СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 6 классе по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Цели урока: дать знания учащимся о горных породах; формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Оборудование урока: физическая карта, коллекция горных пород.

                                                                  Ход урока.

1.Изучение нового материала.

Вначале учитель в ходе беседы задаёт учащимся следующие вопросы:

? Как устроена земля?

? Для чего изучают земные глубины?

? Какие горные породы вы знаете?

Ввод беседы сделанной учителем  подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.

Слайд № 1. Рефлексия настроения.

Далее учитель рассказывает учащимся сказку.

Слайд № 2.

             В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир . Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

            Решил царь Закир испытать сына. Отправляет  он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся Иван- царевич, мир повидать да себя показать.  Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

         Отправился  Иван Закиров в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит:  передним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись - «Литосфера».  Прочитал Иван надпись и призадумался.

-Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ земли нужно  сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под  землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же  мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.

Слайд №  3

Взял Иван Закиров сын  руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались лёгкие,  рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).

Слайд №  4

-Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.

Название

Цвет

Твёрдость

Пачкает ли руки?

         Где применяется?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти горные породы образуются при  разрушении более твёрдых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

Слайд №  5

Глубже роет Иван, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железяки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.

-Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей  лавы, поэтому и называются они магматическими.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твёрдые, крепкие горные породы встречает он на своём пути.

Слайд №  6

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:

                  Песок    -   песчаник   -   кварцит   -   кварц;

                  Известняк   -   мрамор;     гранит    -   гнейс; 

                  Графит   -   алмаз.

   Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.

          Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой,  и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей  Иван говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке  добыть его!» «Ну что ж, отгадай три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»

Слайд №  7

 

       Ребята отгадывают загадки.

  1. Черен, как ворон, а греет, как солнце.                  (Уголь)

 

  1. Белый, как сахар, но не сладкий.

           Пока руки им не испачкаешь,

   Ума-разума не наберёшься.                                       (Мел)

  1. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится?(Соль)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывает любые замки и двери», - сказал ему царевна.

       Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился,  давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

 

 

 

 

III. Закрепление.

                                                Работа с текстом учебника.

Найдите определение в тексте: что называют  магматическими горными породами.

Прочитайте, как они образуются.

Найдите определение осадочные горные породы?

Где можно встретить осадочные горные породы?

Где и как образуются химические горные породы?

Домашнее задание.

§ 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!