СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" для 5 и 8 классов

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"»




Разработки уроков русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» для 5 и 8 классов









Выполнила учитель русского языка и литературы


МБОУ СОШ № 78 г. Владивостока

Чеботова Светлана Юрьевна






































Урок русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цель: закрепить изученное по теме «Словосочетание»;

ознакомить с опознавательным признаком пунктограммы тире как знака разделения между главными членами; отработать умение постановки тире в таких предложениях;

отработать навык выразительного чтения, повторить изученное по теме «Текст»;

развивать логическое мышление.

  1. Разминка. Логические ряды. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Какая запись не является словосочетанием?

  1. Прил…скать малыша

  2. Малыш(?) улыбает(?)ся – это не сл/соч, а граммат. основа предложения

  3. Прелес…ный малыш(?)

  4. Улыбает(?)ся мам…


  1. Обн..вить гардеро…

  2. Новый плащ(?)

  3. Плащ(?) в..сит - это не сл/соч, а граммат. основа предложения

  4. В…сит на вешалк…

Укажите номер сл/соч, соответствующих схеме прилаг. + сущ. Запишите ответ в виде комбинации цифр. (3,2).

  1. Изучение нового материала. Работа с учебником. Какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое.) Что они обозначают? (Подлежащее называет того, кто действует, испытывает какое-то состояние, обладает определённым признаком. Сказуемое называет действие, состояние или признак подлежащего). Чем они могут быть выражены? (Любой частью речи: подлежащее – в значении сущ. в И.п, сказуемое – в значении глагола).

Выполним устно упр. 166 (с.69). Какой вывод можно сделать о постановке знака препинания в предложении, в котором оба главных члена выражены именем существительным в И.п? (Между ними ставится тире. Это знак разделения).

ФИЗМИНУТКА

  1. Закрепление. Работа с текстом. Прочитайте про себя текст Сергея Сергеевича Наровчатова о народной сказке, подготовьтесь к выразительному чтению вслух. (карточки с текстом на партах).

Почему эту запись можно назвать текстом? (Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей). Какова идея этого текста? (В сказке отражена мудрость народа). Какого он стиля? (Публицистического).

Ещё раз выразительно прочитаем текст. В каких предложениях пропущено тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.? Запишите ответ в виде комбинации цифр. (1, 2,3,8). А теперь запишите эти предложения в тетрадь, расставив пропущенные знаки препинания и объяснив графически их постановку. К доске выходят 4 человека. Из 2-го предложения выпишите сл/соч. прил + сущ. (народного воображения), сущ + сущ.(создание воображения). Из 9-го – глаг.+ сущ. с предлогом (лежит на печи).

  1. Подведение итогов урока. Какое пунктуационное правило мы сегодня изучили? Выставление оценок. Д/з: с. 69 правило, у 168.

  2. Если останется время. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1. Аист – серьёзная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом и громко ворчит. 2. Мой папа – отлично плавает. 3. Зарница – долгий отблеск далёких молний. 4. Сивучи – это морские млекопитающие, ущастые тюлени.



Урок русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

(продолжение темы)

Цели урока:

в области отработки навыков и закрепления знаний по новой теме:

1) находить подлежащее и сказуемое в предложении;

2) видеть опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения;

3) ставить (или не ставить) тире между подлежащим и сказуемым и обосновывать выбор пунктограммы;

в области работы с текстом:

1) уметь выразительно читать текст;

2) уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю по плану (цель высказывания, сфера применения, языковые приметы);

3) уметь определять тип речи по строению текста (структуре) и др.признакам;

4) уметь формулировать тему и основную мысль текста, беседовать по тексту;

в области повторения:

1) нахождение и графическое обозначение различных видов орфограмм;

2) составление словосочетаний, определение видов связи в них;

в области развития логического мышления:

1) находить общие и отличительные черты в группах слов и предложений по разным основаниям;

2) делать умозаключения на основе наблюдения.



Учитель объявляет тему урока, формулирует цели

I. Проверка домашнего задания

1) Работа над орфограммами

1 ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения (№ 153 I, II), графически обозначает орфограммы:

(Не)глубокая, помо…ник, зап…х, вод…ных, н…чтожный, пр…красна, уд…вительна.

Дополнительный вопрос: Какие типы сказуемых Вы знаете? Какова структура составного именного сказуемого?

2) В это время ребята с места «по цепочке» зачитывают предложения, объясняют постановку тире.

Дополнительный вопрос: В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится? Приведите примеры из п. III упражнения (1б, 2, 4, 6, 7)

— Какие из высказываний Паустовского, Маяковского и Циолковского Вам запомнились? Почему?



Учащиеся записывают число и тему в тетради

II. Логические ряды

1) На доске запись:

Пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.

— Соедините между собой слова, в которых пропущены одинаковые орфограммы, запишите их вместе. Какое синтаксическое явление представляют собой соединённые Вами слова? Определите вид связи.

(Посадить в теплице — управление, чувствительное сердце — согласование, поражаться всегда — примыкание.)

2) На доске запись:

Сегодня море как небо. Рим вечный город. Озеро словно зеркало. Глаза будто вишни.

Какое из предложений логического ряда является лишним и почему? (Рим — вечный город, так как во всех предложениях сказуемое присоединяется сравнительными союзами и в них тире не ставится. В этом предложении связка в составном именном сказуемом нулевая, союза нет, следовательно, необходимо тире.)



ФИЗМИНУТКА



III. Работа с текстом

1) — Подготовьте для выразительного чтения тексты у. №154. Скажите, какие общие мысли объединяют текст, автором которого является Паустовский, и высказывания Сухомлинского, определите тип речи и стилистическую принадлежность текста. Свои ответы аргументируйте. (Публицистический стиль, рассуждение)

Беседа о прочитанном:

— Согласны ли вы с Паустовским и Сухомлинским? Как часто читаете вы? Что вы читаете сейчас? Какие книги вы поставили бы на свою «золотую полку»?

— Выпишите из текста предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Какие знаки препинания вы ещё поставили в этих предложениях? Почему? (всего 4 предложения: I. Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Друзья эти — книги. II. Чтение — это окошко в мир, важнейший инструмент учения. Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам.)

2) — Выразительно прочитайте текст у. № 157. Определите тип речи и стилистическую принадлежность текста. Свои ответы аргументируйте. (Художественный стиль, описание.)

Беседа о прочитанном:

Что вы знаете о Дерсу Узала? Что вы запомнили об Арсеньеве, когда готовили о нём стенгазету? Как вы думаете, почему спустя много лет люди не забывают о замечательном учёном и его легендарном проводнике?

Запишите в тетрадь по одному предложению с разными видами сказуемого, обозначьте средства выражения сказуемых.



IV. Подведение итогов урока, домашнее задание

— Итак, урок подходит к концу, подведём его итоги. Сформулируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Выставим отметки за работу на уроке. Запишем домашнее задание: у. 155.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!