СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки по предмету Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки по биологии 5 класс Трайтак

Просмотр содержимого документа
«Разработки по предмету Биология»

Технологическая карта «открытого» урока с использованием ИКТ технологий, здоровьесбережения, исследовательских методов в обучении.


Предмет биология
Класс ____5_________
Автор УМК Д.И.Трайтак, И.Д.Трайтак
Тема урока: Клетка –основная единица живого. Строение клетки.
Тип урока приобретение новых знаний

Цель урока: Изучить особенности строения растительной клетки. Умение работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • препаровальная игра;

  • предметное и покровное стекло;

  • луковицы;

  • йод;

  • рабочие листы с заданиями.

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Оценка результатов деятельности ученика

    1. Организационный момент ( 1-4 минуты).


Ребята, добрый день!

Добрый день , ребята!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка-это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания (5 минут).

Учитель раздает карточки учащимся.

  1. Что изучает биология?

  2. Определить по схеме жизненные формы растений.

  3. Составить схему «Продолжительность жизни растений»

  4. Дополните предложение.


Работа по карточкам

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.


После урока учитель проверяет карточки и выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока(5 минут)

Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук

В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.

А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.

Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма , которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, познакомиться с приборами, которые позволяют увидеть клетку.

Тема урока: Клетка -основная единица живого. Строение клетки.

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь






















Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала(10 минут)

Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки или множества клеток. По формам и размерам клетки растений значительно различаются.

Задание №1

Используя слайд презентации и учебник , составьте схему «Формы клеток» и запишите в тетрадь.



Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут разные химические реакции. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки.

Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка придаёт клетки форму и жёсткость и предохраняет её от внешних воздействий. В оболочке имеются – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них проходят вещества , необходимые клетке. Между клетками находится межклеточное вещество. Под оболочкой расположена клеточная мембрана.

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она находится в постоянном движении – это одно из свойств живой клетки. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещения и других факторов При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нём находятся ядрышко и особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.

Задание №2

Изучите рисунок 18 на стр.40 и запишите строение растительной клетки в тетрадь.




Пластиды- клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений.






Учитель показывает формы клеток, размеры клеток, используя слайд презентации









Учитель , используя презентацию и динамическую модель клетки объясняет строение клетки













































Используя слайд презентации, проверим выполненное задание.




Учитель задаёт вопрос учащимся:

От чего зависит зелёная окраска растений.

Учитель дополняет ответы учащихся , используя слайд презентации «Пластиды»









Работа с учебником стр.39-44 и рабочими тетрадями, составляют схему «Формы клеток».



















































Работа с учебником на стр. 40, изучают рисунок 18. «Строение растительной клетки» , зарисовывают в тетрадь, подписывают основные части клетки.



Учащиеся отвечают на вопрос , используя ранее полученные знания.















Устная оценка учителя























































Устная оценка учителя











Устная оценка учителя










5. Физкультминутка( 2 минуты)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.



Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Устная оценка учителя

6. Изучение нового материала(5 минут)

Клетки нельзя изучить глазами, потому что они очень мелкие, ученые используют специальный прибор – микроскоп, который позволяет заглянуть в удивительный мир клетки. Сегодня мы с вами познакомимся с этим прибором и научимся приготовлять препарат клеток сочной чешуи луковицы лука.


Задание №3

Приготовьте микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, используя слайды презентации. Сравните, полученный результат с рисунком учебника. Зарисуйте, сделайте надписи.

Демонстрация микроскопа.




Называет части микроскопа

Раздает инструкции, как работать с микроскопом .
















Учащиеся рассматривают прибор, работа с учебником стр.43 рис.20 «Устройство микроскопа», изучают инструкции, подписывают части микроскопа в рабочих тетрадях.


Готовят микропрепарат клеток сочной чешуи луковицы лука, следуя слайдам презентации, увиденное сравнивают с рисунком учебника рис.21 на стр.43, зарисовывают увиденное в тетрадь, делают надписи.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала ( 5 минут)

Задание №4

Составьте кроссворд «Строение клетки». Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.




Учитель открывает слад презентации с вопросами к кроссворду.

Вызывает ученика к доске выполнять задание.

Учащиеся составляют кроссворд в тетрадь.


Проверяют выполненное задание.

Устная оценка учителя

8. Домашнее задание(1-2минуты)

§ 9, вопросы и задания на стр.44



Записывают задание себе в дневник


Рефлексия (2 минуты)


Учитель задает вопросы понравилась работа с микроскопом, или не понравилась?

Оценивают свою работу, и работу в паре друг друга

Спасибо, до свидания!
































































































































































































































































































Задание №4

Составьте кроссворд «Строение клетки».


1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.


х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

    1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

      ф

      о

      т

      о

      с

      и

      н

      т

      Е

      з

    2. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

      в

      А

      к

      у

      о

      л

      ь

    3. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.



Ключевое слово: клетка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!