Тип урока | Урок формирования новых умений |
Цели деятельности учителя | Формировать представление об исторических аспектах развития художественного языка конструктивных искусств; учить воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; развивать пространственное воображение воспитывать любовь к Дагестану |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные ууд | Метапредметные ууд | Личностные ууд |
• понимать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр и т. д.; • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес 1( творческой деятельности | Познавательные: • понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме (пятна и линии как чертёж объектов в пространстве); • самостоятельно находить необходимую информацию. Регулятивные: • определять цель, проблему в учебной деятельности; • понимать проекционную природу чертежа. Коммуникативные: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; • осознанно использовать речевые средства при прочтении плоскостной композиции как схематического изображения | • понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний; • приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; • учиться критически оценивать свою деятельность; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
Методы и формы обучения | Метод: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, беседа. Формы: фронтальная и индивидуальная |
Образовательные ресурсы | • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wikl/ • Режим доступа: http://www.artsait.ru |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: картон, бумага, клей ПВА, ножницы |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «От плоского к объёмному». Композиции, выполненные учителем |
Основные понятия и термины | Чертёж. Проекция. Макет. Соразмерность. Пропорциональность |
Организационная структура (сценарий урока) |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляе-мая деятельность учащихся | Формы органи-зациисовзаимо-действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме-жуточ-ныйконт-роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Органи-зацион-ный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала | - у меня в руках куб, а на доске я изобразила квадрат и утверждаю, что я изображал фигуру, которая находится у меня в руке. Почему я делаю такое утверждение? - Предмет может выглядеть по-разному, в зависимости от того, откуда мы на него смотрим. Одна из сторон куба является квадратом. - Правильно! Вещь объёмна, трёхмерна, а её изображение плоско, двухмерно. Глубина пространства и объем предметов, их трехмерность в картине условны, иллюзорны и возникают благодаря особому способу изображения, который называется перспектива. Что необходимо сделать, чтобы создать точные параметры данного дома на бумаге? Чертеж – вид графического изображения Ещё на заре своего развития зодчество породило особый вид графического изображения, которое помогало спроектировать и построить здания и целые города! То есть от плоского изображения человек переходил к объёмному, этому мы и будем учиться на нашем уроке! | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель | Фронталь-ная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний. Личностные: осознают свои интересы (восприятие чертежа как плоского изображения объёмов) | |
II. Изу-чение нового материала | Объяснитель-но-иллюстратив-ный | -- Изображения различных предметов - рисунки - появились как средство общения между людьми еще до создания письменности. См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 72. Все проекции шара - круги, диаметр которых равен диаметру шара. Презентация «От плоского к объёмному». (Слайды 2--8.) - Прошу ответить на несколько вопросов: - В чем заключается анализ геометрической формы предметов? Каково его значение? - Что общего и в чем отличие между проекциями цилиндра и конуса? - Какую форму имеют проекции куба и прямоугольного параллелепипеда? - у каких геометрических тел все проекции одинаковы? Геометрические фигуры - важные элементы при создании вещей и зданий. Презентация «От плоского к объёмному». Маке́т — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Макет — модель, предварительный образец, пробный образец чего-либо | Знакомятся с композициями плоскостными и объёмными; С понятием чертежа как плоскостным изображением объёмов. Отвечают на вопросы. Знакомятся с архитектурными объёмными сооружениями | Фронталь-ная, индивиду-альная | Познавательные: определяют понятие «чертёж», понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Знакомятся с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности. Коммуникативные: понимают взгляд учителя на художественный язык конструктивных искусств; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний | |
ПI. Твор-ческаяпракти-ческая деятель-ность | Частично-поисковый | ~ Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять объёмно-пространственную композицию по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве». Для первых макетов мы будем использовать плотную бумагу и картонную плоскость для основания. Посмотрите на примеры композиций, показаны в презентации, и придумайте свои варианты объемно-пространственной композиции. -Перед началом работы подумайте из каких геометрических фигур созданы архитектурные объекты по которым узнают Дагестан | Готовят рабочее место, читают задание и создают объемно-пространственную композицию из различных по размеру и форме геометрических тел | Индивиду-альная | Познавательные: применяют в создаваемых композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Регулятивные: работают по плану, самостоятельно находят и исправляют ошибки. Личностные: развивают пространственное воображение | |
IV. Итоги урока. Рефлек-сия | Выставка работ,обмен мнениями | Организует обсуждение работ. - Расставьте свои работы так, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон. Выполните эскизы чертежей своих композиций. Чертёж поможет вам выявить недочёты в вашей работе, если таковые имеются. Поделитесь опытом со своими товарищами | Выполняют чертежи от руки и затем представляют свои работы. Беседуют друг с другом | Фронталь-ная, индивиду-альная | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией | |
Ресурсный материал к уроку 9 1. С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи. При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов. В Древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов, изготовлению оружия, строительству зданий. Так, например, в летописях XIII-XIV вв. найдены рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов. Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например, моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и при менять при изображении предметов два, три и более видов. С развитием кораблестроения потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. В корабельных чертежах 1686-1751 п. уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту. В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения. Присмотритесь к окружающим нас предметам. Многие из них имеют форму геометрических тел или их сочетаний. Фронтальная и профильная проекция цилиндра - прямоугольники, а конуса - равнобедренные треугольники. Проекциями куба являются три равных квадрата. Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники. Квадратное основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость. 2. Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель) - зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Являясь одним из видов искусства, архитектура - это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники. (Общежитие Кембриджа.Штат Массачусетс, США.) Соседние постройки, части здания, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека, поэтому в композиционной задаче необходимо прежде всего решить задачу соразмерности. Важно, чтобы здание было не слишком велико и не подавляло территорию или не было слишком мало и не терялось в пространстве. Ещё одно важнейшее определение в архитектуре - пропорциональность, Это - соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (l : 2,2 : 3 и т. д.) И иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - «египетский треугольник» - 3 : 4 : 5, примененный в пирамидах Древнего Египта; пример иррациональных отношений - «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел «золотого сечения» (3 : 5,5 : 8,8 : 13,13 : 21 и т. д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. От того, насколько гармонично сделаны здание или вещь, насколько соразмерны и пропорциональны их формы, зависит не только их функциональность, но и художественная ценность, красота. Архитектурные памятники Дагестана Анцухская сигнально-сторожевая башня является одним из узловых пунктов единой продуманной сигнально-оборонительной системы, построенной в XVII в. в долине р. Аварское-Койсу и его притоков. Нарын-кала — древняя доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать так называемые Каспийские ворота в Персидскую державу. Стены крепости строились из известняка, их высота стен начиналась от 6,5 метров и достигала 20 метров, а толщина — до 3,5 м. Грандиозное сооружение! Вход в него есть, а самого дворца нет. Ханский дворец был в свое время красивейшим и богатейшим дворцом на Среднем Востоке. Сейчас не только его интерьеры утеряны, но и сам он разрушен. Здание Правительства, Администрации Главы Дагестана а также других органов исполнительной власти Дагестана. Здание расположено на возвышенном берегу Каспийского моря. На месте здания в XVIII в конце ХХ века была Соборная площадь, в центре которой находился Александро-Невский собор — главный православный храм Махачкалы с 1871 года (разрушен в 1953 году ХХ века). Здание Дома Республики 5-этажное. Материал стен кирпичные Здание Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы на Родопском бульваре Махачкалы является одной из архитектурных достопримечательностей, украшающих город. Оно было построено в 1968 году по проекту советского архитектора Г.Я.Мовчана. |