Тема урока. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Цели урока: дать знания учащимся о горных породах; формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Оборудование урока: физическая карта, коллекция горных пород.
Ход урока.
1.Изучение нового материала.
Вначале учитель в ходе беседы задаёт учащимся следующие вопросы:
? Как устроена земля?
? Для чего изучают земные глубины?
? Какие горные породы вы знаете?
Ввод беседы сделанной учителем подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
Слайд № 1. Рефлексия настроения.
Далее учитель рассказывает учащимся сказку.
Слайд № 2.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир . Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся Иван- царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван Закиров в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: передним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись - «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
-Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ земли нужно сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.
Слайд № 3
Взял Иван Закиров сын руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались лёгкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).
Слайд № 4
-Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название
|
Цвет
|
Твёрдость
|
Пачкает ли руки?
|
Где применяется?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти горные породы образуются при разрушении более твёрдых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Слайд № 5
Глубже роет Иван, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железяки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.
-Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твёрдые, крепкие горные породы встречает он на своём пути.
Слайд № 6
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
Песок - песчаник - кварцит - кварц;
Известняк - мрамор; гранит - гнейс;
Графит - алмаз.
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадай три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»
Слайд № 7
Ребята отгадывают загадки.
- Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
- Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
- Что сперва в воде родится,
А потом воды боится?(Соль)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывает любые замки и двери», - сказал ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
III. Закрепление.
Работа с текстом учебника.
Найдите определение в тексте: что называют магматическими горными породами.
Прочитайте, как они образуются.
Найдите определение осадочные горные породы?
Где можно встретить осадочные горные породы?
Где и как образуются химические горные породы?
Домашнее задание.
§ 14