Презентация к уроку русского языка в 7 классе по разделу "Частицы" по теме "Разряды частиц. Формообразующие частицы" по учебно-методическому комплексу М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской идругих, но с успехом может быть использована при работе по другому учебно-методическому комплексу.
Просмотр содержимого документа
«Разряды частиц. Формообразующие частицы.»
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Парушкина Г.Н.
МКОУ «Бородинская ООШ Омского муниципального района Омской области»
Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении.
- Пр..нимающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес..ность о сокр..щении сроков пр..бывания иностра(н,нн)ых туристов.
- Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»
Проверь себя!
- Пр И нимающая, НЕ была, ВО время, извес Т ность, сокр А щени И , пр Е бывания, иностра НН ых.
- Комментарий. Частица НЕ придаёт отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если её убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.
Самооценка
- Я правильно вставил пропущенные буквы – 3 б.
- Я допустил 1 ошибку, вставляя пропущенные буквы – 2б.
- Я допустил 2 ошибки, вставляя пропущенные буквы – 1 б.
- Я допустил больше 2-х ошибок, вставляя пропущенные буквы – 0б.
Продолжение осмысления роли частиц в речи
Образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из данных в скобках частиц.
Записать примеры предложений, в которых с помощью частицы придаётся: а) особое значение подлежащему; б) особое значение сказуемому.
Брат замолчал (даже, вот, только, же, разве).
Сосед возразил (не, неужели, ли, лишь, уж, -то).
Погода улучшилась (не, почти, как раз, -таки, вот).
Анализ предложений
- 1) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей! (А.Барто.) 2) Мы коньками режем лёд, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведёт: «Вот бы если бы коньки мы точить о лёд могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли…» (К.Ибряев.)
- - Найдите грамматическую основу в 1 предложении и во 2-ом предложении в собственно прямой речи.
- - Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
- - В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
- -С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
Самооценка
- Я правильно нашёл грамматические основы в предложениях – 1 б.
- Я правильно определил, в какой форме стоит глагол-сказуемое – 1 б.
- Я правильно определил, с помощью чего образуется условное наклонение глагола – 1 б.
- Я правильно определил, с помощью чего образуется повелительное наклонение глагола – 1 б.
Самостоятельное изучение теоретического материала § 63, стр. 169
Составим кластер к понятию « Формообразующие частицы»
- 1. Служат для образования форм слова:
- А) условного наклонения глагола;
- Б) повелительного наклонения глагола;
- В) степеней сравнения прилагательных и наречий;
- Г) неопределённых местоимений.
Самооценка
- Я самостоятельно сформулировал все пункты кластера – 4 б.
- Я сформулировал 3 пункта кластера -3 б.
- Я самостоятельно сформулировал 2 пункта кластера – 2 б.
- Я самостоятельно сформулировал 1 пункт кластера – 1 б.
Формообразующие частицы
Частицы
С помощью частиц образуются
ДА
ПУСТЬ
ПУСКАЙ
ДАВАЙ (ТЕ)
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
ГЛАГОЛА
БЫ (Б)
Давайте восклицать, друг другом восхищаться! (Б.Окуджава)
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
БОЛЕЕ
МЕНЕЕ
САМЫЙ
Я хотел бы подняться в ракете выше всех высоких туч.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ И
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Озеро Байкал – самое глубокое в мире.
Этот предмет надо знать более глубоко.
-ТО
-ЛИБО
-НИБУДЬ
КОЕ-
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Кое- чему нам, людям, нужно поучиться у природы.
Тренировочные упражнения
- 1. Упражнение 360 устно: выразительное чтение, ответы на вопросы.
- Разборы слов: словообразовательный, по составу, морфологический – письменно.
Самооценка
- Я правильно озаглавил текст – 1б.
- Я прочитал текст в соответствии с требованиями – 1 б.
- Я правильно определил стиль речи – 2б.
- Я правильно назвал формообразующую частицу и определил её роль – 2 б.
- Я правильно ответил на вопрос о знаках препинания в начале строк – 1б.
- Я правильно выполнил все разборы – 4б.
- Я правильно выполнил 3 разбора – 3б.
- Я правильно выполнил 2 разбора -2б.
- Я правильно выполнил 1 разбор -1б.
- 2. Упражнение 361: комментированное письмо.
- 3. Упражнение 362 .
Самооценка
- При выполнении упражнений я не допустил ни одной ошибки -2б.
- При выполнении упражнений я допустил одну ошибку -1 б.
- При выполнении упражнений я допустил более одной ошибки – 0 б.
- Я правильно разграничил частицы и другие части речи – 2 б.
- При различении частиц и других частей речи я допустил 1 ошибку – 1 б.
- При различении частиц и других частей речи я допустил более 1 ошибки – 0 б.
Оценка за урок
- Максимальное количество баллов - 26
- Менее 14 баллов - требуется доработка
- 14-17 баллов – «3»
- 18-23 балла – «4»
- 24-26 баллов - «5»
Оцени свою деятельность на уроке
- На уроке я работал активно / пассивно
- Урок для меня показался коротким / длинным
- Материал урока мне был понятен / непонятен
- Домашнее задание мне кажется легким / трудным
- http://pptforschool.ru/shablony-dla-power-point/shablony-dla-powerpoint2.php