Урок алгебры в 11 классе
«Применение производной в различных областях науки»
Цель урока:
формирование функциональной грамотности обучающихся на примерах применения производной функции для решения практических задач в смежных науках.
Планируемые результаты:
предметные: знать определение производной функции, геометрический и физический смысл производной, уметь находить производные элементарных функций;
метапредметные: овладение навыками организации исследовательской деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование умения работать по алгоритму, использовать математические знания для решения практических задач в смежных науках;
личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, развитие интереса к предмету и математических способностей, формирование умения работать в группе.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства методического обеспечения урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Используемые технологии:
информационно-коммуникационная, исследовательская, проблемного обучения.
Замечание
Урок проводится после изучения физического смысла производной, производных элементарных функций.
За 1 неделю до урока класс разделен на 3 группы. В группу вошли учащиеся с разными учебными возможностями. Каждая группа получила задание: провести самостоятельное исследование по теме «Применение производной для решения задач из различных областей науки».
I группа – Применение производной в физике
II группа - Применение производной в химии и биологии
III группа – Применение производной в экономике
Ход урока
Мотивация
Здравствуйте. Тема нашего урока «Применение производной в различных областях науки». Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.И.Лобачевского:
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»
И сегодня на уроке мы попытаемся показать, как с помощью производной можно решать задачи из различных отраслей науки и техники, исследовать реальные процессы, происходящие в нашей жизни.
II. Актуализация знаний
- Вначале давайте вспомним, что мы знаем о производной.
- Что называется производной функции?
(Производной функции в данной точке называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю)
- В чем заключается механический смысл производной?
(Скорость есть производная от пути по времени v(t) = S′(t))
- В чем заключается геометрический смысл производной?
(Угловой коэффициент касательной к графику функции равен производной этой функции, вычисленной в точке касания f′(x) = k = tga)
Найти производную функций:
7) y=cos10x - sin x
4 )
5) y=sin4x
1. На рисунке изображён график функции f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0 . Найдите значение производной функции в точке х0 .
III Презентация исследовательской работы учащихся.
На одном из первых уроков изучения производной я вам задала вопрос:
Как вы думаете, зачем мы изучаем производную функции? Где она может применяться?
Тогда вы на него не смогли ответить, т.к. у вас не хватало соответствующих знаний.
Но, учитывая, что существует механический смысл производной, предположили, что эта тема находит свое применение не только в математике, но и в других науках.
Итак, вы разделились на три группы для того, чтобы поработать с различными источниками информации и провести самостоятельное исследование по теме «Применение производной в различных областях науки». Каждая группа получила свое задание:
И сейчас мы увидим результаты вашей работы.
I группа - «Применение производной в физике»
II группа – «Применение производной в химии и биологии»
III группа – «Применение производной в экономике»
I группа - «Применение производной в физике».
Рассмотрим применение производной в физике.
Мы знаем, что механический смысл производной заключается в том, что
скорость есть производная от пути по времени:
v(t) = S′(t) =
Рассмотрим задачу:
Автомобиль приближается к мосту со скоростью 72 км/ч. У моста висит дорожный знак "36км/ч". За 7 сек до въезда на мост, водитель нажал на тормозную педаль. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост, если тормозной путь определяется формулой s=20t-t² ?
Решение
Чтобы найти зависимость скорости от времени, найдем производную от пути по времени v(t) = S′(t) = 20 – 2t
В момент въезда на мост скорость равна v(7) = = 20 – 2ˑ7 = 6 (м/с), что соответствует 21,6 км/ч. Т.к. разрешаемая скорость 36км/ч, ответ: да, автомобиль въехал на мост с разрешаемой скоростью.
Рассмотрим применение производной в электротехнике
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Если – приращение времени, – приращение заряда, то сила тока равна пределу отношения при
Т.е. сила тока I есть производная заряда q по времени.
Рассмотрим задачу:
Заряд, протекающий через проводник, меняется по закону
Найти силу тока в момент времени t=5 cек.
Решение
Т.к. сила тока - есть производная заряда по времени,
Учитывая, что , (2t – 10)ʹ = 2
применяя правило нахождения производной сложной функции, получаем:
= 2 cos(2t – 10)
Подставляя вместо t значение 5, получаем:
Тогда I(5) = 2 cos 0 = 2(А)
Ответ: 2 А
Производная применяется и в других разделах физики.
Мощность – это производная работы по времени P = A' (t).
Сила – есть производная работы по перемещению F = A' (x).
Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре
C = Q' (t).
Этот ряд можно дальше продолжать…Таким образом, мы видим, что производная применяется в физике очень обширно.
II группа - Применение производной в химии и биологии
Химия – это наука о веществах, о химических превращениях веществ, она изучает закономерности протекания различных реакций.
В чем же заключается химический смысл производной?
Пусть дана функция p = p ( t ),где p -количество некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t . Приращению времени ∆ t будет соответствовать приращение ∆ p количества вещества. Отношение ∆ p /∆ t - есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆ t . Предел этого отношения при стремлении ∆t к нулю - есть скорость химической реакции в данный момент времени.
v(t) = pʹ(t) =
Таким образом, химический смысл производной состоит в том, что скорость реакции v – есть производная от количества вещества р по времени.
Рассмотрим задачу:
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью + 3t – 3 ( в молях). Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Т. к. скорость химической реакции выражают производной от количества вещества по времени, то скорость химической реакции меняется по закону:
v (t) = pʹ(t) = t + 3; Соответственно через 3 секунды скорость реакции будет равна v (3) = 3+3 = 6(моль\с).
Ответ: 6 моль\с.
Скорость химической реакции – один из решающих факторов, который нужно учитывать во многих областях научно-производственной деятельности. Например, инженерам-технологам при определении эффективности химических производств, химикам, разрабатывающим препараты для медицины и сельского хозяйства, а также врачам и агрономам, использующим эти препараты для лечения людей и для внесения их в почву. Одни реакции проходят практически мгновенно, другие идут очень медленно. В реальной жизни для решения производственных задач, в медицинской, сельскохозяйственной и химической промышленности важно знать скорости реакций химических веществ.
Биологический смысл производной. Пусть зависимость между числом особей популяции микроорганизмов х и временем t её размножения задана уравнением: х = x ( t ). Пусть ∆ t - промежуток времени от некоторого начального значения t до t +∆ t . Тогда ∆ х = x ( t + ∆t )- x ( t ) - изменение числа особей организмов. Отношение ∆ х /∆ t является средней скоростью размножения или, как принято говорить, средней производительностью жизнедеятельности популяции. Предел этого отношения при ∆ х 0 есть производительность жизнедеятельности популяции в момент времени t
P ( t ) = xʹ( t )=
Т.е. производительность жизнедеятельности популяции в момент времени t
есть производная от числа особей популяции по времени.
Мы видим, что производная нашла свое применение в химии и биологии.
III группа - «Применение производной в экономических задачах».
Давайте выясним, в чем же заключается экономический смысл производной.
Пусть известна функция , выражающая объём произведённой продукции и за время t. Тогда за время величина произведённой продукции составит
Средняя производительность труда – это отношение количества произведённой продукции к затраченному времени, т.е. zср=
Производительностью труда в момент времени t0 называется предел, к которому стремится zср при :
Т.е. экономический смысл производной состоит в том, что производительность труда есть производная от объёма произведённой продукции по времени.
Задача: Объём продукции и, выпускаемой рабочим в течение рабочего дня, выражается функцией , где t – время, ч; причём . Вычислить производительность труда и скорость её изменения через 1 ч после начала и за 1 ч до окончания рабочего дня.
Решение:
Производительность труда выражается формулой . Тогда, дифференцируя функцию u(t), получаем
Производительность труда через 1 ч после начала работы получаем подставляя вместо t значение 1
(у.е.)
Производительность труда за 1 ч до окончания работы получаем подставляя вместо t значение 7
(у.е.)
Мы видим, что производительность труда через 1 час после начала работы выше чем за 1 ч до окончания рабочего дня.
Чтобы найти скорость изменения производительности труда, продифференцируем функцию z(t). Получаем
Значит, ,
Таким образом производная применяется для решения экономических задач.
Учитель. Обратите внимание, в этой задаче Алена нашла производную функции u(t), а затем производную полученной функции. По сути она нашла так называемую вторую производную функции u(t). Но об этом мы с вами подробнее поговорим через несколько уроков, когда будем изучать производные высших порядков. А как вы думаете, как можно интерпретировать результаты второй части задачи? Почему одно значение получилось положительным, а второе отрицательным?
Мы с вами обязательно вернемся к этой задаче чуть позже, когда вы сможете ответить на эти вопросы.
Учитель. Все три группы справились с заданием и подтвердили нашу гипотезу. Вы сами доказали, что понятие производной функции применяется не только в математике, оно используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции, и радиоактивный распад вещества и экономические процессы и многое другое.
- Вы убедились, что дифференциальное исчисление – это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке.
Тем самым в очередной раз подтвердили слова Н.И.Лобачевского:
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
1. Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела массой 1 кг от 00С до температуры t0 (по Цельсию), известно, что в диапазоне 00 до 950, формула Q (t) = 0,396t+2,08110-3t2-5,02410-7t3 дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от t.
2. Пусть популяция бактерий в момент t (с) насчитывает x(t )= 100 t2 особей. Найти скорость роста популяции: а) в произвольный момент t , б) в момент t = 1 c . (Решение: P = x’(t) = 200t; P(1) = 200 ( ос./с). Ответ: 200 ос./с.)
3. Найти скорость реакции в момент времени t = 10сек, если концентрация исходного продукта меняется по закону
V. Задание на дом:
Подобрать из открытого банка заданий ЕГЭ и решить 5 задач на применение геометрического смысла производной.
VI. Рефлексия
Выберете фразу:
- Все смог понять.
- Не совсем все понял, хочу понять.
- Ничего не понял.
Мы убедились в важности изучения темы "Производная", ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным процессам математических моделей, и решения важных задач.
На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, научимся исследовать функции с помощью производной и решать более сложные задачи, в том числе практического содержания.
Спасибо за работу!
IV. ДОМАШНЯЯ РАБОТА .ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Домашняя работа
1. Известно, что тело массой 5 кг движется прямолинейно по закону
s(t)= t2+2. Найдите кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения.
2. Найдите силу F, действующую на материальную точку с массой 10 кг, движущуюся прямолинейно по закону х(t) = 2t3- t2 при t = 2с.
3. Закон изменения температуры тела в зависимости от времени задаётся уравнением T = 0,2t2. С какой скоростью изменяется температура тела в момент времени 5с ?
4. Изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением
I = 2t2 – 5t. Найдите скорость изменения силы тока в момент времени 10 с.
5. Маховик вращается вокруг оси по закону (t) = t4 – 1. Найдите его угловую скорость w в момент времени t и t=2 с.
6.(2) При вращении проволочной рамки в однородном магнитном поле пронизывающий рамку магнитный поток изменяется в зависимости от времени по закону Ф = 10-2cos 10 t. Вычислив производную Ф,t , написать формулу зависимости ЭДС от времени = (t).
7. (2) Заряд q на пластинах конденсатора изменяется по закону
q = 10 - 6cos 10 4 t. Записать закон зависимости силы тока от времени i= i(t), вычислив производную q,t.