СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка. Занимательные опыты: Химик - художник.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чуда потребуется: красная кровяная соль, салицилат натрия, соль Мора. Всех веществ взять по одной ложечке. Растворить их по отдельности в воде. На бумаге нарисовать простым карандашом рисунок, чтобы было не заметно и кисточкой раскрасить красной кровяной солью и салицилатом натрия. Перед зрителями кистью, смоченной в растворе соли Мора провести по рисунку. Рисунок окрасится в синие и красные цвета (где красная кровяная соль – синий, салицилат натрия - красный).

Просмотр содержимого документа
«Разработка. Занимательные опыты: Химик - художник.»



























Химик – художник.

Для чуда потребуется: красная кровяная соль, салицилат натрия, соль Мора. Всех веществ взять по одной ложечке. Растворить их по отдельности в воде. На бумаге нарисовать простым карандашом рисунок, чтобы было не заметно и кисточкой раскрасить красной кровяной солью и салицилатом натрия. Перед зрителями кистью, смоченной в растворе соли Мора провести по рисунку. Рисунок окрасится в синие и красные цвета (где красная кровяная соль – синий, салицилат натрия - красный).



Моментальная цветная фотография.

Желтая и красная кровяные соли, взаимодействую с солями тяжелых металлов, дают различного цвета продукты реакций: желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди (II) – темно – коричневое, с солями висмута – желтое, с солями железа (II) – зеленое. Этими растворами рисуют рисунок, а для проявления таких рисунков проводят по нему ватным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли.



Минеральный хамелеон.

Для проведения опыта сначала получают манганат калия. Для этого нагревают в пробирке перманганат калия:

2 KMnO4 = K2MnO4 + O2 + MnO2

Затем растворяют полученную соль в воде, и образуется зеленый раствор, который тут же переходит в сине-фиолетовый, фиолетовый, и наконец, в малиновый.

3K2 MnO4 = KMnO4 + MnO2 + 4KOH?????

этот опыт можно видоизменить, для этого растворяют в воде немного манганата калия и добавляют раствор едкого натра. Получается раствор стойкого красивого зеленого цвета. После этого к раствору добавляют немного концентрированной серной кислоты. Происходит постепенное изменение зеленого цвета в розовый через ряд различных оттенков, идущих снизу вверх.




Химическая радуга.

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

FeCl3

K2Cr2O7

HgNO3

FeCl2

CuSO4

CuSO4

FeCl3

Родонит калия или аммония

Вода

KI

NaOH

NaOH

NH3

C6H5OH

фенол


В цилиндры или в демонстрационные пробирки налить бесцветные или прозрачные бледненькие растворы. В непрозрачные стаканы налить другие растворы (парные) а затем на глазах зрителей слить растворы в цилиндры.



Химическая радуга.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

  1. хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

  2. 2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);

  3. 3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);

  4. 4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

  5. 5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);

  6. 6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);

  7. 7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

  8. 1. FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

  9. 2. 2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

  10. 3. Pb(NO3)2 + 2KJ = PbJ2 + 2KNO3

  11. 4. NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4

  12. 5. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4

  13. 6. CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]SO4

  14. 7. CoCl2 + 2KCNS= Co(CNS)2 + 2KCl

Примечание. Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.




Рисунок на стекле

Замечательным свойством плавиковой кислоты является ее способность взаимодействовать с оксидом кремния SiO2, входящей в состав стекол, с образованием газообразного фторида кремния SiF4 и воды:

SiO2+4HF=SiF4+2H2O.

На этом свойстве плавиковой кислоты основано применение ее для вытравливания на стекле надписей, рисунков, а также для придания матовой поверхности стеклянным предметам. Для получения рисунка на стекле последнее покрывают слоем воска или парафина, на которые HF не действует, затем счищают воск в тех местах, где должен получиться рисунок, и подвергают обнаженные места в течение некоторого времени действию плавиковой кислоты (под тягой!).

Удивительные «чернила»

В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора иода в иодиде калия и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты HCl. Прибавляют около 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость моментально окрасится в синий цвет (образуется комплексное соединение крахмала с иодом). Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается, а при охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с иодом восстанавливается).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!