СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по предмету "Праздник словарей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка прекрасно подойдет для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку в рамках предметной недели в школе. В мероприятии могут принять участие учащиеся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по предмету "Праздник словарей"»

(1-й слайд).

В1: Пожалуйста, гости дорогие,

Пожалуйста!

Знания вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник не начинаем.

В 2: У нас для каждого найдется местечко,

и словечко,

Припасли мы знаний на всякий вкус!

Кому - правда, кому – сказка,

кому - песенка!

В1: Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя В.И. Даля.

В 2: Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.

Ведущий 1: Ему было 11 лет, когда началась Отечественная война против французов... Он был ровесником А.С.Пушкина. Даль был дружен с П. С. Нахимовым и с Н. И. Пироговым... Он был свидетелем отмены крепостного права в России... Его современниками были И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

(2-й слайд).

А самое главное - В.И.Даль был создателем словаря, который стал гордостью нашего народа .

Сегодня, ребята, мы предлагаем вам проверить свои знания в области русского языка. Приглашаем команду «Словарик» и команду «Языковеды»

Представление команд

Выходит словарь

Я являюсь фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли. Меня создали практически полтора века назад, но сегодня нет ни малейшего сомнения в моей актуальности. Во мне отображено все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. На моих страницах можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Толковый словарь живого великорусского языка»

Первое задание, как вы уже догадались, связано со знанием лексического значения слова. Вам необходимо рядом со словом написать его значение. Слова вам малознакомы, поэтому вы можете воспользоваться словами для справок. Желаю удачи, ребята.
Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

Игра со зрителями «Школьный толковый словарик»

Выходит словарь


Впервые я появился на свет в XVIII веке. Я помогаю людям подобрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению слов для более точного выражения мысли. Я могу бесконечно делать комплименты девочкам и замечания мальчикам.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Словарь синонимов»

Второе задание «Найди синонимы». По очереди выходят по одному человеку и прикрепляют на доску три слова-синонима, заканчивает, возвращается в команду, бежит следующий, кто правильнее и быстрее выполнит задание, тот и побеждает


1. Любоваться, засматриваться, заглядываться.

2. Конец, финал, финиш.

3. Дыра, прореха, отверстие.

4. Родина, отчизна, отечество.

5. Агрессор, захватчик, завоеватель.

6. Актер, артист, комедиант.

7. Озорной, удалой, бойкий.

8. Ожерелье, колье, бусы.

Выходит словарь

Что вы слушаете этого пустозвона. Говорит, говорит, а все об одном и том же. Слушать не могу его. То ли дело я, каждому пару подберу с противоположным значением. Мне говорят долго, а я коротко, мне быстро, а я медленно. Все коротко и ясно.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Словарь антонимов»


Третье задание «Найди свою пару». Необходимо написать пару с противоположным значением.

нищий - богатый

открыть – закрыть

вечер – утро

мир — война

медленно — быстро

счастье-горе.


Игра со зрителями. Я говорю слово, а вам необходимо назвать его антоним.

Тяжелый, далеко, ранний, высоко, жесткий, большой, добрый, широкий, бесполезный (ценный), скучный (интересный), неряшливый (аккуратный)

Выходит словарь

Не слушайте их, ребята, какими бы значимыми они себя не мнили, но важнее меня все равно не будут. Только я вам подскажу, как произнести слово, чтобы вас поняли окружающие. Мой верный помощник – ударение с радостью вам поможет.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Орфоэпический словарь»


Четвертое задание «Найди свой ряд». Необходимо записать слова в три группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге ,с ударением на третьем слоге.


смута столяр эвакуация


свёкла эклер ягуар


вектор морковь логогриф


скутер крокет декоратор


силос щавель дипломат


баловень досуг баловник


Игра со зрителями «Правда-неправда»

Выходит словарь

История возникновения неделимых словосочетаний и выражений, закономерности их функционирования, значения на примерах использования в контексте – все это содержу в себе я. Так все представлю, что комар носа не подточит. Я насчитываю тысячи подобных выражений, которые способны обогатить речь, сделав ее образной и яркой.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Фразеологический словарь»

Пятое задание «Фразеологическая дуэль»

Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные с понятиями уши (для одной команды), глаза(дл другой команды). Команды по очереди называют фразеологизмы, побеждает та команда, которая скажет последнее слово

«В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

«Глазаж «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».

Выходит словарь

Здравствуйте, ребята. Исконно русские слова, как я услышал, все очень хорошо знаете и любите, а как быть с заимствованными из других языков словами. Во мне собраны слова-иностранцы, о которых можно узнать всё: что слово обозначает, откуда пришло оно и даже когда оно появилось.

Как же меня зовут?

Прошу любить и жаловать «Словарь иностранных слов»

Шестое задание « Иностранец — русский? ». Капитаны команд участвуют. Если слово исконно русское, то играющий надевает колпак, шляпу - иностранец:

болото танк (англ.)

город кукла(греч.)

молодец кровать (греч.)

борода халат (тюрк.)

облако зонт (гол.)

борозда аркан(тюрк)

Выходит «Толковый словарь живого великорусского языка».

Какие вы, молодцы, ребята. Как же вы порадовали меня сегодня своими знаниями. Ну и напоследок, я приготовил для вас очень интересное занятие. В. И. Даль очень любил пословицы. И сейчас, пока жюри подводит итоги, мы попробуем продолжить пословицы


Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.


Ведущий 5: А однажды В. И. стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Осенью 1832года Владимир Иванович Даль собрался с духом, взял своих «Русских сказок» и отправился к Александру Сергеевичу Пушкину (слайд 6). С этих сказок и начались добрые и дружеские отношения В. И. Даля с А. С. Пушкиным, продолжавшиеся до последних мгновений жизни великого русского поэта.


Подведение итогов игры. Выходят все словари, встают вокруг стола.

Завершение

Учитель подходит к столу, на котором размещены словари, пословицы, сказки Даля, и зажигает лампу или свечу.

Учитель. Ребята! Пусть свет просвещения озаряет ваш путь! Свет – это состояние, противное тьме и мраку. Пребывайте в состоянии света. Помните: ученье – свет, а неученье – тьма. Пусть творческое наследие В.И. Даля освещает Вашу дорогу по стране знаний и помогает бороться с потемками незнания.


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!