СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 5 классе по теме "Ориентирование на местности. План, его основные признаки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся выяснят, для чего и каким способами можно ориентироваться в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе по теме "Ориентирование на местности. План, его основные признаки"»

География

5 класс

Тема. Ориентирование на местности. План, его основные признаки

Цели урока:


      • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; 
      • показать значимость умений ориентироваться в пространстве; 
      • раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве; 
      • формировать умение работать с компасом. 

Оборудование: компас, таблицы, план местности, карточки с условными знаками.

Учебник:  География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций /(А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и другие). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил., карт. - (Полярная звезда).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

- Географическая разминка (работа с карточками).

Задание: расшифруйте знаки карты.

II. Постановка темы и целей урока.

Слово учителя.

Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

- Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. (ПОКАЗ КЛУБКА) Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.


      VI. Изучение нового материала

1). Беседа. Постановка проблемы.

- Для чего необходимо ориентироваться на местности? У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу.

- Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. 


- Ученики выдвигают гипотезы.

2) Объяснение учителя.


      В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. 
      Умение ориентироваться в пространстве - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. 


     3) Приём «Толстый – тонкий вопрос»

- Что такое горизонт.

- Назвите основные и промежуточные стороны горизонта.

- Составьте вопросы по рисунку 19 на странице 30. 


4) Работа в группе, изучение вопроса «Для чего необходимо ориентироваться на местности».

Выступление обучающихся.


      Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование». 
      Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. 

3). Азимут. Азимут – это угол между направлением на Север и любой объект по ходу часовой стрелки. С – 0, В – 90, Ю – 180, З – 270.



5). Работа в парах. Составить опорный конспект.

Для чего человеку необходим план местности? План местности – чертеж небольшого участка, выполненный в уменьшенном виде условными знаками. Рассмотрим рис 20 на странице 31.

Отличия плана от карты

План Карта


1. Крупный масштаб 1. Мелкий масштаб

2. Условные знаки 2. Шкала высот и глубин

3. Направление С-Ю по стрелочке 3. Направление С-Ю по меридианам и


параллелям

4. Все подробно 4. Все обобщено

5. Небольшой участок местности 5. Большая территория


V. Закрепление материала.

Задание 1. Работа с индивидуальными карточками.

Задание: определить азимут объектов (дерево, колодец, дом и т.д.)


Задание 2. Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.

Задание 3. На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом - на юг, далее - на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?

Задание 4. Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?

Задание 5. Объясните схему.

Приведите примеры ориентирования по местным признакам..

VI. Итог урока.

Учитель. Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять свое местоположение в пространстве и расположение объектов относительно друг друга.


VII. Домашнее задание.

Изучить параграф 8, ответить на вопросы 1- 6 (устно).

Дополнительное задание: с помощью условных знаков составить зашифрованный рассказ.


VIII. Рефлексия. Приём «Продолжи фразу»

На уроке мне было…

На уроке я узнал…

На уроке мы работали с…

Можно ли полученные знания применить в реальной жизни…

Если можно, то как…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!