Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №2»
Лудцева Елена Николаевна
Внеклассное мероприятие по теме: «Я и мои права»
Цель: формирование правовой культуры учащихся и отработка умения высказывать свою точку зрения.
Задачи: - закрепить знания детей о правах в стране, в которой они живут
- сопоставить документ с событиями литературных произведений
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
Подготовка к мероприятию: Выставка рисунков по теме «Миру мир», карточки с названием основных прав человека, подготовить листы бумаги и фломастеры.
Ход мероприятия
Ведущий: - Дорогие ребята, я рада вас сегодня видеть. Мы собрались сейчас для того, чтобы побеседовать на тему: Я и мои права.
Но для начала давайте улыбнемся друг другу и пожмем руку.
- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- А как мы уже знаем, на Земле расположено много государств и стран. Назовите страну, в которой мы живем? (Россия)
- В любой стране существуют свои права. Давайте сейчас подумаем и назовем основные из прав .
(дети отвечают, а ведущий на доске крепит ромашку)
На имя и гражданство
Права
на охрану и защиту
На обучение
На свободу и личную неприкосновенность
В 1959 году появилась Декларация прав ребенка. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, что разрешается гражданам нашей страны, а что запрещается.
(Игра «Разрешается - запрещается»)
Посмотри на этот знак:
Человек поднял тут флаг
Слушать мнение ребенка…. (разрешается)
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго…. (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это….(разрешается)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают
Это…..(запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это - …..(разрешается)
Этот трудится ребенок
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
…….(запрещается)
Ведущий: - Ребята, вы отлично справились с этим заданием. С правами мы разобрались, а что мы знаем про обязанности? (дети отвечают – соблюдать законы, охранять природу, защищать отечество, заботиться о родителях, получать образование и т.д.) В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.
(на доске изображения героев сказок, прикрепленные обратной стороной, дети по одному подходят и берут одно из них, поворачивают изображение к зрителям, называет героя и его права. Если не может ответить помогает весь отряд.)
- Какие права имели сказочные герои?
1. Колобок (Имел право на жизнь, его съела лиса)
2. Иванушка - Дурачок. (Право на ФИО)
3. Мальчик с пальчик. (На воспитание в семье)
4. Буратино. (На образование)
5. Зайка. ("Лубяная избушка". На жилище.).
6. Золушка. (На имущество. Туфелька)
7. Маша и медведь (На отдых и досуг)
8. Айболит (На охрану здоровья)
Ролевая игра «Воображаемая страна»
(Все дети делятся на команды по 4-6 чел.)
Сюжет игры. Каждая команда– первооткрыватели новой страны, куда не ступала нога человека и где нет никаких законов и правил. Каждая группа считает себя первыми поселенцами на этой новой земле. Кто займет какое социальное положение – неизвестно.
Ход игры.
Индивидуальная работа. Каждый участник должен самостоятельно перечислить (выбрать) три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы человеку в этой стране.
Групповая работа. Группа обсуждает выбранные ее участниками права и отбирает десять прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными. Пусть каждая группа придумает название своей страны и на листке напишет десять выбранных ими прав.
Составление всей командой общего списка прав. Вся команда участвует в составлении контрольного списка, куда должны войти все права, перечисленные группами. Естественно, что многие права у разных групп будут повторяться. Отмечайте их в контрольном списке галочкой столько раз, сколько раз их называют группы.
Рефлексия. Обсуждаются получившийся список и ход работы над его составлением.
«Изменились ли в ходе выполнения задания ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?»
«Какой станет жизнь, если исключить некоторые из этих прав?»
«Есть ли какие-либо права, которыми вы хотели бы дополнить список?»
«С какой целью мы составили этот список?»
Ведущий: - Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются! Какой документ защищает наши права? (Конституция РФ) Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права? (ответы детей). Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья. Всех прошу помнить о том, что нужно сохранять добрые отношения в семье и классе, необходимо уважать и соблюдать права других людей – и тогда у вас все будет хорошо. Всем спасибо за участие.
Источники:
http://top-bal.ru/pravo/74400/index.html.
http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/148238.
http://podrostok.edu.yar.ru/
Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.