Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 10 классе: "Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»"»
Технологическая карта урока истории в 10 классе учитель МКОУ «Нижнеказанищенская СОШ №3» Сайпуллаева Шайим Магомедовна
Предмет история
Класс 10 класс
Тема урока Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»
Тип урока комбинированный
Планируемые результаты обучения:
личностные- вырабатывать целостное восприятие всего спектра исторических реалий
предметные-раскрывать существенные черты внешней политики СССР в данный период
метапредметные- уметь делать выводы, оценивать информацию из источника
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Горинов М., Данилов А.,История России 10кл./под ред.Торкунова А.
презентация
Основные понятия страны «народной демократии», НАТО, План_Маршалла, Доктрина Трумэна, СЭВ
Основные даты 1949г.- Создание СЭВ, Создание Организации Североатлантического договора
(НАТО), 1948- 1949гг.- первый Берлинский кризис, 1950-1953гг.- война в Корее.
Техника и технология техника проблемного обучения, технология развития критического мышления
Домашнее задание п.30, сообщение или презентация «Наращивание вооружения»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
1.Мотивация к деятельности | Включение в деловой ритм Активизируются имеющиеся знания по изучаемому вопросу. | Подготовка класса к уроку. Определение основных вопросов темы. | Формирование познавательного процесса | Контроль в форме сличения способа действия. | Планирование учебной деятельности | | |
2.Активизацияи пробное учебное действие | Формировать главный вопрос урока | Раскрывать взаимосвязь между внешней политикой государства и мировым развитием (беседа) | Инициативное сотрудничество в поиске информации | Умение осуществлять учебные действия по плану. Умение вести диалог. | Выражение собственного мнения | Поиск и выделение информации | беседа |
3.Постановка учебной задачи | Формируем основные вопросы изучения материала. Формирование групп по основным направлениям изучения материала: 1-группа: Определить изменения положения СССР на международной арене. 2-группа: Основные задачи внешней политики. (схема) 3-группа: Таблица «Примеры внешнеполитической деятельности СССР» | Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. | Формирование познавательного интереса. | Целеполагание | | Постановка вопросов | Беседа |
4.Содержательно-операционный этап. Закрепление: проведение коррекции | Организация учебного исследования. 1.Перечислите факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны» 2.Каковы Особенности советско- китайских отношений? 3.Расскажите о корейской войне. Организовать работу по закреплению | Приводить примеры для подтверждения. Выполнять задания: 1.Показать работу по схеме. 2.Учащиеся корректируют таблицу на доске. 3.Работа с терминами урока. | Формирование познавательного интереса. | Планирование Контроль. Коррекция. | Умение обосновывать свою точку зрения. | Анализ с целью выделения общих признаков. Преобразовать текстовую информацию в схему. Систематизировать И обобщать материал в форме таблицы. | Работа с текстом учебника, таблице и схемой. Взаимо- оценка в группе Оценка Учителя Создание флэшбоуна |
4.Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Проводит беседу. Организует Самооценку Результатов учащихся | Отвечают на вопросы: - Какую цель ставили? - Удалось ее достичь? - Какие получили результаты? - Где можно применить знания? Учащиеся определяют активность работы. | Понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | | Выражение своих мыслей. | Рефлексия способов и условий действия. | Самооценка |
5.Домашнее задание | Учитель предлагает дифференцированное задание на дом: п.30, сообщение или презентацию по теме «Наращивание вооружения», таблица | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного | | | | | |
Кто начинает «холодную войну»?
“Русским, - писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, - нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы”.
Американский историк Дж. Геддис предлагает: “Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала “холодной войны” - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении “холодной войны” совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались “без вины виноватыми”.
Годы | Место | Участники | Итоги конфликта |
1945 | Европа | СССР и страны Европы | Оказание экономической помощи соц.странам |
1949 | Европа | Образование СЭВ | |
1949 | Германия | Решение германского вопроса | Создание ГДР |
1948 | Югославия | СССР и Югославия | Разрыв отношений |
1950 - 1953 | Корейский полуостров | Северная Корея (КНДР), Китай, СССР / Южная Корея, США и их союзники | Раздел Кореи по 38 параллели на Северную и Южную. |
1950- 1954 | Индокитай | Северный Вьетнам, Китай, СССР / Южный Вьетнам, Франция, США. | Раздел Вьетнама по 17 параллели на Северный и Южный. |
1956 | Ближний Восток | Англия, Франция, Израиль / Египет, СССР | Провал агрессии против Египта. |