Урок русского языка в 1 классе
ТЕМА УРОКА: Глухие и звонкие согласные звуки.
ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Значит, грамотно писать
Должен научиться!
Начинаем урок русского языка. Откройте тетради напишите число, классная работа. Посмотрите на экран (карточка).
2. Актуализация знаний
- Прочитаем слова, которые мы смогли найти. Чем похожи слова по написанию? (Есть ь!)
- Что мы знаем про Ь? (он обозначает мягкость согласного звука)
Минутка чистописания. Сегодня на минутке чистописания мы выполним написание мягкого знака. Пропишите красиво! Букву, которая получилось лучше остальных обведите в кружочек простым карандашом. Отлично!
Гимнастика для глаз!
3. Целеполагание
Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайся к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих...
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О звонких и глухих согласных звуках.)
Отгадайте загадку.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза.)
(Учитель записывает слово коза на доске.)
— Как назвать одним словом сплетённые длинные пряди волос? (Коса.)
(Учитель записывает слово коса на доске.)
— Какими звуками различаются эти слова? ([3], [С].)
— Какой звук произносится с голосом, звонко? ([3].) Значит он …..звонкий!
— Какой звук произносится без голоса, глухо? ([С].). Значит он ….Глухой!
— Чем ещё различаются эти слова? (Значением. Коза — домашнее животное. Коса — 1) сельскохозяйственное орудие; 2) сплетённые длинные пряди волос; 3) идущая от берега длинная и узкая полоса земли.)
Обобщение: согласные звуки бывают: звонкие и глухие.
- Как определить, какой согласный звук является звонким, какой – глухой?
Если мы слышим – голос и шум и голосовые связки дрожат – это звонкие согласные звуки.
Если мы слышен только шум и голосовые связки спокойны – это глухой согласный.
Посмотрите на экран.
— Произнесите согласные звуки, которые собирал кот. Что вы заметили? Что мы слышим? (Голос и шум. Голосовые связки дрожат)
— Это ….. звонкие согласные звуки.
- Произнесите согласные звуки, которые собирал пес.Что мы слышим? (Шум.)
— Это ….. глухие согласные звуки.
Итак, Что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков? шум
— Что мы слышим при произнесении звонких согласных звуков? Шум и голос
Физминутка. Игра «Послушай звук». Если слово начинается со звонкого звука, то вы – хлопаете. Если слово начинается с глухого согласного звука, значит вы – моргаете глазками.
Малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, фантик, зебра, ложка, санки.
- Молодцы!
4. Работа по теме урока
- А теперь давайте поработаем по учебнику. Откройте учебники на
стр 92 упр 1.
Рассмотрите картинки. Назовите слова – названия предметов. (Шар, жук, мяч.)
Произнесите согласные звуки в каждом слове. Ш, Р, Ж,К,Мь,Чь.
Что вы заметили?
Напиши слова. Подчеркни в них буквы, которыми обозначены согласные звуки.
5.Закрепление изученного материала. Взаимопроверка.
- Запиши слово, в котором все согласные звуки звонкие: точка, шина, дом.
- Запиши слово, в котором все согласные звуки глухие: шишка, флаг, книга
6. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
7. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке и нарисуйте кружочек в тетрадке.
Урок окончен, до свидания!