СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по химии в 11 классе по теме: "Определение рН среды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по химии в 11 кл по теме: "Определение рН среды"

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по химии в 11 классе по теме: "Определение рН среды"»

Методическая разработка внеурочного занятия по химии:

«Определение рН среды». 11 класс

Дата проведения: 18 марта

Цель занятия:освоение методики определения показателя рН и его значение.

Планируемые результаты:

- предметные: актуализировать знания обучающихся о реакции среды растворов; проверить знания, которые отражают зависимость «раствор вещество – значение Ph (числовое значение) – реакция среды; измерить Ph некоторых растворов с помощью универсального индикатора и цифровой лаборатории RELEON датчик Ph.

- метапредметные: Регулятивные - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; выявлять проблемы и делать обоснованные выводы. Познавательные - осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; планировать эксперимент в соответствии с гипотезой; систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности.

- личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат.


Оборудование: цифровая лаборатория RELEON с датчиком рН, растворы средств, стаканы, лотки для стаканов.

Реактивы:универсальная индикаторная бумага, средство для чистки унитазов, средство для мытья посуды, белизна, средство для мытья полов, туалетное мыло, шампунь, кондиционер для белья, средство для снятия макияжа, вода из под крана, раствор уксуса, чай, газировка

Форма-занятия: Исследование

Методы: проблемный, химический эксперимент.

Гипотеза: Среди образцов есть такие, которые содержат кислоты или щелочи, а значит наносят вред здоровья.

Аннотация

Форма: занятие – исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.

На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.

Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.

Ход занятия

Организационный момент
- Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами, желаю вам отличного настроения и хорошей работы. Сегодняшнее занятие я хочу начать стихотворением, которое написали студенты химического факультета

I этап — мотивационный

Сей напиток уникальный- 
Вообще универсальный: 
Он желудки прожигает 
И монеты растворяет, 
Унитазы отмывает, 
Саранчу уничтожает! 
Можно двигатель отмыть, 
Пятна крови удалить. 
Можно стёкла протирать, 
И одежду постирать. 
В общем, это вам не квас 
Сей напиток губит нас.

-Как вы думаете о каком напитке идет речь?( напитки, содержащие газы)

Эти строки они посвятили современным газированным напиткам, которые многие из нас просто обожает ежедневно употреблять в пищу. Что же такое должно содержаться в этих вкуснейших, утоляющих жажду напитках, что ими можно очищать чайники и унитазы? К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце урока.

Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского института, учеными-исследователями химии. В нашем институте 3 лаборатории, занимающихся исследованиями веществ различных отраслей промышленности: химической, пищевой, косметической. Вы уже обратили внимание на лотки на столах.

- Давайте выясним, какие образцы для исследования представлены в каждой из лабораторий?

Химическая промышленность, что у вас за средства? (средство для чистки унитазов, средство для мытья посуды, белизна, средство для мытья полов)

Косметическая промышленность, что у вас? (туалетное мыло, шампунь, кондиционер, средство для снятия макияжа)

Пищевая промышленность, что у вас? (вода из под крана, раствор уксуса, чай, газировка)

- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все предложенные вам сегодня образцы? (их ежедневно использует человек в своей жизни)

- Совершенно верно. Все они очень важны для нас.

-Какова роль чистящих и моющих средств в нашей жизни? (Они удаляют загрязнения в помещениях, где находится человек. Уничтожают различные микроорганизмы).

-Зачем человек постоянно пользуется косметическими средствами? (чтобы очистить кожу от различных патогенных микроорганизмов и грязи).

-А сколько по времени человек сможет обходиться без воды? (несколько дней, так как вода является необходимым компонентом внутренней среды организма, в воде протекают все химические реакции, она является универсальным растворителем)

2.1. Постановка проблемы:

- Итак, основное предназначение задача всех предложенных нам сегодня образцов - сохранение нашего здоровья. Но вместе с тем возникает проблемный вопрос, а все ли эти образцы так уж безопасны для человека?

-Как вы думаете, почему они могут быть опасны? (содержат вредные вещества)

  • Наличие каких вредных веществ мы можем с вами определить, опираясь на знания, полученные вами в ходе изучения химии? (кислот и щелочей)

-Вспомните, какой вред организму наносят кислоты и щелочи? (Щелочь разъедает кожу. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания.  Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)

  • Ч то же мы должны сделать, чтобы определить наличие кислотной или щелочной среды? (определить рН среды)



-Ребята, тема нашего занятия? Определение рН среды

- Как бы вы сформулировали цель исследования? Определить содержание кислот и щелочей в составе выданных образцов

Цель – освоение методики определения показателя рН и его значение.


- Вспомните из школьного курса изучения химии, что такое рН? (величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе).

- Что из себя предсчтавляет шкала рН? (если рН˃7 – щелочная среда, если рН˂7 – кислая среда, если рН = 7 – нейтральная среда)



2.2. Формулирование задач исследования.

- Глядя на цель, определите, какие задачи мы должны решить в ходе исследования?

Задачи исследования: измерить рН выданных образцов, обнаружить в них кислоты и щелочи, определить, какой вред они могут нанести организму и как избежать их негативного влияния

2.4. Выдвижение гипотезы.

- Важнейшим этапом любого исследования является выдвижение гипотезы. Гипотеза - это предположение, которое вы бы хотели доказать или опровергнуть в ходе исследования. Глядя на образцы выданных вам веществ, мы можем сразу сказать содержат они кислоту или щелочь? (нет)

Что же мы с вами сможем выяснить в результате исследования и к какому выводу прийти?



Гипотеза: среди выданных образцов есть такие, которые содержат кислоты или щелочи, а значит наносят вред здоровью.



2.5. Проверка выдвинутой гипотезы.

Михаил Ломоносов говорил: Один    опыт    я    ставлю    выше,      чем    тысячу      мнений,     рожденных    только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке нашу гипотезу.

Посмотрите на свои лотки. С помощью чего мы с вами будем определять рН выданных образцов? (с помощью универсальной индикаторной бумаги)

-Что такое индикатор? (это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора)

- Что такое универсальный индикатор? (смесь нескольких индикаторов, изменяющих окраску в широком интервале значений рН.

  • В чем преимущество универсальной индикаторной бумаги перед другими индикаторами? (универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов и к ней прилагается цветная шкала, с помощью которой можно точно определить рН выданного образца)

Совершенно верно. Но у нас сегодня еще есть возможность определять рН всех образцов с помощью цифровая лаборатории RELEON с датчиком рН.

В конце опыта мы с вами сравним результаты, полученные с помощью универсального индикатора с результатами, полученными с помощью современных электронных методов.

Сегодня вам предстоит работа с довольно опасными вещества. Поэтому, прежде, чем приступать к опыту, давайте вспомним правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности.

Соблюдаем осторожность при работе с исследуемыми веществами! При выполнении работы необходимо убрать волосы и закатать рукава одежды.



Порядок проведения работы.

1. Измерить рН каждого вещества при помощи универсальной индикаторной бумажки, а затем при помощи датчика цифровой лаборатории.

2. После каждого измерения датчика необходимо промывать в воде.

3. Учащиеся проводят исследования, каждая лаборатория заполняет свою таблицу в тетраде, внося полученные результаты в таблицу.



Химическая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

Средство для чистки унитазов




2

Средство для мытья посуды




3

Белизна




4

Средство для мытья полов





Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

  1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

  2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

  3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

  4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

5. На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.



Косметическая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

Туалетное мыло




2

шампунь




3

Кондиционер




4

средство для снятия макияжа






Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

  1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

  2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

  3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

  4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

  5. На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.





Пищевая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

раствор уксуса




2

вода из под крана




3

чай




4

газировка





Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

5. На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1 Применение знаний на практике

Проблемные вопросы:

  1. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?

(Все кислые растворы (чай с лимоном, яблочный, томатный сок, газировка) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за кислотности).

2. Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?

(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).

3. Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии, а также косметических средств на наш организм? (внимательно изучить состав средства, строго выполнять меры предосторожности, которые всегда указывают на этикетках)

4. Какие жидкости стоит полностью исключить из вашего рациона? Почему? (стоит исключить воду из-под крана, так как она содержит большое количество примесей и ее рН намного выше 7, а также газировку, которая содержит много кислоты, а значит может привести к язвенной болезни желудка или гастриту)



3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

- Вспомните о наших целях и гипотезе. Мы добились поставленных целей? (Да)

- Наша гипотеза подтвердилась? (Да. Действительно, средства для чистки унитазов, полов содержат кислоты, которые могут вызвать ожоги и поражение печени, почек, легких при попадании в организм. Средства для мытья посуды содержат растворы щелочей, которые поражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, раздражают кожу, вызывают аллергию).

- Какой вывод в заключение исследования вы можете сделать?

Вывод: Многие образцы не столь безопасны, как мы привыкли считать. Поэтому прежде, чем использовать те или иные средства дома, необходимо внимательно ознакомиться с составом и мерами предосторожности.

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем, предлагая ответить на вопросы:

  1. Что мы узнали сегодня нового? 2. Что было непонятно? 3.Что мы научились выполнять? 4.Какие были затруднения? 5.Что показалось самым интересным? 6.Что удивило вас?




Порядок проведения работы.

1. Измерить рН каждого вещества при помощи универсальной индикаторной бумажки, а затем при помощи датчика цифровой лаборатории.

2. После каждого измерения датчика необходимо промывать в воде.

3. Учащиеся проводят исследования, каждая лаборатория заполняет свою таблицу в тетраде, внося полученные результаты в таблицу.



Химическая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

Средство для чистки унитазов




2

Средство для мытья посуды




3

Белизна




4

Средство для мытья полов





Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

  1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

  2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

  3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

  4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

5. На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.













Порядок проведения работы.

1. Измерить рН каждого вещества при помощи универсальной индикаторной бумажки, а затем при помощи датчика цифровой лаборатории.

2. После каждого измерения датчика необходимо промывать в воде.

3. Учащиеся проводят исследования, каждая лаборатория заполняет свою таблицу в тетраде, внося полученные результаты в таблицу.



Косметическая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

Туалетное мыло




2

шампунь




3

Кондиционер




4

средство для снятия макияжа






Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

4.Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

5.На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.















Порядок проведения работы.

1. Измерить рН каждого вещества при помощи универсальной индикаторной бумажки, а затем при помощи датчика цифровой лаборатории.

2. После каждого измерения датчика необходимо промывать в воде.

3. Учащиеся проводят исследования, каждая лаборатория заполняет свою таблицу в тетраде, внося полученные результаты в таблицу.



Пищевая промышленность



Растворы веществ

Показания рН по универсальному индикатору

Показатель эленктронного рН- метра

Реакция среды

1

раствор уксуса




2

вода из под крана




3

чай




4

газировка







Давайте теперь проанализируем полученные данные ( ПО 1 ЧЕЛ ОТ ГРУППЫ)

1. Какой из методов является наиболее точным? Почему?

2. Какую среду имеют исследуемые образцы?

3. Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?

4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?

5. На выданном листе в виде таблицы, схемы или рисунка изобразить полученные результаты.

ВЫВОД: 1.

2.

3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!