОУ «Бородинская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Лингвистическая разминка Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Пр..нимающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес..ность о сокр..щении сроков пр..бывания иностра(н,нн)ых туристов.  Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»

Лингвистическая разминка

  • Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении.
  • Пр..нимающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес..ность о сокр..щении сроков пр..бывания иностра(н,нн)ых туристов.
  • Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»
Проверь себя! Пр И нимающая, НЕ была, ВО время, извес Т ность, сокр А щени И , пр Е бывания, иностра НН ых. Комментарий. Частица НЕ придаёт отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если её убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.

Проверь себя!

  • Пр И нимающая, НЕ была, ВО время, извес Т ность, сокр А щени И , пр Е бывания, иностра НН ых.
  • Комментарий. Частица НЕ придаёт отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если её убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.
Самооценка Я правильно вставил пропущенные буквы – 3 б. Я допустил 1 ошибку, вставляя пропущенные буквы – 2б. Я допустил 2 ошибки, вставляя пропущенные буквы – 1 б. Я допустил больше 2-х ошибок, вставляя пропущенные буквы – 0б.

Самооценка

  • Я правильно вставил пропущенные буквы – 3 б.
  • Я допустил 1 ошибку, вставляя пропущенные буквы – 2б.
  • Я допустил 2 ошибки, вставляя пропущенные буквы – 1 б.
  • Я допустил больше 2-х ошибок, вставляя пропущенные буквы – 0б.
Продолжение осмысления роли частиц в речи Образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из данных в скобках частиц. Записать примеры предложений, в которых с помощью частицы придаётся: а) особое значение подлежащему; б) особое значение сказуемому. Брат замолчал (даже, вот, только, же, разве). Сосед возразил (не, неужели, ли, лишь, уж, -то). Погода улучшилась (не, почти, как раз, -таки, вот).

Продолжение осмысления роли частиц в речи

Образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из данных в скобках частиц.

Записать примеры предложений, в которых с помощью частицы придаётся: а) особое значение подлежащему; б) особое значение сказуемому.

Брат замолчал (даже, вот, только, же, разве).

Сосед возразил (не, неужели, ли, лишь, уж, -то).

Погода улучшилась (не, почти, как раз, -таки, вот).

Анализ предложений 1) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей! (А.Барто.) 2) Мы коньками режем лёд, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведёт: «Вот бы если бы коньки мы точить о лёд могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли…» (К.Ибряев.) - Найдите грамматическую основу в 1 предложении и во 2-ом предложении в собственно прямой речи. - Чем выражены сказуемые в этих предложениях? - В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором? -С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

Анализ предложений

  • 1) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей! (А.Барто.) 2) Мы коньками режем лёд, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведёт: «Вот бы если бы коньки мы точить о лёд могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли…» (К.Ибряев.)
  • - Найдите грамматическую основу в 1 предложении и во 2-ом предложении в собственно прямой речи.
  • - Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
  • - В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
  • -С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
Самооценка Я правильно нашёл грамматические основы в предложениях – 1 б. Я правильно определил, в какой форме стоит глагол-сказуемое – 1 б. Я правильно определил, с помощью чего образуется условное наклонение глагола – 1 б. Я правильно определил, с помощью чего образуется повелительное наклонение глагола – 1 б.

Самооценка

  • Я правильно нашёл грамматические основы в предложениях – 1 б.
  • Я правильно определил, в какой форме стоит глагол-сказуемое – 1 б.
  • Я правильно определил, с помощью чего образуется условное наклонение глагола – 1 б.
  • Я правильно определил, с помощью чего образуется повелительное наклонение глагола – 1 б.
Самостоятельное изучение теоретического материала § 63, стр. 169

Самостоятельное изучение теоретического материала § 63, стр. 169

Составим кластер к понятию  « Формообразующие частицы» 1. Служат для образования форм слова: А) условного наклонения глагола; Б) повелительного наклонения глагола; В) степеней сравнения прилагательных и наречий; Г) неопределённых местоимений.

Составим кластер к понятию « Формообразующие частицы»

  • 1. Служат для образования форм слова:
  • А) условного наклонения глагола;
  • Б) повелительного наклонения глагола;
  • В) степеней сравнения прилагательных и наречий;
  • Г) неопределённых местоимений.
Самооценка Я самостоятельно сформулировал все пункты кластера – 4 б. Я сформулировал 3 пункта кластера -3 б. Я самостоятельно сформулировал 2 пункта кластера – 2 б. Я самостоятельно сформулировал 1 пункт кластера – 1 б.

Самооценка

  • Я самостоятельно сформулировал все пункты кластера – 4 б.
  • Я сформулировал 3 пункта кластера -3 б.
  • Я самостоятельно сформулировал 2 пункта кластера – 2 б.
  • Я самостоятельно сформулировал 1 пункт кластера – 1 б.
Формообразующие частицы Частицы С помощью частиц образуются ДА ПУСТЬ ПУСКАЙ ДАВАЙ (ТЕ) ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ  ГЛАГОЛА БЫ (Б) Давайте  восклицать, друг другом восхищаться! (Б.Окуджава) УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА БОЛЕЕ МЕНЕЕ САМЫЙ Я хотел бы  подняться в ракете выше всех высоких туч. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Озеро Байкал – самое  глубокое в мире. Этот предмет надо знать  более  глубоко. -ТО -ЛИБО -НИБУДЬ КОЕ-  НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ  Кое- чему нам, людям, нужно поучиться у природы.

Формообразующие частицы

Частицы

С помощью частиц образуются

ДА

ПУСТЬ

ПУСКАЙ

ДАВАЙ (ТЕ)

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

ГЛАГОЛА

БЫ (Б)

Давайте восклицать, друг другом восхищаться! (Б.Окуджава)

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

БОЛЕЕ

МЕНЕЕ

САМЫЙ

Я хотел бы подняться в ракете выше всех высоких туч.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ И

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Озеро Байкал самое глубокое в мире.

Этот предмет надо знать более глубоко.

-ТО

-ЛИБО

-НИБУДЬ

КОЕ-

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Кое- чему нам, людям, нужно поучиться у природы.

Тренировочные упражнения 1. Упражнение 360 устно: выразительное чтение, ответы на вопросы. Разборы слов: словообразовательный, по составу, морфологический – письменно.

Тренировочные упражнения

  • 1. Упражнение 360 устно: выразительное чтение, ответы на вопросы.
  • Разборы слов: словообразовательный, по составу, морфологический – письменно.
Самооценка Я правильно озаглавил текст – 1б. Я прочитал текст в соответствии с требованиями – 1 б. Я правильно определил стиль речи – 2б. Я правильно назвал формообразующую частицу и определил её роль – 2 б. Я правильно ответил на вопрос о знаках препинания в начале строк – 1б. Я правильно выполнил все разборы – 4б. Я правильно выполнил 3 разбора – 3б. Я правильно выполнил 2 разбора -2б. Я правильно выполнил 1 разбор -1б.

Самооценка

  • Я правильно озаглавил текст – 1б.
  • Я прочитал текст в соответствии с требованиями – 1 б.
  • Я правильно определил стиль речи – 2б.
  • Я правильно назвал формообразующую частицу и определил её роль – 2 б.
  • Я правильно ответил на вопрос о знаках препинания в начале строк – 1б.
  • Я правильно выполнил все разборы – 4б.
  • Я правильно выполнил 3 разбора – 3б.
  • Я правильно выполнил 2 разбора -2б.
  • Я правильно выполнил 1 разбор -1б.
2. Упражнение 361: комментированное письмо. 3. Упражнение 362 .
  • 2. Упражнение 361: комментированное письмо.
  • 3. Упражнение 362 .
Самооценка При выполнении упражнений я не допустил ни одной ошибки -2б. При выполнении упражнений я допустил одну ошибку -1 б. При выполнении упражнений я допустил более одной ошибки – 0 б. Я правильно разграничил частицы и другие части речи – 2 б. При различении частиц и других частей речи я допустил 1 ошибку – 1 б. При различении частиц и других частей речи я допустил более 1 ошибки – 0 б.

Самооценка

  • При выполнении упражнений я не допустил ни одной ошибки -2б.
  • При выполнении упражнений я допустил одну ошибку -1 б.
  • При выполнении упражнений я допустил более одной ошибки – 0 б.
  • Я правильно разграничил частицы и другие части речи – 2 б.
  • При различении частиц и других частей речи я допустил 1 ошибку – 1 б.
  • При различении частиц и других частей речи я допустил более 1 ошибки – 0 б.
Оценка за урок Максимальное количество баллов - 26 Менее 14 баллов - требуется доработка 14-17 баллов – «3» 18-23 балла – «4» 24-26 баллов - «5»

Оценка за урок

  • Максимальное количество баллов - 26
  • Менее 14 баллов - требуется доработка
  • 14-17 баллов – «3»
  • 18-23 балла – «4»
  • 24-26 баллов - «5»
Оцени свою деятельность на уроке На уроке я работал активно / пассивно Урок для меня показался коротким / длинным Материал урока мне был понятен / непонятен Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Оцени свою деятельность на уроке

  • На уроке я работал активно / пассивно
  • Урок для меня показался коротким / длинным
  • Материал урока мне был понятен / непонятен
  • Домашнее задание мне кажется легким / трудным
http://pptforschool.ru/shablony-dla-power-point/shablony-dla-powerpoint2.php
  • http://pptforschool.ru/shablony-dla-power-point/shablony-dla-powerpoint2.php


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!