СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков по теме: "Храм Покрова-на-Нерли"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

мм

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

- присоединение духовного мира ребенка к неизменным  социокультурным  

 ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

 ценности;

 

-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

 гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;

 

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по теме: "Храм Покрова-на-Нерли"»

«Методическая разработка уроков

по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема: Храм Покрова на Нерли.


Учитель истории МАОУ «Средняя школа №1» г. Камышлова Бекетова Н.Ф.


Цели: - присоединение духовного мира ребенка к неизменным социокультурным

ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти

ценности;


-развитие внутреннего мира ученика духовного взаимодействия с окружающей средой

гармонизация отношений ребенка с миром природы и культуры;



Базовые ценности: Добро. Любовь. Образ.


Уроки дают возможность увидеть выражение гармонии художественными средствами: цветом, композицией,

сочетанием архитектурных элементов и пейзажа.

Пережитые ощущения дети выражают в творческих работах: рисунках, сочинениях, стихах. Это становится первым

шагом к самосовершенствованию.


Основные виды деятельности учащихся в ходе занятий и домашней самостоятельной работы.

-письменные: мини-сочинения, стихотворения, сообщения;

-работа с материалом: рисунок, анализ макета храма, (выделение архитектурных деталей, их назначение).

-самостоятельное индивидуальное выполнение заданий, а затем групповое обсуждение с целью достижения согласия;

-работа над основными понятиями: поиск определений в справочной литературе, обсуждение в парах и коллективно.

-ресурсный круг или коллективная работа с учащимися;

рефлексия: оценка характера общения, работы группы, самооценка



  1. Содержательная линия образования «Художественная культура»:

- обеспечить дальнейшее развитие умения исследовать особенности архитектурных памятников древнерусского искусства;

-сформировать личностное отношение к произведениям отечественной и региональной художественной культуры;

-сформировать первичные представления о взаимосвязях процессов развития храмового строительства в Византии, Западной Европе, древней Руси, на Урале;

-формировать навыки эстетической деятельности.






2.Содержательная линия образования «Социально-экономическая и правовая культура».

-освоение способов и форм самоорганизации учебной и внеучебной деятельности:

выработка обоснованного индивидуального и коллективного решения, самоконтроля, работы в парах.

5. Содержательная линия образования «Информационная культура».

-формирование навыков работы

со справочной и научно-популярной литературой;

-приобретение основных умений отбора информации из различных источников;

6.Содержательная линия образования «Родной язык»

язык».

-формирование общей культуры обучающегося, расширение его кругозора, знаний об общих корнях различных культур.



Урок 1. История создания храма.


Задачи:

1.Помочь учащимся установить связь между событиями социально-политической истории древнерусского государства и историей художественной культуры, показать ее истоки.

2.Развивать мышление учащихся: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, извлекать необходимую информацию из учебной и справочной литературы, отбирать нужный материал, излагать его логично и последовательно.

3. Развивать умение работать в паре, коллективного обсуждения, самооценки, умение выразить свое отношение к материалу.

4. Учить ценностному отношению к истории своего Отечества, памятникам культуры.


План урока.

1.История создания храма.


2.Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.


3Выбор места для храма.


Основные понятия: храм, Покров, природный мир, рукотворный мир, духовный мир, гармония.


Оборудование: справочники, словари, иллюстрации.


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

( сообщение цели урока, обоснование актуальности темы )


2.Беседа с учащимися о содержании основных понятий с привлечением их личного опыта и знаний, полученных в начальной школе.





Примерные вопросы:

Что такое гармония? Как проявляется гармония в жизни, в науке, в музыке, в живописи? Может ли быть гармония в душе человека? Как создать гармонию? Что разрушает гармонию?


Определение. Гармония это порядок, красота, согласие, единение.


Что такое храм? Есть ли связь между понятиями храм и хоромы? Почему храм не похож на обычное здание? Какую роль играет храм в жизни человека?


Определение. Культура- возделывание, обрабатывание.


  1. Работа в парах.


Народная мудрость.


Ни в одном храме не найдете вы Господа, кроме как в храме своей души.

Плоха та улица, которая не ведет к храму.

Церковь не в бревнах а в ребрах.

Как вы понимаете эти пословицы? (разобрать одну-две пословицы)


4.Работа со словарями.


Найдите значение понятий «гармония», «храм», «культура» в словарях, выпишите их в тетрадь.

Вопросы. Почему определения понятий отличаются в разных источниках?

Почему необходимо использовать разные источники ,чтобы лучше осмыслить содержание понятий?


5. Сообщения учащихся об истории создания храма.


6.Обсуждение сообщений по вопросам, составленным детьми.

Учитель дополняет сообщения и ответы детей.



7.Подведение итогов урока в ресурсном круге.


Вопросы: Почему храм на реке Нерль был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы?

Почему в России так много храмов посвященных Богородице?

Как название храма связано с историческими событиями 12 века?


Домашнее задание: рисунки, сочинения, сообщения, стихи о храмах (по выбору учащихся).

Записать в тетради примеры гармонии в жизни, в музыке, в отношениях, в искусстве.









Урок 2. Тема. Белый храм у чистой воды.


Задачи:

1.Познакомить учащихся с особенностями архитектуры храма Покрова на Нерли, показать связь культурных традиций Византии, Западной Европы и древней Руси.

2.Показать гармонию мира природного, рукотворного и духовного и средства ее достижения на примере храма Покрова на Нерли.

  1. Развивать внутренний мир ученика, умение видеть прекрасное, выразить свои чувства словами, эстетической деятельностью.



План урока.


  1. Особенности архитектуры храма:

-цвет, размеры;

-составные части;

-архитектурные элементы;

-секреты храма.

2. Средства гармонизации храма с природой, с духовным миром.


Основные понятия:

Купол, барабан, апсиды, пилястры, закомары, рельефы.


Оборудование:

Макет храма, плакат с его изображением, аудиозаписи звона колоколов и русских мелодий.

На партах: словари, стихотворение Снеговой, учебники, тетради.


  1. Создание эмоционального настроя .

После объявления темы и цели урока на фоне звона колоколов и музыки звучит стихотворение Снеговой.


2.Вступительная беседа.

Вопросы: О каком храме идет речь в стихах?

Какие чувства вызывает у вас памятник русского зодчества храм Покрова на Нерли?

Когда был построен этот храм? Где он находится?

С какими событиями истории связано создание храма?

Какие идеи хотели выразить создатели храма?


-Сегодня мы поговорим о средствах , с помощью которых строители хотели выразить эти идеи.


  1. Работа в парах.


- Какие особенности архитектуры храма отражены в стихах Снеговой?

- С чем сравнивает поэтесса храм Покрова на Нерли?






  1. Работа с текстом учебника.(с. 68, 69.)

Вопросы перед чтением:

Почему храм Покрова на Нерли белого цвета?

Какие образы возникают у вас при рассмотрении храма?


Вопросы после чтения:

С какими образами сравнивают храм авторы учебника?

Из каких частей состоит храм?

-Покажите эти части на плакате и на макете храма?


5.Работа со словарем в парах.

-Найдите на макете и изображениях храма архитектурные элементы, указанные в ваших словарях. (Каждая пара показывает на макете элементы, которые они находят потом на изображениях храма ).

Учитель делает дополнения.


6.Закрепление.


Работа в группах.

Задание: «Приведи в соответствие».

Каждая группа работает с одной особенностью.


Особенности храма.

Средства достижения.

1.Устремленность ввысь, стройность.

1.Храм стоит на холме.



2. Рельефное белокаменное изображение.


3. Белый цвет – символ безгреховности и чистоты.

2. Связь с духовным миром.

4.Отражение храма в реке.


5.Красота храма.


6. Узорчатая резьба на стенах храма с изображением зверей.

3. Гармония с природой.

7. Белый цвет красиво сочетается с зеленью и голубизной неба.


8. Стены храма немного наклонены внутрь.


9.Узкие, длинные окна.

4.Невесомость, воздушность храма.

10. Аркатурный пояс.


11.У храма нет никаких пристроек.


5.Символ примирения, единства русской земли.

12. Храм возведен в центре русских земель


13.Храм парит над водой и лугами.


7. Итог урока.

Ресурсный круг.

1. Ответы участников начинаются словами: «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…».

Задание: Опишите свои представления о храме.

  1. Почему храм Покрова на Нерли называют чудом России?


8. Рефлексия.

- Посоветуйтесь в группе: кого мы можем отметить за хорошую работу на уроке?

- Какой момент урока вам больше всего понравился? Почему?


9. Домашнее задание: творческие работы, сообщение о храмах Урала.









Дополнительный материал к теме:

«Храм Покрова на Нерли».


  1. Из истории создания храма.


Андрей Боголюбский (1111 – 1174) – сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, князь владимиро-суздальский (с 1157 года) проводил политику возвышения и укрепления Северо-Восточной Руси. В 1169 году он захватил Киев, но княжить там отказался, своей столицей сделал Владимир, куда, согласно преданию, перенес чудотворную икону. Андрей отличался большой набожностью, за что и получил свое прозвище. Прославился, как князь-строитель. При нем были возведены: Успенский собор, Золотые ворота и мощные укрепления во Владимире, замок в княжеской резиденции в Боголюбове. Неподалеку от Боголюбова, также при Андрее, была построена церковь Покрова на Нерли, одна из жемчужин русского каменного зодчества.

Постройка величественного храма была событием в жизни княжества, а то и всей Русской земли. Поэтому упоминание об этом попало на пергаментные страницы летописи.

Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. При Андрее Боголюбском появилось чудо русского зодчества – однокупольный храм Покрова на Нерли. Князь повелел построить его неподалеку от своих палат. Сохранилось предание, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбовских палат после кончины любимого сына Изяслава – в память о нем и в умиротворение своей печали…

Свою историю княжество ведет с 1157 года, когда занявший суздальский престол Андрей Боголюбский, стремясь выйти из-под контроля суздальского боярства, обосновался во Владимире и построил поблизости от него резиденцию Боголюбово.

Церковь Покрова на Нерли – памятник русского зодчества середины 12 века, сохранился до наших дней.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли – храм, построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму.

Строительство церкви связывают с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

В память о гибели в этом походе любимого сына Изяслава повелел заложить храм, посвященный новому празднику на Руси – Покрова Богородицы.

Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласования с Киевским митрополитом и константинопольским патриархом и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле.

Храм этот сохранился до наших дней, благодаря счастливой случайности. В конце 18 века игумен соседнего Боголюбова монастыря добился у владимирского епископа разрешения на разрушение малодоходной церкви. Из ее кирпича предполагалось быстренько построить собор где-нибудь на бойком месте – там доход попам будет побольше. К нашему счастью, не сошлись в цене подрядчик и заказчик: скупость заспорила с алчностью, и дело зашло в тупик. Храм сохранился!

Замечательная своей легкостью и одухотворенностью церковь Покрова на Нерли (1165) сохранила в основном первоначальный вид. Строительство храма, посвященного празднику Покрова Богородицы, показывает замысел князя: создать памятник, олицетворяющий собой идею божественного покровительства Владимиро-Суздальской земли и «богоизбранности» князей.

Андрей Боголюбский (1110 – 1174), которому надоели долгие войны за Киев, не захотел более оставаться на юге, и, вопреки воле отца, ушел в Суздальскую землю, во Владимир-на-Клязьме, взяв с собой высокочтимую святыню – икону Богородицы, которую впоследствии стали именовать Владимирской иконой Божьей Матери. По преданию, в 11 верстах от Владимира кони, которые везли икону, остановились, как вкопанные, и не захотели идти дальше. Князь отправился спать, и во сне ему явилась Богородица. Сочтя это чудесным предзнаменованием, Андрей наутро приказал соорудить на месте остановки замок и основать село, получившее название Боголюбово. Замок стал любимым местом пребывания князя, а самого его стали называть Боголюбским.

Введенный во Владимиро-Суздальской земле культ Богородицы противопоставлял ее Южной Руси, где главным был культ Святой Софии. В правление Андрея Юрьевича были возведены Успенский собор, Золотые и Серебряные (не сохранились) ворота во Владимире, дворцовый комплекс в Боголюбове, уникальная церковь Покрова Богородицы на реке Нерль близ Владимира.

По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства были приглашены зодчие «из немец».


  1. Особенности архитектуры храма.


Для суздальского зодчества этого времени характерны четкость архитектурных форм и линий, декоративность. Для строительства использовался белый камень – известняк, который легко поддавался резьбе.

Наличие элементов романского стиля в зодчестве Владимиро-Суздальской земли объясняется тем, что в сооружении храмов принимали участие архитекторы из других стран, в частности из Священной Римской империи.

Строители знали, как строят храмы в иных землях, и применили эти знания, когда воздвигали церковь Покрова на Нерли.

На и византийские и западноевропейские влияния, хотя и угадываются подчас в его линиях и объемах, были переплавлены мастерами в самобытное русское зодчество.

Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.

Обычного типа небольшой четырехстолпный храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба – устремленность ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлиненных форм, подчас создающее впечатление невесомости. Арочный фриз и углубленные многоарочные порталы – очевидна, романского происхождения, но какими массивными, даже тяжеловесными кажутся в сравнении с церковью Покрова на Нерли современные ей западноевропейские храмы!

Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов.

Проходят годы и столетия, а зодчество древней Руси не меркнет, не устаревает, а дарует радость всем последующим поколениям.

Церковь была построена на излучине реки Нерли. Место для жрама – на приречном лугу – выбрал сам Андрей Боголюбский. Храм сооружен на искусственном холме из глины и булыжного камня, облицованном белокаменными плитами. При разливе Нерли он оказывался на островке, где была даже устроена специальная пристань.

Выверенные пропорции и простота композиции делают его светлым, легким, невесомым.

Зодчие из Германии применили особые архитектурные приемы.

Незаметно для глаза стены наклонены внутрь и таким образом зрительно увеличивают высоту.

Удлиненные узкие окна, вытянутый барабан купола, аркатурный пояс из удлиненных колонок также усиливают впечатление вытянутости, удлиненности храма.

Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

На всей Руси нет строения поэтичнее и светлее!

Можно ли в холодном камне выразить и слить воедино нежность и печаль, светлую грусть и спокойные глубокие мысли о человеческом бытии?

Можно ли облечь их сдержанным величием и сказочной невероятной простотой архитектурной формы, легко преодолевающей тяжесть камня?

Тот, кто видел храм Покрова на Нерли, ответит утвердительно.

Собор этот, нерасторжимо слитый с окружающей природой, как бы являет нам собрание лучших человеческих чувств, гениально выраженных великим архитектором русской древности. Они застыли в его загадочно-простых пропорциях, но пробуждаются в душе каждого, кто смотрит на устремленные ввысь летучие – и в то же время спокойные – линии…

Шедевр искусства создан теми, кто умеет видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту природы.

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей чарующей ясности, лаконической красоте.

Да, это такое же совершенство, как классическая дорическая колонна, как самые высокие достижения архитектуры древней Эллады.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимался, как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.


  1. Белокаменная резьба.


Особенностью внешнего убранства стало белокаменное узорочье.

Храм украшен каменной резьбой, выполненной в традициях деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Рельефы свиваются с архитектурой, дополняя ее и украшая. Храмы Киевской Руси активно украшались барельефами в отличие от более позднего периода.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского, ярко выраженная в украшении соборов, стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Тяжелый высокий рельеф, таивший в себе возможность перерождения в круглую скульптуру, был переведен русскими мастерами на язык деревянной резьбы, а затем подчинен тому орнаментально-плоскостному началу, которое всегда так ценилось древнерусским художником.… На Руси место статуй заступил плоско трактованный рельеф.… И в руках русских художников он сделался совершенным средством для выражения их мыслей и чувств.

Декоративность рельефов не только не затемняет архитектурного замысла, но еще ярче, убедительнее выявляет замысел, так что весь собор – шедевр гармонии и меры.

Любовь к природе, прославление ее красоты – вот что составляет истинное содержание этой замечательной декоративной скульптуры.

Сюжеты взяты в основном из книг священного писания, из христианских апокрифов, а также растительные орнаменты.

Рельефы прославляли князей. Аркатурный (состоящий из арок) пояс как бы отделяет «земную» часть от «небесной». Пилястры (выступающие из стен столбы с четырехугольным сечением) делят стены церкви на широкие части, завершающиеся в простенках полукружиями – закомарами.

Утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли….

В основе монументальной пластики древнерусского искусства Владимиро-Суздальского княжества древние традиции деревянной резьбы, восходящие к языческим временам. Наверху каждого из трех фасадов библейский царь Давид изображен с гусями среди львов, лишенных всякой свирепости, и птиц, внимающих его гласу. На это сцена, всем своим настроением перекликающаяся с архитектурой храма, не играет существенной роли в общем его облике: это всего лишь прекрасное его украшение. То же можно сказать и про рельефы боковых прясел.

Звериный мир показан в своем, русском, обличии, восходящем к древнеславянским мифам. Это – русское народное мироощущение, запечатленное в белом камне, искусство русских каменосечцев, в древоделии выработавших свои художественные приемы и изощренную технику. Русская сказка в камне, исполненная живого трепетного ритма.


Л. Любимов. Искусство древней Руси, М, «Просвещение», 1981.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!