СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий для олимпиаде в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий для олимпиаде в 8 классе»

В сероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Школьный этап

ПРЕДМЕТ ___________

_______ класс

Задания




Время выполнения –

Максимальное количество баллов –


  1. Лингвистические тесты

  1. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

  1. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

  1. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

  1. Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово  - 0,5 б,  правильный комментарий -  1б.  

  1. Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

  1. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное  и исправленное слово – 1б.

  1. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

  1. Лингвистические задачи.

  1. Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

  1. Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.                Мах – 3 б.

  1. Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

  1.  Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

  1. Найдите общее значение  заимствованных слов: цирк, циркуляр, циркуль.

Мах – 1б.

  1. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

3. Творческие задания

Составьте  текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

 


Ответы

  1. Лингвистические тесты

  1. Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

        

  1. Апатия – бесстрастие, филантропия  - человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица.  Синонимы.

Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

  1. 1) В комнату вошла Марина с приказом спать (несогласованное определение). 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится (часть составного глагольного сказуемого). 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун (обстоятельство цели). 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным (подлежащее). 5) Он договорился встретиться с братом в полдень (косвенное дополнение).

Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

  1.  5 морфем: превзошли, улыбнулся. 4 морфемы: утомлён, по-английски, влюблённый. 6 морфем: занимался.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово  - 0,5 б,  правильный комментарий -  1б.  

  1. 1)… а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся). 2)  Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое  приехал). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет).

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

  1.   Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное  и исправленное слово – 1б.

  1. Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь.    

Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

  1. Лингвистические задачи

  1. Имя существительное (У неё было платье в горошек). Имя прилагательное (Её веселое лицо светилось жизнью). Имя числительное (Мы поднялись на пятый этаж). Местоимение (Каждый человек уникален). Глагол (У него была мечта подняться на вершину горы). Причастие (Он держал в руках исписанный лист бумаги). Наречие (На завтрак он любил есть яйца всмятку).

Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

  1. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Мах – 3 б.

  1. Чтение книг, анализ стихотворений – данные словосочетания содержат слова, называющие действие и объект, на который это действие направлено.

Свист паровоза, крик чайки – данные словосочетания называют действие и субъект, выполняющий это действие.

Книга брата, дом отца – данные словосочетания называют предмет и лицо, которому принадлежит этот предмет.

Чашка чаю – данное словосочетание называет количество вещества.

Командир дивизии – данное словосочетание называет часть целого.

Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

  1. Ходить по острию ножа – находиться в опасном положении или ситуации. Остальные фразеологизмы имеют значение бездельничать.

Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам. Остальные фразеологизмы имеют значение расстроиться, ходить унылым.

Валять дурака – баловаться. Остальные фразеологизмы имеют значение обмануть.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

  1. Цирк, циркуль, циркуляр имеют в своей основе значение «круговой», образованы от латинского слова.

Мах – 1б.

  1. 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).  

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

  1. Творческое задание

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.


















Назовите фразеологизмы, спрятанные в рисунке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!