ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия : ««Письма с фронта - безмолвные свидетели войны».
Класс: 9 класс
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриотических чувств на примерах писем с фронта.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения ;
– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей ;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками ;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Ключевые вопросы: Что такое война? Кто такие участники войны? Какую нравственную ценность представляют письма с фронта?
Словарная работа: «ветераны», «фронтовая почта», «святыня» , «фронтовое письмо».
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции, сообщения учащихся, экспонаты музея ( письма с фронта), текст рассказа Ю.Яковлева «Реликвия», Б.Васильева «Экспонат №...»
Прогнозируемы результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют творческую работу « Письмо моему деду – фронтовику ».
Тип занятия: внеклассное мероприятие.
Форма занятия: образовательное событие.
Предварительная подготовка:
учащиеся делятся на 3 группы:
1 группа собирает материал на тему « Великая Отечественная война в письмах» - обзор материалов публицистики.
2 группа – материал об экспонатах музея ( письма с фронта) филиала Архангельского аграрного техникума.
3 группа - анализ литературного материала ( рассказы Ю.Яковлева «Реликвия» и Б.Васильева «Экспонат №…» Диагностическая карта внеклассного мероприятия.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности | Вступительное слово учителя Есть исторические события, над которыми время не властно. В нашей стране в их ряду и Великая Отечественная война. Проходят годы, но интерес к ее истории не угасает. Снимаем и смотрим кино, пишем и читаем книги, но есть род литературы, который потрясает сильнее художественных версий. Это литература документов. И письма войны - это тоже документы, тоже история Великой Отечественной войны; история, написанная кровью храбрых, прошедшая через сердце человека, бойца, узника, героя. | Учащиеся смотрят презентацию , подготовленную учителем | Коммуникативные Регулятивные (самоопределение к деятельности) |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии | Задает вопросы. Организует дискуссию учащихся. Вопросы для обсуждения: - Почему письма во время Великой Отечественной войны были так важны? - О чём писали бойцы? - Почему письма до сих пор, спустя столько лет, хранятся в семьях и в музеях? - Есть ли в вашей семье такие реликвии? Расскажите о них. - О чём бы вы могли написать на фронт бойцам? . | Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками | Личностные, Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику) |
3 | Постановка учебных задач | Подводит учеников к теме урока А в те страшные годы это была не просто весточка - единственное, что связывало тех, кто мерз в окопах, кто вел за собой в атаку, кто выносил с поля боя раненых - всех тех, кто воевал с врагом, и тех, кто ждал и надеялся. Письмо было связующей нитью между двумя мирами: писали на фронт, писали с фронта. Весточка с фронта - это и радость, что пришла новость, и холодящая душу тревога: жив ли он, дорогой солдат. Письма из дома согревали бойца мыслью о том, что его любят и ждут, и придавали решимости идти в бой, защищать родину. | Формулируют тему занятия, учебные задачи | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные |
5 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы. Сообщения учащихся по группам. 1 группа – корреспонденты – следопыты 2 группа – следопыты – поисковики ( работа с музейными архивами) 3 группа – поисковики- литераторы | Учащиеся были предварительно разбиты на группы, им было предложено выполнить задания : найти материал на заданную тему. 1 группа – в форме военных корреспондентов с лейкой и блокнотом в руке. 2 группа – в солдатском обмундировании с письмами- треугольниками в руках. Каждой группе на выступление отводится по8 минут. | Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные(оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания) |
6 | Работа над проектом. Принятие критериев оценки | Организует рассказ учащихся о письмах с войны - Бойцы писали в любую свободную минуту, в затишье между боями. Писали родным, любимым о себе, о друзьях, о войне... Писали и отправляли свое письмо-треугольник, надеясь, что оно дойдет до адресата и что они дождутся ответа! Треугольником сложен пожелтевший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год. Рвется ветер осенний и команда: вперед! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней. Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последним письма, полные сил. От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. . | Слушают выступление учащихся. 1 выступление: использованы письма из книги «Детство, опаленное войной .1941-45» : а) «Из писем Игоря Гемпа с фронта»; б) «Память сердца»; письма из книги « Великая Отечественная война в письмах» стр.248-249; в) «Из писем рядового бойца Шамиля Галимова». («Двина» , 2008, №2.) 2 выступление: а) письма с фронта Леонтьева В.Ф, 1921 года рождения; б)письма рядового Петрова Н. родителям в д. Подборье Ракульского с/с. 3 выступление: А) рассказ Ю.Яковлева «Реликвия»; Б) рассказ Б.Васильева «Экспонат №…» | Коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование ), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), . |
7 | Защита проектов | Организует вопросы учащихся к выступающим -Как вы думаете, в чем ценность этих писем с фронта? -А что написали бы вы в этих письмам своим дедам, прошедшим через войну? Согласитесь, что этих писем будет много, если ваши братья и сестры, родители напишут такие письма на фронт. Тогда память людская будет вечной! | Задают вопросы, высказывают свое мнение Учащиеся пишут письма- треугольнички, затем прикрепляют их к Дереву Памяти ( заранее закреплено в центре доски). | Коммуникативные, личностные, регулятивные |
8 | Рефлексия деятельности | Читает текст ,выслушивает мнение учеников о данном мероприятии. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили. Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж. Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет. Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет! | Высказывают свое мнение о данном мероприятии | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), ,регулятивные (оценка своей деятельности) |
Прогнозируемый результат:
На занятии учащиеся учатся:
· овладевать способностью принимать поставленную задачу и сохранять её;
· планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.