СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 9 классе Влияние шума на здоровье человека

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале прелставлена разработка урока физики в 9 классе Влияние шума на здоровье человека, а так же несколько вспомогательных материалов которые так же можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Разработка удостоена диплома третьей степени на Всероссийском конкурсе экологических разработок.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 9 классе Влияние шума на здоровье человека»

Урок № 30

Тема: Влияние шума на организм человека.

Цель: Показать влияние шума на здоровье человека; Аргументировано доказать вред окружающих шумов не сведущему в этой проблеме человеку; Составить рекомендации по уменьшению вредного воздействия шумов на организм; расширение кругозора учащихся; совершенствование навыков экологической культуры.



Ход урока.

  1. Организационный момент урока. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Влияние шума на организм человека». В течение последних уроков мы много с вами говорили о звуке, о его характеристиках . По ходу урока мы с вами коротко повторим, чтобы вспомнить о звуковых явлениях.

2. Изложение материала по теме. Изложение сопровождается показом слайдов.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся всё более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Человек всегда жил в мире звуков. Из живых су­ществ только он использовал свойства окружающей среды как носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музы­ку, сделал звук своим помощником, но иногда из верного помощника звук превращается в «невидимого врага».

Снижение внешних шумов считается «проблемой номер один» по важности и по трудности решения. Вот почему термин «шумовое загрязнение» уже является общепринятым. Шум также образно называют «невидимым террором».

Вопрос: какие источник звука вы знаете?

Ответ:

Существует такой феномен в природе, как «поющий песок ». О нем нам расскажет______.

Сообщение .

Поющие пески.

Есть на земле места ( отмели Кольского полуострова, долины рек Вилюя и Лены, побережье Байкала), где обширные площади движущихся песков звучат так, что кажется, Будто поет вся пустыня. Особенно громко поют пески на гребнях барханов и дюн. В других местах звучат лишь небольшие участки, песчаные косы и пляжи, подчас поросшие кустарником. Порой звуки раздаются самые неожиданные: то лай собаки, то звон натянутой струны, то звучание органа, а то и рев авиационных двигателей. Жители города Никополя многократно слышали звучание песка на косе речки Лапинки ( один из рукавов Днепра). Очень хорошо это пение было слышно в 1952г, особенно после дождя, когда верхний слой песка слипался, а затем подсыхал, образуя рыхлую корку. Когда по нему шли, он издавал звуки, похожие на свист воздуха, выпускаемого из автомобильной камеры.

На правом берегу реки Или, в 182 км от Алма-Аты, находится знаменитый Поющий бархан. Длина его достигает 2 км, ширина – 0,5 км, а высота 150м. сложен он из чистого желтого песка, отливающего золотом. Венчает бархан острый гребень. Песок тут звучит, когда начинает осыпаться.

Что же заставляет пески звучать? Некоторые ученые считают, что звук рождается при трении множества песчинок друг о друга. Песчинки покрыты тонким слоем соединений кальция и магния, и звуки возникают так же, как под скрипичным смычком, когда им проводят по струнам. Другие полагают, что основная причина заключается в движении воздуха в промежутках между песчинками. Когда бархан осыпается, промежутки то увеличиваются, то уменьшаются, воздух то проникает в них, то выталкивается оттуда. Есть и такое объяснение: звук вызывается электризацией песка. Благодаря трению песчинки заряжаются разноименно и начинают отталкиваться между собой. А это порождает звуки, как при обычном электрическом разряде.

Гул песка можно объяснить следующим. В любом бархане на небольшой глубине вследствие конденсации влаги из воздуха образуется слой уплотненного влажного песка. Весной и осенью, после дождей, он смыкается с поверхностным, тоже влажным, слоем, - и тогда бархан становится немым. Летом, в жару, песок сверху засыхает, под ним остается влажный слой, а еще ниже – снова сухой. Когда по бархану течет песчаная лавина, то верхние слои песка, испытывая меньше трения, обгоняют нижние, при этом возникает своеобразная, хорошо заметная волнистость песка. Она передается толчками на слои влажного песка, и он, как дека музыкального инструмента, резонирующая от колебания струны, начинает вибрировать, издавая характерный гул.

Между прочим, когда песок привозят в лабораторию, он замолкает. Но если его поместить в герметично закрытый сосуд, он снова начинает звучать. Почему? Пока можно высказывать только предположения.


Значение звука в нашей жизни трудно переоценить. Общение людей основано на возможности воспринимать речь другого человека.

Вопрос: Ухо нормального человека устойчиво может воспринимать звуковые колебания в каком диапазоне частот?

Ответ: от 20 Гц до 20 000Гц.

Но естественно, не каждый человек может воспринимать волны с частотой 20 Гц, или 20 000 Гц. В то же время человеческое ухо очень чутко реагирует на колебания внешней среды, хотя с возрастом эта чувствительность уменьшается. Для взрослого человека весь акустический диапазон не доступен и рабочим диапазоном для него является от 50 Гц до 14 000 Гц. Среди животных и птиц есть виды, которые воспринимают упругие волны с очень низкими и с очень высокими частотами. Самым универсальным в этом смысле является дельфин, который способен воспринимать звуки с частотой от 0,4 Гц до 200 кГц.

Слайд 3 Окружающих нас звуков великое множество. Звуки условно можно разделить на музыкальные и шумы. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни. Силу музыки испытал на себе каждый из нас. Но сегодня мы поговорим о шумах.

Слайд 4 Шум отличается от музыкального тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная частота колебаний и, следовательно, определенная высота звука. В шуме присутствуют колебания различных частот. С развитием промышленности и современного скоростного транспорта появилась новая проблема – борьба с шумом. Возникло даже новое понятие «шумовое загрязнение» среды обитания.

Вопрос: Какие акустические шумы мы можем отнести к вредным?

Ответ: громкие.

Слайд 5.

Вопрос: что называется громкостью?

Ответ:

Слайд 6 Существует даже таблица уровней громкости, где внесены уровни основных шумов. Посмотрите, здесь есть опасный для здоровья уровень и болевой порог.

Вопрос: От чего зависит громкость?

Ответ: от звукового давления и частоты.

Слайд 7

Рассмотрим диаграмму зависимости уровня громкости от звукового давления и частоты.

  • На каких частотах звуковое давление наибольшее? Наименьшее?

  • Чему равно звуковое давление при частоте 5000Гц?

  • Почему изменение графика идет волнообразно?

Шум, особенно большой интенсивности, не просто надоедает и утомляет – он может и серьезно подорвать здоровье. Возникают головная боль тупого характера, чувство тяжести и шума в голове, возникающие к концу дня, головокружение при перемене положения тела, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, снижение трудоспособности, внимания, повышенная потливость, особенно при волнениях, нарушение ритма сна (сонливость днем, тревожный сон в ночное время).

Уровень шума в 20-30 децибел (дБА) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Шум в 130 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 становится для него непереносимым.

Анализируя таблицу можно выявить акустические загрязнители окружающей среды. Какие? Те, что превышают уровень 80 дБ.

Слайд 8 Перед вами таблица некоторых шумов. Попробуйте ответить на вопрос: какой из перечисленных шумов вам нравится, отметьте его знаком «+», а те что не вызывают у вас симпатии знаком «- «.

А теперь мы с вами составим диаграмму по вашим ответам.

( Надо сказать, что многие указали на громкую музыку знаком +).

Построили диаграмму. Что же мы видим? Среди шума парка и стука дождевых капель у нас вызывает симпатию громкая музыка. Посмотрим на шкалу уровней громкости. Громкая музыка превышает опасный для здоровья уровень на 30 дБ, и не дотягивает до болевого порога 10 дБ. Какой вывод мы можем сделать?

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.

Учащиеся работают в группах по таблице.


Основополагающий вопрос

Правы ли те, кто называет современную музыку шумом?

Проблемные вопросы учебной темы

  1. Что такое шум с точки зрения физики, биологии, медицины, музыки и других наук?

  2. Какие еще науки могут быть затронуты в изучении этого вопроса? Докажите свою точку зрения.

  3. В чем состоит воздействие шума на человека с разных точек зрения? Найдите положительные и отрицательные стороны.


Делаем вывод.

Вопрос: какие волны лежат за границей диапазона, воспринимаемого человеком?

Ответ: инфразвуковые и ультразвуковые.

Оказывается, звуки лежащие за границей диапазона от 20 до 20 000Гц, тоже влияют на человека и окружающую среду. И причем не всегда позитивно.

Сообщение учащихся.

Инфразвук.

Инфразвук – это колебания, имеющие частоты ниже слышимых человеком частот. Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса, моря. Источниками ИЗ-колебаний являются грозовые разряды, взрывы, орудийные выстрелы. В земной коре наблюдаются ИЗ-колебания, возбуждаемые самыми разнообразными источниками, в том числе землетрясениями, взрывами, обвалами и даже транспортными средствами.

Так как ИЗ слабо поглощается в различных средах, он может распространяться на очень большие расстояния в воздухе. Воде, земной коре. Это находит применение при определении эпицентра землетрясения, сильного взрыва или стреляющего орудия. Распространение ИЗ на большие расстояния дает возможность предсказывать стихийные бедствия, например, цунами. Волны, порождающие большой спектр ИЗ- частот, применяются для исследования верхних слоев атмосферы или водной среды.

Но в конце 60-х годов французский исследователь Гавро обнаружил, что ИЗ определенных частот могут вызывать у человека тревожность, беспокойство, головную боль, снижать внимание и работоспособность, даже нарушать вестибулярный аппарат и вызывать кровотечение из носа и ушей. Инфразвук частотой 7 Гц – смертелен. Такие свойства ИЗ используются полицией ряда стран для разгона демонстрантов, чем вызывают у людей желание поскорее уйти с этого места.

Профессор Гавро познакомился с ИЗ совершенно случайно. В одном из помещений лаборатории, где работали его сотрудники, с некоторых пор стало невозможно находиться. Достаточно было пробыть там часа два, чтобы почувствовать себя совсем больным: кружилась голова, наваливалась усталость, мысли путались. Прошел не один день, пока ученые сообразили, где искать неведомого врага. Врагом оказались ИЗ большой мощности, создаваемые вентиляционной системой нового завода. Частота этих волн равнялась 7 Гц. Было высказано предположение, что биологическое действие ИЗ проявляется, когда если его частота совпадает с частотой альфа-ритма головного мозга.

Механизм восприятия ИЗ еще полностью не установлен. Возможно, оно связано с возбуждением резонансных колебаний в организме. Так, собственная частота нашего вестибулярного аппарата равна 6 Гц, и многим знакомо неприятное ощущение при длительной поездке в автобусе. Говорят «Меня укачало».

При воздействии ИЗ могут отличаться картины, создаваемые левым и правым глазом, начинает «ломаться» горизонт, возникают проблемы с ориентацией в пространстве, приходят необъяснимые тревогу и страх. Подобные же ощущения вызывают пульсации света. Еще египетские жрецы, чтобы добиться признания у пленника, связывали его и и с помощью зеркала пускали в глаза пульсирующий световой луч. Через некоторое время у пленника появлялись судороги, начинала идти пена изо рта, психика подавлялась и он начинал отвечать на вопросы. Сходные действия ИЗ и пульсирующего света испытывают посетители дискотек. Вполне возможно, что они не проходят бесследно.

Британские ученые выяснили, что под воздействием ИЗ человек испытывает те же ощущения, что и при встрече с призраками.

ИЗ – причина катастроф.. дело в том, что в Мировом океане громадные запасы метанового льда. Это конгломерат из воды и газа. Он образуется там, где через трещины выделяется метан. ИЗ волна, обладающая мощной энергией разрушает метановый лед, и газ выделяется в воду. Смесь газа и воды имеет очень малую плотность, и корабль, оказавшись в этой зоне может внезапно утонуть. Так же и самолет, пролетающий над таким местом, может неожиданно «провалиться» . Считается, что необъяснимые исчезновения самолетов и кораблей связаны именно с этим явлением.


Слайд 9.

С шумом борются простыми административными мерами: в городах запрещено пользоваться автомобильными сигналами, отмены полетов самолетов над городами. Борются с шумами и с помощью технических устройств. Так все автомобили, тракторы и мотоциклы снабжены глушителями. Для выхлопных газов сооружают сложный металлический лабиринт с перегородками и отверстиями, в которых звуковая волна теряет энергию. Кто хоть раз слышал рев мотоцикла без глушителя, хорошо представляет себе, насколько успешно глушитель справляется со своей задачей.

Очень хорошо поглощает шум зелень деревьев. Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Крупные лесные массивы снижают уровни шума авиационных моторов на 22–56% по сравнению с открытым местом (на одном и том же расстоянии от источника шума). Даже небольшой слой снега на ветвях деревьев усиливает поглощение шума.

Закончив наш урок мы должны составить для себя и окружающих правила по уменьшению воздействия шума на человека.


Пути решения этой экологической проблемы мы видим в следующем:

  • Практика борьбы с шумом показала, что архитектурно-планировочные мероприятия способствуют уменьшению воздействия шума на человека. Однако в нашем поселке отсутствуют шумозащитные экраны и здания. Санитарные зоны между транспортными путями и жилым сектором не соответствуют нормам.

  • Мы считаем, что для нашего небольшого поселка самый лучший способ поглощения шума – это увеличение зеленой зоны. Зеленые растения поглощают шум, на 20% снижают падающую на них звуковую энергию.

  • Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим. Тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух.

  • Самим не слушать громкую музыку и указывать на вредность этого окружающим.

Ну вот и закончился наш урок, надеюсь вы услышали много полезного и будете пользоваться теми советами, которые мы с вами сегодня разработали. Закончить наш урок я хочу стихотворением Б.Пастернака. «Тишина».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!