Разработки уроков русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» для 5 и 8 классов
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 78 г. Владивостока
Чеботова Светлана Юрьевна
Урок русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель: закрепить изученное по теме «Словосочетание»;
ознакомить с опознавательным признаком пунктограммы тире как знака разделения между главными членами; отработать умение постановки тире в таких предложениях;
отработать навык выразительного чтения, повторить изученное по теме «Текст»;
развивать логическое мышление.
Разминка. Логические ряды. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Какая запись не является словосочетанием?
Прил…скать малыша
Малыш(?) улыбает(?)ся – это не сл/соч, а граммат. основа предложения
Прелес…ный малыш(?)
Улыбает(?)ся мам…
Обн..вить гардеро…
Новый плащ(?)
Плащ(?) в..сит - это не сл/соч, а граммат. основа предложения
В…сит на вешалк…
Укажите номер сл/соч, соответствующих схеме прилаг. + сущ. Запишите ответ в виде комбинации цифр. (3,2).
Изучение нового материала. Работа с учебником. Какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое.) Что они обозначают? (Подлежащее называет того, кто действует, испытывает какое-то состояние, обладает определённым признаком. Сказуемое называет действие, состояние или признак подлежащего). Чем они могут быть выражены? (Любой частью речи: подлежащее – в значении сущ. в И.п, сказуемое – в значении глагола).
Выполним устно упр. 166 (с.69). Какой вывод можно сделать о постановке знака препинания в предложении, в котором оба главных члена выражены именем существительным в И.п? (Между ними ставится тире. Это знак разделения).
ФИЗМИНУТКА
Закрепление. Работа с текстом. Прочитайте про себя текст Сергея Сергеевича Наровчатова о народной сказке, подготовьтесь к выразительному чтению вслух. (карточки с текстом на партах).
Почему эту запись можно назвать текстом? (Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей). Какова идея этого текста? (В сказке отражена мудрость народа). Какого он стиля? (Публицистического).
Ещё раз выразительно прочитаем текст. В каких предложениях пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.? Запишите ответ в виде комбинации цифр. (1, 2,3,8). А теперь запишите эти предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания и объяснив графически их постановку. К доске выходят 4 человека. Из 2-го предложения выпишите сл/соч. прил + сущ. (народного воображения), сущ + сущ.(создание воображения). Из 9-го – глаг.+ сущ. с предлогом (лежит на печи).
Подведение итогов урока. Какое пунктуационное правило мы сегодня изучили? Выставление оценок. Д/з: с. 69 правило, у 168.
Если останется время. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1. Аист – серьёзная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом и громко ворчит. 2. Мой папа – отлично плавает. 3. Зарница – долгий отблеск далёких молний. 4. Сивучи – это морские млекопитающие, ущастые тюлени.
Урок русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
(продолжение темы)
Цели урока:
в области отработки навыков и закрепления знаний по новой теме:
1) находить подлежащее и сказуемое в предложении;
2) видеть опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения;
3) ставить (или не ставить) тире между подлежащим и сказуемым и обосновывать выбор пунктограммы;
в области работы с текстом:
1) уметь выразительно читать текст;
2) уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю по плану (цель высказывания, сфера применения, языковые приметы);
3) уметь определять тип речи по строению текста (структуре) и др.признакам;
4) уметь формулировать тему и основную мысль текста, беседовать по тексту;
в области повторения:
1) нахождение и графическое обозначение различных видов орфограмм;
2) составление словосочетаний, определение видов связи в них;
в области развития логического мышления:
1) находить общие и отличительные черты в группах слов и предложений по разным основаниям;
2) делать умозаключения на основе наблюдения.
Учитель объявляет тему урока, формулирует цели
I. Проверка домашнего задания
1) Работа над орфограммами
1 ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения (№ 153 I, II), графически обозначает орфограммы:
(Не)глубокая, помо…ник, зап…х, вод…ных, н…чтожный, пр…красна, уд…вительна.
Дополнительный вопрос: Какие типы сказуемых Вы знаете? Какова структура составного именного сказуемого?
2) В это время ребята с места «по цепочке» зачитывают предложения, объясняют постановку тире.
Дополнительный вопрос: В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится? Приведите примеры из п. III упражнения (1б, 2, 4, 6, 7)
— Какие из высказываний Паустовского, Маяковского и Циолковского Вам запомнились? Почему?
Учащиеся записывают число и тему в тетради
II. Логические ряды
1) На доске запись:
Пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
— Соедините между собой слова, в которых пропущены одинаковые орфограммы, запишите их вместе. Какое синтаксическое явление представляют собой соединённые Вами слова? Определите вид связи.
(Посадить в теплице — управление, чувствительное сердце — согласование, поражаться всегда — примыкание.)
2) На доске запись:
Сегодня море как небо. Рим вечный город. Озеро словно зеркало. Глаза будто вишни.
Какое из предложений логического ряда является лишним и почему? (Рим — вечный город, так как во всех предложениях сказуемое присоединяется сравнительными союзами и в них тире не ставится. В этом предложении связка в составном именном сказуемом нулевая, союза нет, следовательно, необходимо тире.)
ФИЗМИНУТКА
III. Работа с текстом
1) — Подготовьте для выразительного чтения тексты у. №154. Скажите, какие общие мысли объединяют текст, автором которого является Паустовский, и высказывания Сухомлинского, определите тип речи и стилистическую принадлежность текста. Свои ответы аргументируйте. (Публицистический стиль, рассуждение)
Беседа о прочитанном:
— Согласны ли вы с Паустовским и Сухомлинским? Как часто читаете вы? Что вы читаете сейчас? Какие книги вы поставили бы на свою «золотую полку»?
— Выпишите из текста предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Какие знаки препинания вы ещё поставили в этих предложениях? Почему? (всего 4 предложения: I. Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Друзья эти — книги. II. Чтение — это окошко в мир, важнейший инструмент учения. Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам.)
2) — Выразительно прочитайте текст у. № 157. Определите тип речи и стилистическую принадлежность текста. Свои ответы аргументируйте. (Художественный стиль, описание.)
Беседа о прочитанном:
Что вы знаете о Дерсу Узала? Что вы запомнили об Арсеньеве, когда готовили о нём стенгазету? Как вы думаете, почему спустя много лет люди не забывают о замечательном учёном и его легендарном проводнике?
Запишите в тетрадь по одному предложению с разными видами сказуемого, обозначьте средства выражения сказуемых.
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание
— Итак, урок подходит к концу, подведём его итоги. Сформулируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Выставим отметки за работу на уроке. Запишем домашнее задание: у. 155.