Автор: Мазурова Н.Н.
2) развитие аналитических способностей на примере характеристики уровней организации живой природы
1) охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность)
2) формировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе;
3) познакомить обучающихся с особенностями и разнообразием наук, изучающих разные уровни организации жизни
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный | Приветствие обучающихся | Приветствие учителя |
2. Актуализация новой темы | 2.1. Формулирование вопросов для актуализации новой темы - Что изучает биология? - Что такое жизнь? Подвести итог высказываний обучающихся на поставленный вопрос: Существует множество определений понятия жизни, но ни одно из них не устраивает всех биологов. Может быть потому, что окружающие нас биологические системы очень разнообразны. - Какую самую маленькую структуру можно назвать живой? Выйти на понятие «клетка». - Из чего состоит клетка? Установить на что можно разобрать клетку. Подвести, к понятию молекула. 2.2. Сформулировать тему урока | 2.1. Ответы на поставленные вопросы - Жизнь. - Варианты ответов разнообразны. - клетка - Возможно, перечислят органоиды клетки или химические вещества (белки, жиры, углеводы). 2.2. Запись темы урока |
3.Изучение нового материала | 3.1. Для того, чтобы новый материал лучше отложился в вашей памяти предлагаю вам заполнить таблицу | 3.1. оформление заготовки таблицы в тетрадях |
| 3.2. объяснение понятия молекулярно- генетического уровня организации живой природы. - из чего состоит любой предмет, в т.ч. и клетка? - какие вещества входят в состав клетки? - какая молекула хранит наследственную информацию о строении клетки и всего организма? Пояснение по слайду 4. - какая наука изучает жизнь на молекулярно- генетическом уровне? | 3.2. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - из атомов и молекул - белки, жиры, углеводы - ДНК Запись данных в таблицу - Биохимия, биофизика, молекулярная биология |
| 3.3. объяснение понятия клеточного уровня организации живой природы. - итак, молекулы белков, жиров, углеводов и других веществ можно назвать живыми? - как называется самая маленькая структура, в которой происходят все присущие живой материи процессы? Следовательно, следующий уровень – клеточный. Пояснения по слайду 5,6 - какая наука изучает клетку? | 3.3. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - нет - клетка Запись данных в таблицу. Ознакомление с многообразием клеток - цитология |
3.4. объяснение понятия тканевого уровня организации живой природы. - как вы думаете, у нас в организме одна клетка крови? Конечно, также как и другие виды клеток: мышечные, эпителиальные, соединительные, нервные. - а как будут называться все клетки одного вида? Следовательно, следующий уровень – тканевой. Пояснения по слайду 7. - наука, изучающая ткани называется гистология | 3.4. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - нет - ткань Запись данных в таблицу. |
3.5. объяснение понятия органного уровня организации живой природы. - в какой части организма находятся клетки крови? - а что такое сердце? Следовательно, различные виды тканей объединяются в органы, и следующий уровень – органный. Пояснения по слайду 8 | 3.5. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - в кровеносных сосудах, в сердце - орган Запись данных в таблицу. |
3.6. объяснение понятия организменного уровня организации живой природы. - ни один орган не может существовать сам по себе, т.к. он является только частью чего? Следовательно, назовите следующий уровень. Пояснения по слайду 9. Обратить внимание, что организмы могут быть одно – и многоклеточными. - приведите примеры одноклеточных организмов (слайд 10); многоклеточных. - какие науки их изучают? | 3.6. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - организма - организменный - амеба, микробы; собака человек и т.д. Запись данных в таблицу. Ознакомление с многообразием одноклеточных организмов - ботаника, зоология, микробиология, анатомия, физиология и т.д. |
3.7. объяснение понятия популяционно - видового уровня организации живой природы. - сколько инфузорий живет на нашей планете? Следовательно, они распределены по земле группами. Такие группы называются популяции, а уровень организации жизни - популяционно – видовой. Пояснение по слайду 11. - приведите примеры популяционно - видового уровня организации жизни | 3.7. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - много Запись данных в таблицу - стая волков, аквариум, болото, стадо антилоп и т.д. |
| 3.8. объяснение понятия биогеоценотического уровня организации живой природы. - что необходимо для того чтобы выросли цветы на клумбе? А при благоприятных условиях на клумбе вырастет только то, что вы посадили? Следовательно, любой организм находится в тесной взаимосвязи с факторами живой и неживой природы, что называется биогеоценозом. Поэтому следующий уровень – биогеоценотический. Пояснение по слайду 12 - какая наука изучает взаимосвязь всех совместно живущих организмов и окружающей среды? | 3.8. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации - свет, вода, удобрения, пчелы. Нет, будут расти сорняки. Запись данных в таблицу - экология, биогеография, эволюция |
| 3.9. объяснение понятия биосферного уровня организации живой природы. - все биогеоценозы на планете связаны между собой, поэтому вся планета это глобальный уровень жизни- биосферный. - все биогеоценозы связаны через круговорот веществ в природе. Если происходит какая – либо экологическая катастрофа, то ущерб наносится всей планете (привести примеры аварии на Фукусиме – 1, хим. комбинате «Маяк», загрязнение окружающего леса и др.) Пояснение по слайду 13. -наука, изучающая | 3.9. Заполнение таблицы в ходе беседы с использованием презентации Запись данных в таблицу |
4. Закрепление пройденного материала | 4.1.вывод по изученному материалу - таким образом, сколько всего выделяют уровней организации живой природы? - назвать самый низкий уровень - назвать самый глобальный уровень Пояснение по слайду 14 | 4.1. Беседа по изученному материалу - восемь - молекулярный - биосферный Проговариваем по слайду 14 уровни организации жизни |
| 4.2. Ответы на вопросы фронтально | 4.2. чтение вопросов со слайдов 15 – 19, ответы на эти вопросы, разбираем затруднения |
| 4.3. тестирование | 4.3. выполение теста по вариантам |
5. рефлексия | Что нового узнали на уроке? Что понравилось/не понравилось? | Высказывание мнения по пройденному уроку |
Уровень организации жизни | характеристика | Элементарная единица |
1. Молекулярно – генетический | Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке. Обмен веществ, передача наследственной информации и др. процессы жизнедеятельности | Белки, жиры, углеводы, ДНК |
2. Клеточный | Клетка – основная структурная и функциональная единица всего живого. На ее уровне происходит рост, развитие размножение живых организмов | Эритроцит – клетка крови Нейрон – нервная клетка Мышечная клетка |
3. Тканевой | Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, единых по происхождению, строению и выполняемой функции. | Кровь Мышечная Костная Нервная Проводящая Запасающая и т.д. |
4. Органный | Орган — это часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. | Сердце Легкие Лист Корень |
5. Организменный | Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. | Кошка Мышка Дерево и т.д. |
6. Популяционно – видовой | Популяция — совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных. | Стая птиц Прайд львов Стадо овец Поселок людей |
7. Биогеоценотический | организмов разных видов, ,,,,,,, | Коралловый риф Лес Болото Поляна |
8. Биосферный | Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии. | Вся планета целиком |