СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Вязание ажурной салфетки крючком"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Вязание ажурной салфетки крючком"»

Сорочка Елена Витальевна


ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ)

7 КЛАCС.

СПЕЦИАЛЬНAЯ ШКОЛA – ИНТЕРНAТ ДЛЯ ОБУЧAЮЩИХСЯ

С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТAЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУAЛЬНЫМИ НAРУШЕНИЯМИ).

ТЕМА. ВЯЗАНИЕ АЖУРНОЙ САЛФЕТКИ – МАНДАЛЫ.

Цель. Научить обучающихся свободно владеть техникой вывязывания разных видов столбиков. Вывязывать салфетку-мандалу крючком.

Задачи занятия.

  • Образовательные: повторить и обобщить изученный материал, совершенствовать навыки вязания крючком; закрепить умения и навыки по выполнению столбиков с накидами и кругового вязания крючком;

  • Коррекционно-развивающие: развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся; коррекция мелкой моторики на основе специальных упражнений.

  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении задания, дисциплинированность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование, инструменты и материалы. Образцы готовых изделий (салфетки-мандалы), образцы вязаных изделий; схемы салфеток-мандал, карточки «Условные обозначения петель», «Правила безопасной работы при вязании крючком»; выставка книг и журналов; крючок, ножницы, пряжа. Компьютер, мультимедийная презентация.

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический

Основные понятия. Мандала, крючок, пряжа, столбик, накид, салфетка, вязание по кругу.

Тип занятия: урок практического повторения.

Физкультминутки: каждые 15 минут занятия.

Изделие. Салфетка-мандала.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Подготовка дежурными рабочих мест.

  2. Подготовка обучающихся к занятию.

  3. Получение сведений об отсутствующих обучающихся.

ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы повторим и обобщим все то, о чем говорили на занятиях по разделу “Вязание крючком”, а для этого отправимся в “путешествие по стране вязания”. Сегодняшний урок – урок практического повторения.

Вы уже связали несколько круглых салфеток, а сегодня свяжем еще одну.

Итак! Начинаем наше путешествие. А вот с кем мы отправимся в это путешествие вы узнаете, когда отгадаете загадки. Что же у меня в сундучке?

В ечно он к клубку цепляется,

Размотать его старается.

Это тонкий старичок-

Металлический …

“Маленький, кругленький,

а за хвост не поймаешь?”

А какие еще загадки о крючке, клубке или пряже вы знаете?

В одном месте метров двести. (Клубок.)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднимаешь. (Клубок.)

Без ног, а бегает. (Клубок.)

Кого с полу за хвост не поднимешь? (Клубок.)

Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я не кот, часто прыгаю, покачусь и под комод. (Клубок.)

Катался колобком , пока не стал носком. (Клубок)

Я вязать вас научу

Хоть один я, погляжу,

Но получится у вас

Все вещицы просто класс! (Крючок)

В от клубок , а вот крючок.

Взяли мы на наш урок.

Для чего они нужны?

В рукоделии – важны!

Будем петли мы вязать,

И салфетки создавать.

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Когда мы видим в интернете или в журналах красивые ажурные вязаные салфеточки, то и самим хочется связать такую красоту. Ведь с помощью этих вещиц можно украсить интерьер своего дома. Также научившись вязать простые салфеточки вы уже сможете использовать свои знания и умения для изготовления других, более сложных изделий, таких как подушки, пледы, скатерти и др.

ІV. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Когда появилось первое вязание?

Кто и когда придумал такой вид рукоделия как вязание никто не знает. Но точно известно, что появилось оно очень давно, много тысяч лет назад. В одной из гробниц в Египте обнаружили детскую туфельку, которой больше пяти тысяч лет.

  1. Кто первым освоил этот вид рукоделия мужчины или женщины?

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так в 15 веке пражские чулочники не допускали к своему ремеслу женщин. И лишь когда вязание распространилось очень широко, то им стали заниматься и женщины.

  1. Мы уже определились, что для вязания нам нужны крючок и пряжа. А как правильно подобрать крючок?

Толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. 

  1. Для чего нужны условные обозначения?

У словные обозначения нужны для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.

  1. А теперь давайте вспомним, какие условные обозначения вы знаете, и что они обозначают.

Игра «Цветик-пятицветик». Чтобы проверить как вы знаете условные обозначения, которые применяются при вязании крючком, я предлагаю поиграть в игру «Цветик-пятицветик».

Условие игры: 

На доске прикреплен цветок с пятью лепестками, на которых написаны словами названия петель. Игроки по очереди вытягивают лепестки с условными обозначениями и прикладывают их к правильному ответу на цветке.

А мы все вместе будем проверять.

  1. Как думаете, какие изделия можно связать крючком? (игрушки, салфетки, подушки, прихватки, одежду…)

  2. Какие изделия вы связали в этом году? (салфетки)

  3. Посмотрите на представленные, на нашей выставке изделия и скажите, какой формы могут быть салфетки?

Салфетки могут иметь самую разную форму: они могут быть круглыми, квадратными, овальными, прямоугольными, в форме цветов, сердечек и др.

V. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Мандала – это разноцветный круг, , сакральный символ Востока. ЕЕ можно нарисовать или же сплести из ниток или пошить лоскутной техникой, сплести из бисера и конечно же выполнить крючком. Они напоминают разноцветные салфеточки или калейдоскоп. Мандалу еще называют «Божье око», и верят что она несет в себе защитную функцию.

Для чего вяжут мандалы? Они могут быть покрывалами, ковриками, диванными подушками, прихватками и разнообразными салфетками. Мандалы невероятно красивы. Эти изделия поднимают настроение. Они красочные и позитивные, добавляют интерьеру праздничный, нарядный вид. Цвет пряжи подбирают в зависимости от желания: одни цвета успокаивают, другие заряжают энергией и поднимают настроение. В зависимости от того как вы расположили эти цвета на салфетке-мандале могут получиться совершенно разные изделия, выполненные по одной и той же схеме вязания. Сегодня я тоже всем вам предлагаю одну схему для вязания и одинаковый набор пряжи. По своему желанию вы можете подобрать различные цвета пряжи и расположить их по своему усмотрению. А в конце занятия посмотрим на ваши изделия и попробуем расшифровать значение получившихся мандал.


V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Вводный инструктаж:

  • Повторение правил охраны труда при вязании крючком и санитарно-гигиенических требований.

  1. На рабочем месте должен быть порядок.

  2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

  3. Перед началом работы вымыть руки.

  4. Сесть удобно. Опереться на спинку стула

  5. Работать только при хорошем освещении

  6. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их кольцами вперед.

  7. Каждые 15 минут вязания делать физкультминутку и гимнастику для глаз

  • Сообщение обучающимся название практической работы:

Вязание салфетки-мандалы.

  • Ознакомление с изделием.

  • Работа со схемой: разбор по карточке технологии изготовления салфетки-мандалы.

Сегодня вы используя схему вязания будете самостоятельно вывязывать салфетку-мандалу. Для того, чтобы хорошо выполнить работу вам необходимо постоянно контролировать наличие определенного количества петель, работу выполнять точно и аккуратно. По окончании работы проверьте качество выполненной работы. Салфетка должна быть круглой формы, плоской; рисунок точно соответствовать схеме, плотность вязания одинаковой, нити закреплены. Правильно подберите крючки для вязания в соответствии с толщиной пряжи.

Схемы вязания:

Просмотр видеороликов: «Паук плетет паутину-непостижимое волшебство природы», «Развивашки для детей. Профессор Почемушкин,47. Откуда паук берет свою паутину».

Сядьте удобно. Представьте, что вы находитесь в лесу. Сквозь стволы деревьев пробивается солнечный свет. На уровне ваших глаз паук плетет свою паутину. Обратите внимание, как она похожа на ажурные салфетки, связанные крючком. Паучок тоже работает одной нитью. Эти нити похожи на цепочку из воздушных петель, а чтобы перейти на новый круг паучок впускает новую паутинку. Так же как и мы провязываем петли подъема. Человек может многому научиться у природы. Нужно постоянно помнить, что мы её часть и должны быть внимательны к ней как к самим себе.

 Самостоятельная работа обучающихся.

Чтоб вязание принесло вам пользу, а не вред, чтоб быстро не утомиться и не появилась сутулость сядьте удобно, выпрямите спину, не горбитесь. Работайте не спеша, следите чтоб вязка была ровной и красивой.

Выполнение учащимися салфетки-мандалы по схеме.

Текущий инструктаж.

Целевые обходы:

  1. Проверка организации рабочих мест учащихся.

  2. Соблюдение постановки рук и положения крючка.

  3. Контроль приемов выполнения петель.

  4. Оказание помощи обучающимся.

  5. Соблюдение правил ОТ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Физкультминутка и гимнастика для глаз каждые 15 минут выполнения самостоятельной работы

 Заключительный инструктаж.

Цвета и узоры в мандале таят скрытый смысл. По ним можно многое узнать о своем внутреннем состоянии. Вы закончили вязание мандал и сейчас давайте расшифруем их (работа с карточками)

Расположение цветов в круге

  1. Центральная часть мандалы обозначает самое важное для вас на данный период

  2. Какой цвет вы больше всего использовали в создании мандалы, то его значение занимают все ваши мысли.

  3. Если цвета пряжи вы распределили одинаково, и в жизни у вас все уравновешенно, хорошо и спокойно.

  4. Ваше отношение к внешнему миру означает цвет последнего ряда мандалы.

Что означают цвета

Красный – подъем жизненных сил, энергия, а также и гнев.

Оранжевый – и радость и теплота.

Желтый – активность, богатство.

Зеленый – рост, забота.

Голубой – спокойствие, преданность, любовь.

Синий – равновесие и спокойствие.

Фиолетовый – власть, царственность.

Розовый – чистота, юность, здоровье.

Белый – чистота, духовность, скрытность.


Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

Разбор типичных ошибок.


VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

  • Организованный просмотр выполненных работ. Вам понравились работы других одноклассников. Молодцы вы все очень постарались работы получились красивые. Сообщение оценок. Выставление оценок в классный журнал и в дневники обучающихся.

  • Заключительное слово учителя.

Я надеюсь, что вы получили удовольствие от сегодняшнего занятия и в свободное время попробуете дома связать еще одну салфетку-мандалу, которую подарите своим родным женщинам: маме, бабушке, сестре к 8 марта.

Урок хочется закончить словами:

Я возьму в руки нить и простой крючок,

И немножко фантазии и мастерства.

И свяжу я такое, что вам и не снится

Только чтобы жила на земле красота!

VII. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ

Список использованных источников:

1.       Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2006.

2.       Журнал «Валя-Валентина», №2 (231)/ 2010, с. 16-17.

3.       Журнал «Валя-Валентина», №9 (238)/2010, с. 8, 22.

4.       Большая советская энциклопедия, М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969.

5.       С. А. Ракова. Вязание крючком. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

6.       Словарь В. Даля.

7. https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2016/12/21/otkrytoe-zanyatie

8. https://pro100hobbi.ru/lif-kruckom-so-shemami-master-klass-i-opisanie-s-video/

9. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-dpi-na-temu-azhurnoe-vyazanie-po-shemam-2531204.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!