СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Цикл стихотворений А.А.Блока "На поле Куликовом".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для темы "Цикл стихотворений А.А.Блока "На поле Куликовом". Разноуровневые задания дают возможность активно проявить себя детям разного уровня развития и обучаемости.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Цикл стихотворений А.А.Блока "На поле Куликовом".»

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Учитель –Чайка А.А.

Дата: 30 марта 2012г.

Тема урока: А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

Цель : кратко ознакомить учащихся с биографией А.А.Блока, понятием термина «символизм»; развивать навыки выразительного чтения наизусть, анализа поэтического текста; развивать память.

Методические приёмы: презентации, подготовленные учащимися (в качестве д/з по уровню С), упражнение на развитие кратковременной памяти, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Ход урока.

1.Организационный момент (приветствие, наличие учебника, тетради, ручки и дневника).Запись в тетради даты, темы и эпиграфа урока.

Я много пережил лично

и был участником нескольких,

быстро сменивших друг друга,

эпох русской жизни.

А.Блок

2.Проверка Д/з:

Перед информационным блоком, состоящим из двух презентаций, учитель напоминает о том, что после каждой из них будет дано упражнение на развитие памяти по данной информации.

А) Жизнь и творчество А.А.Блока. Презентация Левцовой Александры.



3. Развивающие упражнения . Время выполнения 3 минуты.



Уровень А.

Допишите фразы:

1. А.А.Блок родился в ______________ году в Петербурге в дворянской профессорской семье.

2. Одна из ведущих в лирике поэта тема _______________________ . «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь- жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Блок.

3. В ________ году А.А.Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом».

4. Блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее -______________________________ _____________________________ _____________________________________





Уровень В

Допишите фразы:

1. А.А.Блок родился в ______________ году в _____________________ (город) в дворянской профессорской семье.

2. Одна из ведущих в лирике поэта тема _______________________ . «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю _______________… Ведь здесь- жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Блок.

3. В ________ году А.А.Блок создал цикл из ______________ стихотворений «На поле Куликовом».

4. Блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о ___________________, а точнее __________________ ___________________________________________________________________







Уровень С

Допишите фразы:

1. А.А.Блок родился в ______________ году в __________________ (город) в ________ _________________________________________________ семье.

2. Одна из ведущих в лирике поэта тема _______________________ . «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю ____________… Ведь здесь- ______________________________________________________», - писал Блок.

3. В ________ году А.А.Блок создал цикл из ____________ стихотворений «На поле ________________________».

4. Блоковский цикл не столько произведение на _______________________ тему, сколько произведение о _____________________, а точнее - ________ ___________________________________________________________________





Б) «Куликовская битва и её отражение в литературе». Презентация Зайцева Павла.



Уровень А

1. Куликовская битва произошла 8 сентября ___________________ года. (14век)

2.Битва между войском московского князя ____________________ и ратью во главе с золотоордынским ханом _______________________ закончилась блестящей победой русских.

3. Победа на Дону сыграла важную роль в развитии русской литературы. О Куликовской битве рассказывают летописная повесть ________________________ и «Сказание о ______________________

4. Символом Русской земли выступает также ____________________________ , противопоставленная поклонению идолам.





Уровень В

1. Куликовская битва произошла ______ ___________________ года. (14 век, полная дата)

2.Битва между войском московского князя ____________________ и ратью во главе с золотоордынским ханом _______________________ закончилась блестящей победой __________________ _______

3. Победа на Дону сыграла важную роль в развитии русской литературы. О Куликовской битве рассказывают летописная повесть ________________________ и «Сказание о ____________________________

4. Символом Русской земли выступает также __________________________ , противопоставленная поклонению ___________________.









Уровень С

1. Куликовская битва произошла _____________________ года (полная дата).

2.Битва между войском московского князя ____________________ и ратью во главе с золотоордынским ханом _______________________ закончилась ___________________________________________________________________

3. Победа на Дону сыграла важную роль в развитии русской литературы. О Куликовской битве рассказывают ________________________ и _________________ ________________________________________ (древнерусские произведения)

4. Символом Русской земли выступает также ___________________________, противопоставленная ______________________________







3. Слово учителя.

Цикл А.А.Блока относится к поэзии символизма. Давайте уточним сначала, что же такое «цикл»?

ЦИКЛ- несколько художественных произведений, объединённых общим жанром. Темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия.

Чтобы понять значение термина «символизм», поразмышляем, что же такое символ?

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

 Истолкование символа в произведении возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе.

Символизм – одно из крупнейших направлений в литературе, музыке и живописи), одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку

Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

В русском литературном символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие.

Более подробно это направление и произведения символистов вы будете изучать в старших классах. А сегодня мы прослушаем цикл «На поле Куликовом» А.Блока и попытаемся сделать анализ поэтического текста.

4.Чтение наизусть . А.А.Блок Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

(запись в прочтении Алексея Козакова)

5. Слово учителя.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны -от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии, внутренней силы.

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и западом, говорит о её противоречиях, о её величии, её избранности.

Найдите строки в 1части, которые могли бы стать эпиграфом к циклу («Покой нам только снится», «Не может сердце жить покоем…)

Давайте посмотрим , какое значение имеет в 1стихотворении имеют фонетика, ритм, интонация стиха:

В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» образу ленивой реки соответствует протяжённый поток гласных. Вторая строфа, ломая спокойную интонацию, начинается со звонкого возгласа «О, Русь моя!2 и вводит в стихотворение мотив пути. Четвёртая строфа начинается с коротких фраз, которые придают ритму стихотворения стремительность, а в эмоциональном плане – ощущение тревоги: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами/Степную даль».

Далее в художественную систему введён образ движения – степной кобылицы. Седьмая, заключительная строфа раскрывает тему трагедий и их преодолений: «Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.../Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!»

6. Итог урока:

В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово "жена" - это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине. Жена - это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать. Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово "жена" хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.Это стихотворение - первое из цикла "На поле Куликовом".Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

Сегодня мы, узнав о жизни и творчестве А.Блока, обратившись к истории России и прослушав весь цикл стихотворений, прочувствовали всю энергетику произведения и проанализировали первую часть .


7. Д/з: На следующем уроке мы сделаем анализ остальных частей цикла на оценку, поэтому дома порассуждайте, почитайте критическую литературу различных источников. Также у вас есть ещё задание с прошлого урока – сочинение на тему « Герои рассказов А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ» и А.И.Куприна «Куст сирени» и их представление о счастье».


8. Оценки за урок:















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!