География
5 класс
Тема. Ориентирование на местности. План, его основные признаки
Цели урока:
• выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
• показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
• раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;
• формировать умение работать с компасом.
Оборудование: компас, таблицы, план местности, карточки с условными знаками.
Учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций /(А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и другие). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил., карт. - (Полярная звезда).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
- Географическая разминка (работа с карточками).
Задание: расшифруйте знаки карты.
II. Постановка темы и целей урока.
Слово учителя.
Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея.
- Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?
Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. (ПОКАЗ КЛУБКА) Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.
VI. Изучение нового материала
1). Беседа. Постановка проблемы.
- Для чего необходимо ориентироваться на местности? У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу.
- Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
- Ученики выдвигают гипотезы.
2) Объяснение учителя.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
3) Приём «Толстый – тонкий вопрос»
- Что такое горизонт.
- Назвите основные и промежуточные стороны горизонта.
- Составьте вопросы по рисунку 19 на странице 30.
4) Работа в группе, изучение вопроса «Для чего необходимо ориентироваться на местности».
Выступление обучающихся.
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».
Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.
3). Азимут. Азимут – это угол между направлением на Север и любой объект по ходу часовой стрелки. С – 0, В – 90, Ю – 180, З – 270.
5). Работа в парах. Составить опорный конспект.
Для чего человеку необходим план местности? План местности – чертеж небольшого участка, выполненный в уменьшенном виде условными знаками. Рассмотрим рис 20 на странице 31.
Отличия плана от карты
План Карта
1. Крупный масштаб 1. Мелкий масштаб
2. Условные знаки 2. Шкала высот и глубин
3. Направление С-Ю по стрелочке 3. Направление С-Ю по меридианам и
параллелям
4. Все подробно 4. Все обобщено
5. Небольшой участок местности 5. Большая территория
V. Закрепление материала.
Задание 1. Работа с индивидуальными карточками.
Задание: определить азимут объектов (дерево, колодец, дом и т.д.)
Задание 2. Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.
Задание 3. На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом - на юг, далее - на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?
Задание 4. Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?
Задание 5. Объясните схему.
Приведите примеры ориентирования по местным признакам..
VI. Итог урока.
Учитель. Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять свое местоположение в пространстве и расположение объектов относительно друг друга.
VII. Домашнее задание.
Изучить параграф 8, ответить на вопросы 1- 6 (устно).
Дополнительное задание: с помощью условных знаков составить зашифрованный рассказ.
VIII. Рефлексия. Приём «Продолжи фразу»
На уроке мне было…
На уроке я узнал…
На уроке мы работали с…
Можно ли полученные знания применить в реальной жизни…
Если можно, то как…