СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству на тему: «Чёрное и белое – основа языка графики. Линогравюра» в 4 классе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, рассчитанный на 2 академических часа, знакомит учащихся с тиражной графикой. В процессе занятия ребята осваивают технику линогравюры.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству на тему: «Чёрное и белое – основа языка графики. Линогравюра» в 4 классе»


Е.А. Саблина,

педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №6 г. Ноябрьск



Разработка занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству на тему:

«Чёрное и белое – основа языка графики. Линогравюра» в 4 классе


Краткая аннотация работы


Занятие сконструировано на основе системно-деятельностного подхода в обучении по технологии проблемно-диалогического обучения. На всех этапах педагог формирует универсальные учебные действия, акцентируя внимание на развитии личностных и регулятивных УУД:


  1. Знакомство с творчеством выдающихся художников-графиков способствует формированию внутренней позиции положительного отношения к художественному труду и широкой мотивационной основы к творческой деятельности.

  1. Применение нетрадиционных методов рисования (линогравюра) вызывает интерес обучающихся и способствует получению положительного результата в творческой деятельности. Формируется интерес к новому содержанию и новым способам познания, реализации творческого замысла.




  1. Школьники работают поэтапно. Последовательное выполнение работы способствует формированию правильной ориентации на понимание причин успеха (неуспеха) в изобразительной деятельности.

  1. Рассматривая только что выполненные рисунки, сравнивая их и рассуждая о проделанной работе, ребята научатся самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.


Цели:


  1. Познакомить учащихся с основами тиражной графики через технику линогравюры

  2. Привить первоначальные навыки работы штихелем

  3. Развивать творческое воображение и эстетический вкус



Зрительный ряд: репродукция гравюр художников Рембранта, Леонардо да Винчи, В.А.Фаворского, А.П.Остроумовой и др., детские работы.


Словарик: гравюра, ксилография, штихель, литография, офорт, линогравюра





Оборудование и материалы:


  1. краска масляная

  2. резцы

  3. линолеум 20*15 см.

  4. карандаш

  5. бумага валик


Ход урока:

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на школьную доску и скажите, какие виды изобразительного искусства там представлены? Так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?

Сегодня мы с вами поговорим о графике. Так, что же такое графика?

Графика – это произведение искусства (рисунки), выполненные графическими средствами.

Какие графические материалы вы знаете? (простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и т.д.)

Все художники работают в технике графики. Так как любое произведение изобразительного искусства начинается с … (рисунка). Часто рисунок является первым этапом работы, а иногда является законченным произведением (демонстрация рисунков Леонардо да Винчи, Ватагина и других).

Произведения, выполненные в одном экземпляре, называются уникальными. Есть ещё такие произведения, которые выполняются сериями или, можно сказать – тиражами, что значит многократным повторением. Нарисовать несколько совершенно одинаковых рисунков невозможно. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми видами тиражной графики.


-Ребята, тема нашего занятия «Чёрное и белое – основа языка графики. Линогравюра»


В переводе с французского слова «гравюра» значит вырезать, а вырезать можно из разных материалов.

Если оттиск выполняется с доски, то гравюру называют ксилографией. Как же её создают?

Задуманный рисунок художник наносит на доску твёрдого дерева – самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравёр в доску углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре чёрными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника. Направление штриха, его толщина – всё это создает различные оттенки серого цвета, когда весь рисунок вырезан. На доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра.


Гравюра на дереве была известна ещё много веков назад, в ту пору из дерева вырезали не только иллюстрации, но и шрифт. Потом изобрели более удобный шрифт из металла, а иллюстрации продолжили гравировать на дереве. Гравюра своими средствами - сочетанием глубоких чёрных, ослепительно-белых и серебристо-серых тонов может передать и сверкающий солнечный день, и туманный пасмурный с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Существуют художники, которые предпочли гравюру всем другим видам изобразительного искусства. Полюбуйтесь на работы А.П. Остроумовой, В.А. Фаворского. Как удивительно выразительны их пейзажи и натюрморты! Даже несмотря на использование всего трёх цветов: белого, чёрного и промежуточного серого!


Существуют и другие виды гравюры. Их названия зависят от материала, на котором вырезают рисунок для дальнейшего оттиска.

Самая знаменитая техника гравюры – гравюра на металле – офорт. Многие известные художники всего мира работали в этой технике. Посмотрите на работы голландского художника Рембранта. Насколько они точны и лаконичны!

Название «офорт» произошло от французского слова «крепкая вода». Процесс работы достаточно сложный и трудоёмкий. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластине по лаку острой стальной иглой. Когда рисунок готов, пластину погружают в азотную кислоту. Кислота выедает процарапанные места, потому что их уже не защищает лак, и образуются углубления. В эти углубления затем втирается краска, на пластину накладывается влажная бумага и под прессом получается оттиск.

Литография в переводе с греческого означает «рисунок на камне», и гравёр режет свой рисунок на поверхности каменной плитки.

Самым доступным материалом для этого вида искусства является линолеум. Гравюра на линолеуме появляется также, как и на дереве: штихелем вынимаются те места, которые на оттиске должны остаться белыми, а чёрный цвет – это нетронутый резцом линолеум.

Разглядывая гравюры, вы видите то белые штрихи на чёрном фоне, то чёрные – на белом. Иногда они более широкие, иногда совсем тонкие. Используя разнообразие штрихов, художник-гравёр передаёт характерные особенности изображаемых предметов: мягкие складки материи, блеск стекла, пушистый снег.

Прежде чем приступить к работе, прошу вас вспомнить технику безопасности с колющими и режущими инструментами. Напоминаю, что резец во время работы движется только от себя.


Предлагаю приступить к работе. Придуманную композицию карандашом прорисовываем на линолеуме.

Резцом (штихелем) удаляем места, которые должны остаться белыми. Используя длинные и короткие штрихи, постараемся получить многообразие оттенков серого. Во время работы постоянно думаем об особенностях и характерных чертах изображаемых предметов.

Прежде чем приступить к оттиску, вспоминаем технику безопасности работы с масляными красками (эта краска плохо удаляется с одежды).


Готовим рабочее место:


  1. убираем стружку после резки линолеума;

  2. стелем газету или клеёнку;

  3. на стекло или плитку кафеля выкладывается необходимое количество штемпельной или масляной краски;

  4. путём прокатывания, краску равномерно наносим на валик;

  5. валиком краску наносим на гравюру;

  6. лист бумаги аккуратно накладываем на гравюру;

  7. при помощи чистого валика (прокатывая) рисунок переносим на бумагу.

  8. аккуратно снимаем готовый оттиск


Работы раскладываем на подготовленную поверхность для просушки.


-Ребята, давайте вместе полюбуемся на только что выполненные работы. Вам они нравятся? Все ли места получились одинаково чётко пропечатаны? Почему? Какие этапы работы были наиболее сложными? Что нужно сделать, чтобы получить лучший результат?


Как называется техника, которую мы с вами освоили?


Молодцы! Я от всей души желаю вам дальнейших творческих успехов!


Спасибо за плодотворную работу!






6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!