- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- выражать свои мысли и идеи.
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Оценка результатов деятельности ученика |
| Ребята, добрый день! Добрый день , ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка-это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Устная оценка учителя |
2. Проверка домашнего задания (5 минут). | Учитель раздает карточки учащимся. Что изучает биология? Определить по схеме жизненные формы растений. Составить схему «Продолжительность жизни растений» Дополните предложение. | Работа по карточкам | Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. | После урока учитель проверяет карточки и выставляет оценки в журнал и в дневник. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока(5 минут) | Давно пытливый ум мечтал Внутрь всех вещей взглянуть. Путь в мир незримый указал Великий Левенгук В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир. А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками. Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма , которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, познакомиться с приборами, которые позволяют увидеть клетку. Тема урока: Клетка -основная единица живого. Строение клетки. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Записывают тему себе в тетрадь | Устная оценка учителя |
4. Изучение нового материала(10 минут) | Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки или множества клеток. По формам и размерам клетки растений значительно различаются. Задание №1 Используя слайд презентации и учебник , составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь. Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут разные химические реакции. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки. Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка придаёт клетки форму и жёсткость и предохраняет её от внешних воздействий. В оболочке имеются – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них проходят вещества , необходимые клетке. Между клетками находится межклеточное вещество. Под оболочкой расположена клеточная мембрана. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она находится в постоянном движении – это одно из свойств живой клетки. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещения и других факторов При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нём находятся ядрышко и особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни. Задание №2 Изучите рисунок 18 на стр.40 и запишите строение растительной клетки в тетрадь. Пластиды- клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений. | Учитель показывает формы клеток, размеры клеток, используя слайд презентации Учитель , используя презентацию и динамическую модель клетки объясняет строение клетки Используя слайд презентации, проверим выполненное задание. Учитель задаёт вопрос учащимся: От чего зависит зелёная окраска растений. Учитель дополняет ответы учащихся , используя слайд презентации «Пластиды» | Работа с учебником стр.39-44 и рабочими тетрадями, составляют схему «Формы клеток». Работа с учебником на стр. 40, изучают рисунок 18. «Строение растительной клетки» , зарисовывают в тетрадь, подписывают основные части клетки. Учащиеся отвечают на вопрос , используя ранее полученные знания. | Устная оценка учителя Устная оценка учителя Устная оценка учителя |
5. Физкультминутка( 2 минуты) | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | | Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении | Устная оценка учителя |
6. Изучение нового материала(5 минут) | Клетки нельзя изучить глазами, потому что они очень мелкие, ученые используют специальный прибор – микроскоп, который позволяет заглянуть в удивительный мир клетки. Сегодня мы с вами познакомимся с этим прибором и научимся приготовлять препарат клеток сочной чешуи луковицы лука. Задание №3 Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи. | Демонстрация микроскопа. Называет части микроскопа Раздает инструкции, как работать с микроскопом . | Учащиеся рассматривают прибор, работа с учебником стр.43 рис.20 «Устройство микроскопа», изучают инструкции, подписывают части микроскопа в рабочих тетрадях. Готовят микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, следуя слайдам презентации, увиденное сравнивают с рисунком учебника рис.21 на стр.43, зарисовывают увиденное в тетрадь, делают надписи. | Устная оценка учителя |
7. Закрепление изученного материала ( 5 минут) | Задание №4 Составьте кроссворд «Строение клетки». Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. | Учитель открывает слад презентации с вопросами к кроссворду. Вызывает ученика к доске выполнять задание. | Учащиеся составляют кроссворд в тетрадь. Проверяют выполненное задание. | Устная оценка учителя |
8. Домашнее задание(1-2минуты) | § 9, вопросы и задания на стр.44 | | Записывают задание себе в дневник | |
Рефлексия (2 минуты) | | Учитель задает вопросы понравилась работа с микроскопом, или не понравилась? | Оценивают свою работу, и работу в паре друг друга | Спасибо, до свидания! |
Составьте кроссворд «Строение клетки».
2.Ученый открывший клетку.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.