СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 9 классе по теме "Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с презентацией, электронной моделью демонстрации показателя преломления.

Просмотр содержимого документа
«Урок Преломление света 9 класс\Мой урок Преломление света итоговый»

МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»



















Урок по физике в 9 классе по теме
«Преломление света».



















Учитель физики и информатики высшей категории
Башканов Александр Павлович









2012 год

Урок физики в 9 классе «Преломление света».

Тема урока: Преломление света.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • приборы и материалы к проведению эксперимента;

  • карточки с заданиями.

Эпиграф:

Считай несчастным тот день или тот час, в который

ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил
к своему образованию.

Я. А. Коменский

Цели урока:

1. Образовательные:

  • формирование понятий «абсолютный показатель преломления», «относительный показатель преломления»;

  • формировать умение объяснять физические явления, зная закон преломления света;

  • способствовать обучению школьников умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.

2. Развивающие:

  • совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся;

  • развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

  • формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;

3. Воспитательные:

  • формировать материалистическое мировоззрение учащихся, содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;

  • воспитание самостоятельности, ответственности.

  • развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний.


План урока.

Организационный момент (приветствие, объявление темы урока, цели урока).

  1. Повторение материала 8 класса об отражении света. Демонстрация опыта.

  2. Преломление света. Демонстрация опытов. Теоретический материал. Формирование основных понятий.

  3. Закон преломления света и физический смысл показателя преломления

  4. Сообщение учащихся о радуге и гало. Объяснение природных явлений с точки зрения физики.

  5. Релаксация.

  6. Обобщение материала «Подумай и ответь».

  7. Закрепление материала. Выполнение тестового задания.

  8. Фронтальная лабораторная работа по определению показателя преломления стекла.

  9. Домашнее задание.

  10. Итог урока.

Ход урока.

I. Повторение материала 8 класса об отражении света. Демонстрация опыта.

Повторим законы отражения света, которые мы изучали в 8 классе.
(Презентация. Слайды 2-4. Демонстрация опыта по отражению света с оптической шайбой).

Выясним, в чем состоит явление преломления света. На границе двух сред свет меняет направление своего распространения. Часть световой энергии возвращается в первую среду, т.е. происходит отражение света. Если вторая среда прозрачна, то свет частично может пройти через границу сред, также меняя при этом, как правило, направление распространения. Это явление называется преломлением света. При этом он меняет направление распространения и наблюдается кажущееся изменение размеров предмета, надлом, уменьшение глубины водоема и т.п. (Презентация. Слайды 5-14) .


II. Преломление света. Демонстрация опытов. Теоретический материал.
Формирование основных понятий.


Наблюдение преломления света


Вследствие преломления наблюдается кажущееся изменение формы предметов, их расположения и размеров. В этом нас могут убедить простые наблюдения. Установим наклонно карандаш в сосуде с водой. Если посмотреть на сосуд сбоку, то можно заметить, что часть карандаша, находящаяся в воде, кажется сдвинутой в сторону (рис. 1).

Рис. 1

Изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую называется преломлением (слайды 6-9).


Положим на дно пустого не прозрачного стакана монету или другой небольшой предмет. Подвинем стакан так, чтобы центр монеты, край стакана и глаз находились на одной прямой. Не меняя положения головы, будем наливать в стакан воду. По мере повышения уровня воды дно стакана с монетой как бы приподнимается. Монета, которая ранее была видна лишь частично, теперь будет видна полностью. Эти явления объясняются изменением направления лучей на границе двух сред — преломлением света.

Закон преломления света определяет взаимное расположение падающего луча АВ
(рис. 2), преломленного DB и перпендикуляра СЕ к поверхности раздела сред, восставленного в точке падения. Угол α называется углом падения, а угол β — углом преломления.

Рис. 2

Из построения (рис.2) видно, что падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости.
Данное утверждение совместно с уравнением (1), согласно которому отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, представляет собой закон преломления света.

 = n21 (1)

где n21относительный показатель преломления второй среды относительно первой.

При изменении угла падения α меняется и угол преломления β, но при любом угле падения отношения синусов этих углов остается постоянным для данных двух сред.

Если луч переходит в какую-то среду из вакуума, то  =n (2)
где n – называется абсолютным показателем преломления (или просто показателем преломления) второй среды, или показателем преломления среды относительно вакуума. Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.

Таблица значения показателей преломления для некоторых веществ относительно вакуума.

Вещество

Показатель преломления относительно вакуума

Вода (при 20°С)

1,33

Кедровое масло (при 20°С)

1,52

Сероуглерод (при 20°С)

1,63

Лед

1,31

Каменная соль

1,54

Кварц

1,54

Рубин

1,76

Алмаз

2,42

Различные сорта стекла

От 1,47 до 2.04


Чем больше у вещества показатель преломления, тем более оптически плотным считается это вещество. Например, рубин – среда оптически более плотная, чем лёд. (слайд 15).

III. Закон преломления света и физический смысл показателя преломления.

Закон преломления света был установлен опытным путем в XVII веке голландским учёным Снеллиусом в 1621 году. Преломление света при переходе из одной среды в другую вызвано различием в скоростях распространения света в той и другой среде. Это было доказано французским математиком Пьером Ферма и голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Они доказали, что

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах:

=n21 =

Т.е относительный показатель преломления второй среды относительно первой показывает во сколько раз скорость света в первой среде V1 больше ( или меньше), чем во второй среде V2: n21 = .

Абсолютным показателем преломления среды называется физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:

n = .

Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света. Среду с меньшим абсолютным показателем преломления принято называть оптически менее плотной средой.

Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т. е. от температуры вещества его плотности, наличия в нем упругих напряжений. Показатель преломления зависит также и от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого - меньше, чем для фиолетового.

Пусть на плоскую границу раздела двух сред (например, из воздуха в воду) падает плоская световая волна под углом α (рис. 4). В воздухе свет распространяется со скоростью V1, а в воде - с меньшей скоростью V2. (слайд 19).

Рис. 4

Поверхности MN сначала достигнет точка А волны и начнёт распространяться во второй среде со скоростью V2. Пока волна достигнет точки В, за это время точка А, перемещаясь в воде с меньшей скоростью V2,, пройдёт меньшее расстоянии, поэтому фронт волны DB в воде окажется повёрнутым на некоторый угол по отношению к фронту АС волны в воздухе. При этом угол преломления β оказывается меньше угла падения α и происходит преломление света.

Историческая справка о законе преломления.

Древнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее плотной среды в более плотную световой луч отклоняется от вертикали к поверхности раздела двух сред на меньший угол, чем падающий. В XVII веке Рене Декарту удалось установить закон преломления света. Лишь в 1662 году появилось строгое доказательство закона преломления, принадлежащее Пьеру Ферми (слайды 8, 18).

Максимальной скоростью распространения взаимодействия является скорость света в вакууме. Физической величиной, характеризующей уменьшение скорости света в вакууме, является абсолютный показатель преломления среды. Абсолютный показатель преломления среды – физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде (слайд 21). Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т.е. от температуры, вещества его плотности, наличия в нем упругих напряжений. Показатель преломления зависит также от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого меньше, чем для фиолетового. Поэтому в таблицах значений показателей преломления для разных веществ обычно указывается, для какого света приведено данное значение n и в каком состоянии находится среда. В большинстве случаев приходится рассматривать переход света через границу воздух – твердое тело или воздух – жидкость, а не через границу вакуум – среда. Однако абсолютный показатель преломления твердого или жидкого вещества отличается от показателя преломления того же вещества относительно воздуха незначительно.

Из закона преломления следует, что если скорость распространения волн во второй среде меньше, чем в первой, то угол преломления меньше угла падения и преломленный луч приближается к перпендикуляру. Дается характеристика оптически более плотной среды – среда с большим абсолютным показателем преломления и среда оптически менее плотная – с меньшим абсолютным показателем преломления (слайд 15). Если луч света падает из оптически менее плотной среды, то угол преломления оказывается меньше угла падения. Преломленный луч ближе прижимается к перпендикуляру, чем падающий. Вследствие этого эффекта предметы, находящиеся в воде, кажутся расположенными на меньшей глубине, чем в действительности (слайд 6). Если луч света падает из оптически более плотной среды, то угол преломления оказывается больше угла падения. Итак, мы с вами рассмотрели закон преломления.



А не наблюдали ли вы природные явления, которые объясняются этим законом? Радуга – это красивое физическое явление (слайды 24-37).








IV. Сообщение обучающегося о радуге и гало. Объяснение природных явлений с точки
зрения физики.

Радуга – это непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя как в призмах. Из дождевых капель под разными углами преломления выходят разноцветные световые пучки. Наблюдатель, находясь вне дождевой зоны, видит над горизонтом примерно на расстоянии 1-2 км радугу (в зоне дождя) в виде разноцветных дугообразных полос на фоне дождевых облаков, освещаемых Солнцем. Верхняя полоса радуги – красная – находится не выше 42 градусов над горизонтом, нижняя полоса – фиолетовая, а между ними располагаются все остальные участки спектра. В это время Солнце находится невысоко над горизонтом за спиной наблюдателя, а центр- радуги – под горизонтом. Чем выше Солнце над горизонтом, тем меньшую часть радуги мы видим. Если Солнце поднялось выше 43 градусов над горизонтом, то радуга не видна, в летний полдень она тоже не видна. Но если подняться высоко над земной поверхностью, то можно увидеть все радужное кольцо. При солнечном освещении радугу можно наблюдать иногда в брызгах водопада или фонтана, при работе поливочной машины. Удается видеть радугу на росе, покрывающей траву, – это так называемая росная радуга. Одну из первых попыток объяснить радугу как естественное природное явление сделал в 1611 г. итальянец Антонио Доменико. Его объяснении е противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни, но в тюрьме помер, не дождавшись казни; его тело и рукописи были сожжены. Более полное объяснение дал французский ученый Рене Декарт в 1637 году; он опирался на идеи Доменико и законы преломления и отражения света в капельках дождя, но раскрыть, почему радуга цветная, а не черно-белая ученый не смог. Через 30 лет теория Декарта была дополнена английским физиком И.Ньютоном знаниями об явлении дисперсии.

Также одним из красивейших явлений природы является – гало (слайд 38). Если Солнце или Луна просвечивает через тонкие перисто-слоистые облака, состоящие из ледяных кристалликов на небе могут появиться световые явления – гало. Наиболее часто они имеют вид двух радужных кругов вокруг Солнца. Иногда виден горизонтальный круг, проходящий через Солнце; могут возникнуть на небе светлые дуги, столбы. Все формы гало – результат преломления солнечных или лунных лучей в ледяных кристалликах облака. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем была легкая пелена перистых облаков высокого яруса, состоящая из мельчайших ледяных кристалликов в форме шестигранных столбиков.


V.Релаксация.

Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. Посмотрите на экран и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди. (слайды 24-37).

VI. Обобщение материала.
«Подумай и ответь» (слайд40 и 41).

VII. Закрепление материала. Выполнение тестового задания.



Тест к уроку (слайд42).

1 вариант

  • 1.В однородной прозрачной среде свет распространяется

1) прямолинейно, 2) криволинейно , 3) преломляется

  • 2. На границе раздела двух сред свет частично

1) отражается, 2) преломляется, 3) отражается и преломляется

  • 3. При переходе из вакуума в среду скорость света

1) уменьшается в п раз, 2) увеличивается в п раз, 3) не изменяется.

  • 4. В каком случае угол падения равен углу преломления?

  • 1) Только когда показатели преломления сред одинаковы.

  • 2) Только тогда когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.

  • 3) Когда показатели преломления сред одинаковы: падающий луч перпендикулярен к
    поверхности раздела сред.

  • 5. Более оптически плотная та среда, в которой ...

  • 1) скорость света меньше чем в вакууме.

  • 2) скорость света больше чем в вакууме.

  • 3) скорость света равна скорости света в вакууме.

2 вариант

  • 1. Скорость распространения электромагнитных вол в вакууме равна:

1) 200 км/ч 2) 300000000 м/с 3)301 м/с

  • 2. Свет – это:

1) Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

2) волны, которые распространяются только в пределах прямой видимости;

3) линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны.

  • 3. Назовите явления, вызванные прямолинейным распространением света.

1) отражение света; 2) образование тени 3) преломление света

  • 4. В каком случае угол падения, отражения и преломления между собой равны?

  • 1) Когда свет падает перпендикулярно границе раздела двух сред.

  • 2) Такого не может быть.

  • 3) Когда вторая среда имеет большую оптическую плотность.

5. Если угол падения луча на поверхность раздела двух сред уменьшается,
то относительный показатель преломления этих сред:

  • 1) уменьшается, 2) увеличивается, 3) не меняется.

VIII. Фронтальная лабораторная работа по определению показателя преломления стекла.


Оборудование: электрическая лампа на подставке, источник тока, экран со щелью, стеклянная пластика с параллельными гранями, транспортир, калькулятор.


IX. Домашнее задание. (слайд 44).

Выучить § 59.
Ответить на вопросы к § 59 на странице 212.
Решить №1,2 упражнение 48.







X. Рефлексия (самооценка работы на уроке).

«Лист самооценки».

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

1.Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.

Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов.

2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.

Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.

Не справился 4 – 6 баллов.

3.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.





XI. Итог урока.

















Просмотр содержимого презентации
«Урок Преломление света 9 класс\Моя Презентация к уроку»

Урок физики в 9 классе «Преломление света».  Тема урока: Преломление света.  Тип урока: изучение нового материала.  Форма урока: урок-презентация.      Эпиграф: Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил  к своему образованию.  Я. А. Коменский

Урок физики в 9 классе «Преломление света». Тема урока: Преломление света. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-презентация.

Эпиграф:

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский

закон отражения света Одними из важнейших свойств света являются отражение и преломление. Законы отражения и преломления света изучались в 8-м классе. Вспомним законы отражения света.

закон

отражения света

Одними из важнейших свойств света являются отражение и преломление. Законы отражения и преломления света изучались в 8-м классе. Вспомним законы отражения света.

Закон отражения света Угол падения равен углу отражения. Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. α β Законы отражения и преломления устанавливались опытным путем. Однако, их можно вывести представляя свет как волну и используя при этом принцип Гюйгенса, который заключается в следующем… 3

Закон отражения света

  • Угол падения равен углу отражения.
  • Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

α

β

Законы отражения и преломления устанавливались опытным путем. Однако, их можно вывести представляя свет как волну и используя при этом принцип Гюйгенса, который заключается в следующем…

3

Построение изображения в плоском зеркале. M А A1 C C1 B1 B N

Построение изображения в плоском зеркале.

M

А

A1

C

C1

B1

B

N

закон преломления света Следующим важным свойством света является преломление. Вспомним, в чем оно заключается. 3

закон

преломления света

Следующим важным свойством света является преломление. Вспомним, в чем оно заключается.

3

Преломление   – изменения распространения волны при прохождении из одной среды в другую

Преломление – изменения распространения волны при прохождении из одной среды в другую

Историческая справка

Историческая справка

  • Древнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее плотной среды в более плотную световой луч отклоняется от вертикали к поверхности раздела двух сред на меньший угол, чем падающий. В XVII веке Рене Декарту удалось установить закон преломления . Лишь в 1662 году появилось строгое доказательство закона преломления, принадлежащее Пьеру Ферми.
Определение  Преломлением света называется изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред

Определение

Преломлением света называется изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред

АВ- падающий луч DВ- преломленный луч  СЕ – перпендикуляр к поверхности раздела двух сред - угол падения - угол преломления

АВ- падающий луч

DВ- преломленный луч

СЕ – перпендикуляр к поверхности раздела двух сред

- угол падения

- угол преломления

Луч SO - падающий луч Луч BK - преломленный луч Угол падения (α) - угол образованный падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения. C  S α Угол преломления (γ) - угол образованный преломленным лучом и перпендикуляром, проведенным в точку падения. •  M N О  S γ D  K  M N Луч света, направленный перпендикулярно к границе двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления. MN – поверхность (граница) раздела двух сред (воздух –вода). СD – перпендикуляр, проведенный в точку падения, к поверхности (границе раздела двух сред).  K Падающий луч – луч, идущий от источника и попадающий на границу раздела сред. Луч света, направленный перпендикулярно к границе двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления. Преломленный луч – луч, прошедший через границу раздела двух сред. 3

Луч SO - падающий луч

Луч BK - преломленный луч

Угол падения (α) - угол образованный падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения.

C

S

α

Угол преломления (γ) - угол образованный преломленным лучом и перпендикуляром, проведенным в точку падения.

M N

О

S

γ

D

K

M N

Луч света, направленный перпендикулярно к границе двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления.

MN – поверхность (граница) раздела двух сред (воздух –вода).

СD – перпендикуляр, проведенный в точку падения, к поверхности (границе раздела двух сред).

K

Падающий луч – луч, идущий от источника и попадающий на границу раздела сред.

Луч света, направленный перпендикулярно к границе двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления.

Преломленный луч – луч, прошедший через границу раздела двух сред.

3

Законы преломления Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости. 2. =  n 21 ,  где n 21  -  относительный показатель преломления  второй среды относительно первой .

Законы преломления

  • Падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости.

2. = n 21 ,

где n 21 - относительный показатель преломления

второй среды относительно первой .

Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума,    то =n    где n -  абсолютный показатель  преломления второй среды .  Показатель преломления (абсолютный или относительный) наименования не имеет.  Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.

Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума,

то =n где n - абсолютный показатель преломления второй среды .

Показатель преломления (абсолютный или относительный) наименования не имеет.

Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.

Таблица абсолютных показателей преломления веществ . Вещество n  Ацетон  Алмаз Вещество 1.36  Органическое 2.42  Бензол n  стекло 1.50 1.50  Воздух  Серная кислота  Вода 1.43  Рубин 1.00 1.33 1.76  Скипидар  Кварц 1.47  Слюда 1.54  Глицерин 1.58 1.47  Спирт  Лед  Касторовое 1.31  Стекло 1.36  (обычное)  Стекло  масло 1.48 1.48 - 1.53  (оптическое) 1.47 - 2.04  Эфир 1.35

Таблица абсолютных показателей преломления веществ .

Вещество

n

Ацетон

Алмаз

Вещество

1.36

Органическое

2.42

Бензол

n

стекло

1.50

1.50

Воздух

Серная кислота

Вода

1.43

Рубин

1.00

1.33

1.76

Скипидар

Кварц

1.47

Слюда

1.54

Глицерин

1.58

1.47

Спирт

Лед

Касторовое

1.31

Стекло

1.36

(обычное)

Стекло

масло

1.48

1.48 - 1.53

(оптическое)

1.47 - 2.04

Эфир

1.35

Из двух веществ оптически более плотным  считается то, у которого больше показатель преломления.  Например. Стекло – среда оптически  более плотная, чем воздух. Или, рубин – среда оптически более  плотная, чем лёд.

Из двух веществ оптически более плотным считается то, у которого больше

показатель преломления.

Например. Стекло – среда оптически более плотная, чем воздух.

Или, рубин – среда оптически более плотная, чем лёд.

V воды Оптически более плотная среда – это среда в которой скорость света меньше. Источник света Воздух Вода Воздух Вода При переходе из одной среды в другую (например, из воздуха в воду) луч света меняет направление на границе этих сред. Это явление называется преломлением света." width="640"

Рассмотрим, как меняется направление светового луча при переходе из одной среды в другую ( из воздуха в воду ).

V воздуха V воды

Оптически более плотная среда – это среда в которой скорость света меньше.

Источник света

Воздух

Вода

Воздух

Вода

При переходе из одной среды в другую (например, из воздуха в воду) луч света меняет направление на границе этих сред. Это явление называется преломлением света.

Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан Гюйгенс в 1690 году разными путями пришли к выводу о том, что преломление света обусловлено изменением его скорости при переходе через границу раздела двух сред и доказали, что  =n 21 = v 1 и v 2  - скорости света в  средах, на границе между  которыми происходит  преломление .

Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан Гюйгенс в 1690 году разными путями пришли к выводу о том, что преломление света обусловлено изменением его скорости при переходе через границу раздела двух сред и доказали, что

=n 21 = v 1 и v 2 - скорости света в

средах, на границе между которыми происходит преломление .

С 1 υ 1 А 1 α С α β А D M N Принцип Гюйгенса позволил с помощью геометрических построений и вычислений доказать справедливость законов преломления. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, которая называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой. При переходе из одной среды в другую изменяется скорость света, поэтому относительный показатель преломления связан со скоростями света в этих средах. Среды, при переходе в которые скорость света уменьшается, называются оптически более плотными. Рассмотрим применение свойства обратимости лучей при переходе через границу раздела двух сред. В D 1 υ 2 β В 1

С 1

υ 1

А 1

α

С

α

β

А

D

M

N

Принцип Гюйгенса позволил с помощью геометрических построений и вычислений доказать справедливость законов преломления. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, которая называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой. При переходе из одной среды в другую изменяется скорость света, поэтому относительный показатель преломления связан со скоростями света в этих средах. Среды, при переходе в которые скорость света уменьшается, называются оптически более плотными. Рассмотрим применение свойства обратимости лучей при переходе через границу раздела двух сред.

В

D 1

υ 2

β

В 1

При переходе луча из менее плотной среды в более плотную При переходе луча из более плотной среды в менее плотную α β  υ 1 υ 1  υ 2 υ 2 α β

При переходе луча из менее плотной среды в более плотную

При переходе луча из более плотной среды в менее плотную

α

β

υ 1

υ 1

υ 2

υ 2

α

β

Физический смысл показателя преломления Абсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в среде меньше, чем в вакууме.   n  = α n 1 , υ 1 n 2 , υ 2 β Физический смысл показателя преломления заключается в том, что он показывает во сколько раз скорость света в первой среде больше скорости света во второй. Каждая среда имеет свой показатель преломления относительно вакуума, который называется абсолютным показателем. Оптические свойства вакуума приблизительно равны физическим свойствам вакуума, поэтому его абсолютный показатель можно принять за единицу. Относительные показатели преломления для любых двух сред можно определить, используя таблицу. Относительный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в во второй среде меньше, чем в первой среде. 21

Физический смысл показателя преломления

Абсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в среде меньше, чем в вакууме.

n =

α

n 1 , υ 1

n 2 , υ 2

β

Физический смысл показателя преломления заключается в том, что он показывает во сколько раз скорость света в первой среде больше скорости света во второй. Каждая среда имеет свой показатель преломления относительно вакуума, который называется абсолютным показателем.

Оптические свойства вакуума приблизительно равны физическим свойствам вакуума, поэтому его абсолютный показатель можно принять за единицу.

Относительные показатели преломления для любых двух сред можно определить, используя таблицу.

Относительный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в во второй среде меньше, чем в первой среде.

21

Обратите внимание, что при переходе в другую среду и повороте волнового фронта, меняется и длина волны.  Т.к. при переходе в оптически более плотную среду уменьшается скорость волны, то уменьшается и длина волны.   Частота же волны остается постоянной. Принцип Гюйгенса позволил с помощью геометрических построений и вычислений доказать справедливость законов преломления. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, которая называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой. При переходе из одной среды в другую изменяется скорость света, поэтому относительный показатель преломления связан со скоростями света в этих средах. Среды, при переходе в которые скорость света уменьшается, называются оптически более плотными. Рассмотрим применение свойства обратимости лучей при переходе через границу раздела двух сред. 21

Обратите внимание, что при переходе в другую среду и повороте волнового фронта, меняется и длина волны.

Т.к. при переходе в оптически более плотную среду уменьшается скорость волны, то уменьшается и длина волны.

Частота же волны остается постоянной.

Принцип Гюйгенса позволил с помощью геометрических построений и вычислений доказать справедливость законов преломления. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, которая называется относительным показателем преломления второй среды относительно первой. При переходе из одной среды в другую изменяется скорость света, поэтому относительный показатель преломления связан со скоростями света в этих средах. Среды, при переходе в которые скорость света уменьшается, называются оптически более плотными. Рассмотрим применение свойства обратимости лучей при переходе через границу раздела двух сред.

21

Релаксация. Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. Посмотрите на экран и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.

Релаксация.

Ребята, скажите, где в природе вы можете видеть очень красивое явление преломление и отражение света. Посмотрите на экран и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.

Преломление и отражение света в каплях воды порождает радугу

Преломление и отражение света в каплях воды порождает радугу

21

21

Немного расслабились, а теперь вернемся к теме урока и повторим то, что мы изучили на уроке.

Немного расслабились, а теперь вернемся к теме урока и повторим то, что мы изучили на уроке.

Подумай и ответь Вопрос от литературного общества Задача хозяюшки В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло , опущенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным». Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? Почему весло казалось сломанным? Задача туриста Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

Подумай и ответь

  • Вопрос от литературного общества
  • Задача хозяюшки

В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло , опущенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным».

Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

Почему весло казалось сломанным?

  • Задача туриста

Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

Водолаз рассматривает снизу вверх из воды лампу, подвешенную на высоте 1м над поверхностью воды. Кажущаяся высота лампы:

Водолаз рассматривает снизу вверх из воды лампу, подвешенную на высоте 1м над поверхностью воды. Кажущаяся высота лампы:

  • 1) 1м
  • 2) больше 1м
  • 3) от 0,5м до 1м
  • 4) точно 0,5м

Тест

1 вариант

  • 1.В однородной прозрачной среде свет распространяется

1) прямолинейно, 2) криволинейно , 3) преломляется

  • 2. На границе раздела двух сред свет частично

1) отражается, 2) преломляется, 3) отражается и преломляется

  • 3. При переходе из вакуума в среду скорость света

1) уменьшается в п раз, 2) увеличивается в п раз, 3) не изменяется.

  • 4. В каком случае угол падения равен углу преломления?
  • 1) Только когда показатели преломления сред одинаковы.
  • 2) Только тогда когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.
  • 3) Когда показатели преломления сред одинаковы: падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.

5. Более оптически плотная та среда, в которой ...

  • 1) скорость света меньше чем в вакууме.
  • 2) скорость света больше чем в вакууме.
  • 3) скорость света равна скорости света в вакууме.

2 вариант

  • 1. Скорость распространения электромагнитных вол в вакууме равна:

1) 200 км/ч 2) 300000000 м/с 3)301 м/с

  • 2. Свет – это:

1) Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

2) волны, которые распространяются только в пределах прямой видимости;

3) линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны.

  • 3. Назовите явления, вызванные прямолинейным распространением света.

1) отражение света; 2) образование тени 3) преломление света

  • 4. В каком случае угол падения, отражения и преломления между собой равны?
  • 1) Когда свет падает перпендикулярно границе раздела двух сред.
  • 2) Такого не может быть.
  • 3) Когда вторая среда имеет большую оптическую плотность.

5. Если угол падения луча на поверхность раздела двух сред уменьшается, то относительный показатель преломления этих сред:

  • 1) уменьшается, 2) увеличивается, 3) не меняется.

Подведение итогов урока. Рефлексия. ( самооценка совместной работы) У вас на столах лежат «листы самооценки». Оцените свою работу по 10-ти бальной системе. «Листы самооценки». Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1.Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов. Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов. 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов. Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. Не справился 4 – 6 баллов. 3.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.  

Подведение итогов урока.

Рефлексия. ( самооценка совместной работы)

У вас на столах лежат «листы самооценки». Оцените свою работу по 10-ти бальной системе.

«Листы самооценки».

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

1.Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.

Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов.

2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.

Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.

Не справился 4 – 6 баллов.

3.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

 

Домашнее задание. Выучить § 59.  Ответить на вопросы к § 59 на странице212.  Решить №1,2 упражнение 48.

Домашнее задание.

Выучить § 59. Ответить на вопросы к § 59 на странице212. Решить №1,2 упражнение 48.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!