СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по избирательному праву. Избирательная кампания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по избирательному праву. Избирательная кампания.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таптанайская СОШ»



















Урок обобщающего повторения «Избирательная кампания»

Разработка занятия по избирательному праву.





Учитель:Доржиева Л.В.





















Характеристика занятия.

Предмет: правоведение, 10 класс

Тема занятия: «Избирательная кампания»

Тип и место урока в разделе: занятие обобщающего повторения «Избирательная капания» является завершающим в разделе «Основы конституционного права Российской Федерации», которое охватывает 2 урока (пара). Этим объясняется выделение части занятия на повторение и систематизацию изученного материала.

Оборудование: учебник «Право» 10 класс под ред. Никитин А. Ф. (Москва, Дрофа, 2017), доска с магнитами, схемы, компьютер, проектор, экран, презентация «Повторение материала по теме «Избирательное право», «Избирательная система. »

Основные понятия и термины: избирательная кампания, избирательный округ, электорат, бюллетень, выборные технологии.

Данное занятие было апробировано в 10 классе.

Цели, задачи занятия

Образовательные цели занятия: формирование системы знаний об основах Конституционного права в РФ, в том числе и избирательного права, а также знакомство с особенностями избирательной кампании;

Воспитательные цели занятия: создать условия для формирования ответственной и политически зрелой личности через участие в избирательной кампании;

Развивающие цели занятия: дальнейшее развитие основных мыслительных операций – анализ, сравнение; универсальных учебных действий

Формируемые образовательные результаты: формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД – собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы;

Предметные УУД – моделировать собственные действия в избирательном процессе;

Личностные УУД – осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;

Коммуникативные УУД - быть готовым к обсуждению разных точек зрения для выработки общей позиции.



План занятия.

  1. Мотивационно – целевой этап

  2. Ориентировочный этап (актуализация знаний)

  3. Поисково – исследовательский этап (изучения нового материала)

  4. Практический этап

  5. Рефлексивно – оценочный этап.





















Содержание занятия

  1. Мотивационно – целевой этап.

Выполнение задания № 5 - 7 ЭОР «Избирательная система. Избирательное право. Практикум.» (приложение № 1)

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с принципами проведения выборов в Российской Федерации. Ответьте на вопросы и задания, размещенные на слайдах презентации (приложение №2).

1. Кто назначает выборы в Государственную Думу РФ? А. Центральная избирательная комиссия, Б. Президент, В. Совет федерации, Г. Правительство.

2. Кто назначает выборы Президента РФ? А. Центральная избирательная комиссия, Б. Государственная Дума, В. Совет федерации, Г. Правительство. 3. ГАС «Выборы» - это: А. Совокупность правовых актов, регулирующих процесс выборов; Б. Государственно-административная структура избирательных систем в РФ; В. Государственная автоматизированная система РФ «выборы»; Г. Государственная автотранспортная сеть «выборы».

4. Какие из перечисленных должностных лиц Российской Федерации является выборными: А) губернаторы, Б) мэры, В) председатель правительства, Г) министры, Д) уполномоченный по правам человек, Е) председатель Конституционного суда.

5. Вставьте необходимые буквы, пропущенные в следующих терминах.

  1. _Л_КТ_РАТ

  2. _КТР_ИР_ВАНИЕ

  3. М_НИ_ИП_ЛИТЕР


  1. АК_Л_М_ЦИЯ

  2. Б_Л_ _ТЕНЬ

  3. _М_НС_ПАЦИЯ


  1. А_С_НТ_ИЗМ

  2. _Н_УГ_РАЦИЯ

  3. О_Б_ _СМЕН

10)_М_ИЧ_ЕН_



  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение___________ (1), представля­ют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в ___________(2). Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих ____________(3). Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы стро­ятся с учетом ___________(4) Российской Федера­ции. Об этом говорит тот факт, что два высших уров­ня избирательных комиссий формируются соответ­ственно федеральными или региональными
законодательными и исполнительными органами госу­дарственной власти на основе принципа __________(5), закрепленного в Конституции Рос­сийской Федерации, а реализуют они свои полномочия, исходя из другого ____________(6) — разграниче­ния предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом дей­ствует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются ________(7), а остальные представляют собой общественные обра­зования, решения которых по вопросам, связанным с проведением выборов, также обязательны для государ­ственных органов, общественных объединений, пред­приятий, учреждений, организаций и их ___________(8)».

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

A) общественная власть Б) избирательная кампания B) выборные технологии
Г) политическое движение Д) федеративное устройство Е) избирательный округ

Ж) законы о выборах 3) автономный режим И) разделение власте К) должностные лица Л) государственный орган М) конституционный принцип



Обратите внимание на то, что пробелы про­нумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номе­ром БУКВУ, обозначающую в списке выбранное вами словосочетание. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8











Итак, работа закончена и проверена. Какие понятия, процессы и явления представляют для вас сложность. Чего вы еще не знаете? (избирательная кампания, избирательный округ, электорат, бюллетень, выборные технологии, «ГАС – выборы»). Сформулируйте самостоятельно цель сегодняшнего занятия. Дети самостоятельно ставят для себя цель урока: познакомиться с особенностями избирательной кампании,

  1. Ориентировочный этап (актуализация имеющихся знаний)

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте выполним задания по изученной теме в формате ЕГЭ по обществознанию.

Задание в формате ЕГЭ: Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три черты (признака) сходства и три различия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

В ответе могут быть сформулированы черты (признаки) сходства:

  • Создание избирательных участков;

  • Ведение кандидатами предвыборной агитации;

  • Определение в законодательстве избирательных цензов;

  • Представление кандидатами социальных интересов избирателей и т.д.

Могут быть указаны и иные общие черты (признаки).

В ответе могут быть сформулированы черты (признаки) различия:

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

МАЖОРИТАРНАЯ

СИСТЕМА

  • Голосование проводится по партийным спискам;

  • Формируется единый общенациональный избирательный округ;

  • Законодательно определяется избирательный порог;

  • Места в парламенте распределяются в зависимости от количества голосов, полученных партией на выборах;

  • Избиратели голосуют прежде всего за политическую программу, а не за конкретную личность.

Могут быть приведены и иные черты (признаки).

  • Формируются одномандатные избирательные округа, в которых могут выдвигаться различные кандидаты;

  • Победивший в округе кандидат определяется по большинству голосов (возможно относительное большинство, возможно абсолютное);

  • Избиратель прежде всего голосует за личность кандидата;

  • Возможен второй тур голосования для определения победителя;

  • Возможно самовыдвижение кандидатов и выдвижение кандидатов любой инициативной группой избирателей, а не только политическими партиями и движениями.

Могут быть приведены и иные черты (признаки).



Итак, полученные знания помогут при выполнении заданий ЕГЭ. Вопрос: что же объединяет избирательные системы в избирательном процессе? Ответ учащихся: для успешных выборов при любой избирательной системе необходимо проведение избирательной кампании.

  1. Поисково – исследовательский этап (изучение нового материала)

Выполняя задание, вы уже погрузились в атмосферу избирательной кампании. Среди ваших родителей есть люди, имеющие отношение к избирательному процессу, все взрослые люди являются избирателями.

Мозговой штурм: Что же такое избирательная кампания? Каковы ее участники? Каковы ее основные этапы? Когда начинается и когда заканчивается избирательная кампания? – дети отвечают на вопросы исходя из наблюдении за деятельностью родителей, других взрослых.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили на эти вопросы, сравнив ответы с текстом учебника. (параграф № 30, пункт «Стадии избирательного процесса», стр. 276 – 277). В ходе работы выполняем задание №1 стр. 283 учебника (Изобразите в виде схемы стадии избирательного процесса и охарактеризуйте каждую из них).

Проверка выполненного задания:

Стадии избирательного процесса

Краткая характеристика каждой из них

Назначение даты выборов и начало избирательнорй кампании

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, выборы Государственной Думы – Президентом РФ.

Образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа могут быть одномандатными и многомандатными. Участки создаются в пределах округа и не должны пересекать его границ.

Формирование избирательных комиссий

ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные и территориальные избирательные комиссии

Составление списков избирателей

Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования. Каждый гражданин может быть включен только в один список избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Правом выдвижения пользуются граждане и политические партии. Партии списки имеют федеральную и региональную части, состав партийных списков должен быть полностью открыт для избирателей.

Предвыборная агитация

Деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах. Она прекращается за сутки до дня голосования.

Голосование

Избиратель получает избирательный бюллетень и отмечает в нем тех, кого желает избрать.

Установление результатов голосования

Итоги голосования официально публикуются соотвествующей избирательной комиссий, в масштабе России – Центризбиркомом.



В ходе работы со схемой (таблицей) происходит комментированное чтение материала учебника, а также комментированная работа с материалами таблиц «Принципы проведения выборов в РФ»

  1. Практический этап

Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается принять участие в импровизированной избирательной кампании. Поскольку наиболее актуально для вас сейчас решение вопросов, касающихся молодежной политики, мы проведем выборы в Молодежный парламент Дульдургинского района.

Для работы вам необходимо разбиться на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа - общественная или политическая организация, которая выдвигает своего кандидата для участия в выборах. Одна группа – избирательная комиссия, которая контролирует строгое соблюдение всех этапов избирательной кампании и проводит выборы.

1 этап. Группам предложено разработать предвыборные программы, которые отражали бы актуальные молодежные проблемы. При подготовке программ можно было воспользоваться предвыборными программами известных российских политических партий. Из числа наиболее подготовленных учащихся было сформировано «Министерство юстиции», призванное на основе анализа программ принимать решение о регистрации данной политической или общественной организации.

2 этап. Каждой организации было предложено составить список из пяти источников финансирования избирательной кампании (вопрос о финансирования избирательной кампании также освещены в учебнике и предложены для самостоятельного изучения)

3 этап. Предвыборная агитация. Какие проблемы вы обещаете решить своим избирателям? Продумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей кампании. Придумайте рекламный телевизионный ролик, который будете использовать в ходе предвыборной агитации , составьте перечень основных элементов для телерекламы, рекламный слоган.

4 этап. Теледебаты, выступление перед избирателями. Каждому из кандидатов предоставляется 2 – 3 минуты на оглашение своей предвыборной программы, еще столько же времени отводилось для ответы на вопросы. Участники должны были перевоплотиться в политических и общественных деятелей, представляющих интересы определенных социальных групп.

5 этап. Выборы и их результаты. Процесс агитации завершился за сутки до выборов. Каждый участник деловой игры получил возможность проголосовать за понравившуюся ему программу за исключением программы собственного движения. Всем были выданы бюллетени для голосования по импровизированному документу, каждый имел возможность голосования в отдельной кабинке. (приложение 4) После завершения голосования члены избирательной комиссии открыли опечатанную ранее урну для голосования и произвели подсчет голосов.

Избирательная кампания подошла к своему завершению, но ребятам не хотелось расходиться. Каждый из них получил небольшой опыт социальной активности, участия в политическом мероприятии.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

При подведении итогов урока ребятам было предложено в группах подобрать аргументы и контроаргументы на тему «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн). По завершению этой работы учитель обращается с просьбой к учащимся о проведении в группах взаимооценивания работы на уроке.

























Методика проведения занятия

Используемые методики и технологии:

На мотивационно – целевом этапе была использована информационна – коммуникационная технология, тестовые методики, методика работы с адаптированным текстом.

На ориентировочном этапе была использована технология проблемного диалога, методика «Мозговой штурм».

На поисковом этапе применялись технология формирования правильного типа читательской деятельности, развития критического мышления.

Практический этап урока предполагает использование групповой работы, коллективного творческого дела, ТРКМ.

При проведении рефлексивно – оценочного этапа были применены технологии «Дебаты», формирующего оценивания, групповой работы.

Используемые литература и источники

  1. Конституция РФ 1993;

  2. ФЗ «ОБ основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме», 67 – ФЗ от 12 июня 2002 года;

  3. Учебник «Право» 10 класс под ред Кузнецова А. Ф. (Москва, 2017),

3. Методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 класс. Никитин А.Ф., М.: Дрофа, 2015 г.

4. Л. Л. Корягина «Урок – деловая игра «Избирательная кампания», журнал «История и обществознание в школе», №1, 2015;

5. М. Ф. Шестакова «Учебная игра «Выборы в Государственную Думу», журнал «История и обществознание в школе», №1, 2004;

6. Л. Л. Корягина «Избирательная кампания: урок – игра», журнал «Экономика и право», №5, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!