СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Теория химического строения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Теория химического строения" разработан для учащихся 10-11 классов и предназначен для повторения, обобщения, углубления, конкретизации знаний по теме. Данный урок целесообразно проводить  после изучения курса органической химии, раскрытие основных положений теории происходит на более высоком уровне, чем предполагалось в начале изучения курса органической химии. 

Просмотр содержимого документа
«Разработкау рока»




Разработка урока по теме






«Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова»

( 11 к ласс)







Учитель химии МОУ СОШ №2

Валюхова Нина Петровна







Цель урока:

повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя приёмы дедуктивного метода «от общего - к частному», подводить учащихся к формулировке самостоятельных выводов в рамках данной темы, развивать способность учащихся аналитически, логически и творчески мыслить.

Метод: поблемно-поисковый


Используемые технологии: инновационные ИКТ


Форма урока: урок – исследование






















Ход урока


Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная.

А.С.Пушкин

Смысл нельзя дать, его нужно найти

В.Франкл

I.Ориентировочно- мотивационный этап.

.

Окружающий нас мир гармоничен, но не все могут прочувствовать это. В природе, музыке, искусстве, в науке присутствует своя гармония. И лишь немногие очень талантливые люди способны донести звучание этой гармонии до большинства.

Гением в неорганической химии, нашедшем гармонию химических элементов явился Д.И.Менделеев, создавший свой великий закон.

Сегодня мы с вами прислушаемся к словам одного великого человека, чьи слова прозвучали в эпиграфе и последуем за мыслями другого великого человека – основателя теории химического строения А.М.Бутлерова, которая определила присутствие гармонии в науке – органической химии.

Целью нашего урока является повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах, полученных вами в 10 классе. При этом совместную работу мы постараемся организовать так, чтобы во всём вы сами искали смысл.


II.Актуализация опорных знаний (работа с информационными листами).


1. Кто и когда ввёл понятие «органическая химия»? Какие вещества в то время назывались органическими?

2. Какие вещества в то время назывались органическими?

3. Какие синтезы подтолкнули к развитию органическую химию?

4. Назовите учёных и их открытия, которые явились научной базой для создания теории химического строения органических веществ. Дайте определение понятию «валентность».

5. Валентность в органических веществах углерода, водорода, кислорода, азота.

6. Когда кем и где были сформулированы основные положения данной теории.


Из письма Вёлера Берцелиусу (1835)

«Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полных удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть»


Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок...

Как чудо природы рождается гений

И в хаосе этом находит порядок.

III.Операционно-исполнительский этап.


Задание1.По информационным листам ознакомьтесь с основными положениями ТХС А.М Бутлерова и ответьте на вопрос:

«Какое из положений теории созвучно со словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи: «Как точки относятся к буквам, буквы к словам… так атомы соединяются в молекулы»?


Задание 2. Перед вами формула сложного органического вещества – пиримидинового основания - урацила, объясните расстановку в формуле химических связей.

Урацил












Задание3. Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.












Проверка:













цитозин


Ещё раз повторите первое положение теории Бутлерова.


Задание 4.Что общего в словах «сокол» и «колос»?

(буквенный состав)

Чем отличаются эти слова?

(сочетанием букв и смыслом)

Сделайте вывод, от чего же зависит смысл любого слова?

(от буквенного состава и их сочетания).


При чём здесь химия, - скажете вы? Мы живём в мире, в котором всё взаимосвязано.

Прокомментируйте следующий слайд:

С4Н8О2



С3Н7СООН СН3 – СООС2Н5


Масляная кислота Этиловый эфир уксусной

кислоты



Как называются в химии эти вещества?

Дайте определение изомерии и изомерам.

Давайте на самом деле убедимся, что формуле С4Н8О2 действительно отвечают два совершенно разных вещества.

Экспериментальное задание. Обоняние одно из самых древних и примитивных чувств человека. Используя это чувство и правила техники безопасности, попробуйте распознать эти вещества, они в пробирках у вас на столах. Опишите словесно свои ощущения.

С каким видом изомерии вы столкнулись в данном случае?

Задание 5. Прочитайте второе положение теории Бутлерова и скажите, как оно увязано с предыдущим вопросом?

Какое явление в химии подтверждает это положение?

Перечислите известные вам виды изомерии.


Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами? Почему? Какой общей формуле они отвечают? Какие виды изомерии отражают следующие формулы:

а) СН2 = СН – СН2 – СН2 =СН2 б) СН2 = С – СН =СН2

СН3


в) СН3 - С С - СН2 - СН3 г) СН3 - СН – С СН

СН3


Назовите вещества.

. Задание 6. Назовите вещества, формулы которых вы видите, определите класс соединений.

С6Н6 С2Н5ОН


С6Н5ОН

Какие группы атомов содержит фенол?


Будет ли фенол нести все свойства бензола и спиртов без изменения?


Как это можно объяснить?


Задание7. Посмотрите видеофрагменты о том как «ведёт себя» бензол с бромной водой, прокомментируйте увиденное.

Чем вызвана инертность бензола по отношению к бромной воде?

Сколько атомов водорода замещается на бром в молекуле бензола в присутствии катализатора?

Задание 8. А теперь просмотрите взаимодействие фенола с бромной водой, сравните эту реакцию с предыдущими, сколько атомов водорода замещаются в данном случае в бензольном кольце? Объясните чем это вызвано? Взаимодействие фенола с бромной водой

В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол. Продукт реакции – 2,4,6 – трибромфенол.




Механизм реакции бромирования фенола


Гидроксильная группа является ориентантом первого рода, так как обладает неподелённой электронной порой и проявляется в +М эффект.










Бензольное кольцо оттягивает на себя электроны кислородного атома гидроксильной группы. В положениях 2,4,6 бензольного кольца атомы водорода становятся более подвижными и легко замещаются на другие атомы.

Чтобы компенсировать это, атом кислорода гидроксила сильнее притягивает к себе электронную плотность от водорода, связь О – Н становится более полярной, а атом водорода гидроксогруппы более подвижным, поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами – взаимодействует со щелочами.

Видеофрагмент: взаимодействие фенола со щелочами.

Задание 8.

Так почему же в химии мечты невесты, метавшей об идеальном муже из «Женитьбы» Н.В. Гоголя :

«Если бы губы Никанора Ивановича, да пристегнуть к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…»

ожидаемого результата дать не могут?


Положение 3.

Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах


III. Предварительное тестирование1.Соотнесите знаки химических элементов и проявляемую ими валентность в органических соединениях:

1) С а) I

2) Н б) II

3) О в) III

4) N г) IV


2. Изомеры

а) имеют одинаковый молекулярный состав

б) имеют одинаковое строение

в) имеют одинаковый молекулярный состав, но разное строение и свойства


3. Среди приведённых формул веществ изомерами являются:


а) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –ОН г) СН3 – СН2 - О – СН2 – СН3

б) СН3 – СН2 – СН2 – СООН д) СН3 – СН2 – СН2 - ОН


СН3


в) СН3 – С – СН3 е) СН3 – СН – СН2 – СН3


ОН ОН


а) а,б,г,е

б) а,в,г,е

в) б,г,д,е



  1. В реакцию замещения с бромом бензол

а) не вступает ни при каких условиях

б) легко взаимодействует с образованием бромбензола

в) реагирует в присутствии катализатора FeBr3 с образованием бромбензола.


  1. Водный раствор фенола называют:

а) карболовой кислотой

б) фенольной водой

в) фенольной кислотой




Отстаивая свое учение о химическом строении и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве.

Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.


Создание теории строения веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую. (Слайд)

На основе этой теории химики–органики создают вещества, по своим качествам значительно превосходящие природные: лекарственные препараты, средства гигиены и косметики, СМС, волокна, пластмассы, каучуки, красители и даже искусственную пищу.


Итог урока


Здоровая пища укрепляет наше тело.


Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.


Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.


Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.


А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.


И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.


Я начала свой урок словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи и хочу закончить урок цитатой этого же учёного:

«Я понял, что интеллектуальные ценности стоят того, чтобы к ним стремиться; художественное и научное созидание – высший смысл человеческого бытия».

В детстве С.-Д. считался малоспособным ребенком, но внезапно увлекся чтением в подростковом возрасте, что позволило ему закончить среднюю школу с самыми высокими отметками.

У каждого из вас своя вершина в жизни, но хочется, чтобы она была как можно выше. Не всем суждено совершать великие открытия в науке и искусстве, но если вы хотите состояться как личность, в деле, которым вы занимаетесь нужно стремиться достичь совершенства, а совершенству, как известно, предела нет…

10



Просмотр содержимого документа
«ТХС»

Становление органической химии. Предпосылки теории строения органических соединений


 Ключевой вопрос

Почему началом становления органической химии как науки считают вторую половину XIX века?






 Рис. 2.1. Лаборатория XII века


С древнейших времен человечеству известны различные соединения углерода растительного и животного происхождения и некоторые способы их получения и переработки.

Например:

  • сбраживая виноградный сок, получали вино, а при его перегонке - спирт;

  • нагревая жир с содой, получали мыло;

  • из цветов извлекали эфирные масла;

  • в Древней Индии, Финикии, Египте для крашения использовали растительные красители – пурпур, индиго, ализарин.

Однако в тот период, вплоть до начала XIX в., не делали различия между органическими и неорганическими веществами.

В 1807 г. известный уже вам шведский ученый И.Я. Берцелиус предложил выделить изучение веществ растительного и животного происхождения в самостоятельную дисциплину - органическую химию. И.Я. Берцелиуса считают родоначальником органической химии.

 

В начале XIX века в органической химии царил полный хаос. Ученые умели определять качественный и количественный состав вещества, но не имели представления о том, как атомы соединяются в молекулы, не пользовались привычными для нас формулами, химические реакции описывали словами, а не уравнениями реакций.

Нельзя сказать, что химики того времени не пытались обобщить и систематизировать знания об органических веществах. В 30-е годы немецкими химиками Ю. Либихом и Ф. Велером была предложена теория радикалов, в 40-е заметное место занимала теория типов французских химиков О. Лорана и Ш. Жерара, существовали и другие разновидности теорий. Но одни из них не подтверждались (или даже отвергались) экспериментом, другие объявляли «внутреннее строение молекул» принципиально непознаваемым, допускали множественность «рациональных» формул для одного и того же вещества.

  

Дополнительная информация

На этом фоне следует выделить успешные попытки синтеза органических веществ, а также введение понятия о валентности английским химиком Э. Франкландом. Напомним одно из определений валентности (хотя и не очень строгое):

Валентность – это способность атома присоединять или замещать определенное число атомов или групп атомов с образованием химической связи.

Представление о валентности было развито немецким химиком Ф. Кекуле. Именно он установил, что в органических соединениях углерод четырехвалентен, а атомы углерода способны соединяться друг с другом в цепочки. Шотландский химик А. Купер предложил вариант написания формул с использованием валентных черточек, на основе которого в дальнейшем был создан современный язык формул.

Постепенное накопление экспериментального материала и попытки его теоретического осмысления (см. таблицу) подготовили создание первой научной теории строения органических соединений, автором которой явился выдающийся русский химик Александр Михайлович Бутлеров.

Предпосылки теории строения.

Экспериментальные

Теоретические

1824 г. - Ф. Вёлер, получил щавелевую кислоту

1828 г. - Ф. Вёлер, получил мочевину

1842 г. - Н.Н. Зинин, получил анилин

1845 г. - А. Кольбе, синтезировал уксусную кислоту

1854 г. - М. Бертло, получил жиры

1861 г. - А.М. Бутлеров, получил углеводы

1852 г. - Э. Франкланд, ввёл понятие о валентности

1857 г. - Ф. Кекуле, развил представления о четырехвалентности атомов углерода в органических соединениях

1858 г. - Ф. Кекуле и А. Купер сделали вывод о возможности соединения атомов С друг с другом

1860 г. - состоялся конгресс химиков в Карлсруэ, положивший начало атомно-молекулярному учению


 Рис. 2.2. А.М. Бутлеров


  


 

19 сентября 1861 г. на съезде немецких врачей и натуралистов в г. Шпейере он выступил с докладом "О химическом строении веществ". Конечно, А.М. Бутлеров опирался на труды своих предшественников и современников, но немалую роль сыграли его личные качества: богатые знания, умение сравнивать и делать выводы, обобщения, его нестандартное мышление, целенаправленность научного поиска, умение отказаться от стереотипов, прекрасные экспериментальные умения.

 

 

 

Вес: 10

Задание с открытым ответом


Мини-исследование

Вспомните предпосылки основного закона неорганической химии - Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева. Для этого можно заглянуть в учебники за основную школу или в любой учебник(а также пособие по общей химии), например, в учебник «Химия 11» О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой. М., Дрофа.

Можно заглянуть и на сайты Интернета:
ссылка 1,
ссылка 2

Найдите общее в предпосылках двух ведущих теорий химии - Периодического закона Д.И. Менделеева и теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Начало формы

Текст ответа

Файлы

Добавить файл

Конец формы




План урока


Становление органической химии. Предпосылки теории строения органических соединений


Основные положения теории химического строения органических соединений


Упражнения по применению теории химического строения


Значение теории и направления ее дальнейшего развития

Рекомендации по изучению интернет-урока 2 далее »

 

Знаменитые ученые

  • Ф. Вёлер

  • Э. Франкланд

  • Н. Н. Зинин

  • А. Кольбе

  • А.М.Бутлеров

  • Ф. Кекуле

  • М. Бертло

Это интересно!

В I веке до нашей эры в районе Мёртвого моря существовала парфюмерная фабрика, подаренная Клеопатре, Египетской царице, римским полководцем Антонием, покорившим Египет и ставшим его наместником. далее»

 

Знаете ли вы, что...

… в начале XIX века существовала занимательная на современный взгляд классификация веществ по физическим свойствам далее»

 





1

2




Основные положения теории химического строения органических соединений

1. Атомы в молекулах соединены между собой в определенном порядке, в соответствии с их валентностью. Этот порядок соединения атомов называется химическим строением молекулы. Строение молекулы можно установить химическими методами.

Под химическими методами понимается исследование химических свойств вещества или осуществление его синтеза, который либо подтверждал, либо отвергал предполагаемую формулу строения. Для доказательства этого А.М. Бутлеров сам осуществил несколько блестящих синтезов

  

Дополнительная информация

2. Атомы углерода могут соединяться друг с другом а) разными по кратности связями:

одинарной     двойной     тройной – C C –

б) в цепочки разного вида:

прямые С – С – С – С,     разветвленные ,
замкнутые

 

Причем разный вид углеродной цепи может сочетаться с наличием различных по кратности химических связей между атомами углерода, а также связей с другими атомами, например, кислородом, азотом, галогенами.

Важный вывод: такая особенность атомов углерода объясняет многообразие органических соединений.

3. Свойства органических соединений зависят:

а) от качественного и количественного состава молекулы

Вещества

Формула

Свойства

Метан

СН4

Газ без запаха, не растворим в воде

Метиловый спирт

СН4О

Жидкость с характерным запахом, неограниченно растворим в воде


Качественный состав веществ разный свойства разные.


Вещества

Формула

Свойства

Метан

СН4

Газ без запаха, не растворим в воде

Бензол

С6Н6

Жидкость с характерным запахом, не растворим в воде


Количественный состав веществ разный свойства разные.


  

Дополнительная информация

б) от химического строения, т.е. порядка связей в молекуле с учетом взаимного влияния атомов.

Вещества

Формула строения

(структурная формула)

Свойства

Этиловый спирт

Жидкость, неограниченно растворим в воде. Взаимодействует с натрием

Диметиловый эфир

Газ, не растворим в воде.
Не взаимодействует с натрием


У этих веществ: состав одинаковый С2Н6О, строение разное свойства разные.

Как называют такие вещества? Кто впервые предложил этот термин?

Самоконтроль»

В молекуле этилового спирта один атом водорода связан не с атомом углерода, а с атомом кислорода. Такое соседство делает атом водорода подвижным, что выражается в его способности замещаться на атом натрия. Наличие группы –ОН определяет его растворимость в воде и значительно более высокую температуру кипения по сравнению с диметиловым эфиром.

  

Дополнительная информация


Важный вывод: анализируя строение молекулы вещества, можно предсказать его свойства, и, наоборот, на основании экспериментального изучения свойств соединения определить его химическое строение.

 

Вес: 10

Задание с открытым ответом


Проблемный вопрос

  • Почему некоторые западные химики сознательно старались принизить и даже отрицать заслуги А.М. Бутлерова?

  • Какой самый главный вклад в развитие органической химии сделал А.М. Бутлеров?

Начало формы

Текст ответа

Файлы

Добавить файл

Конец формы



План урока


Становление органической химии. Предпосылки теории строения органических соединений


Основные положения теории химического строения органических соединений


Упражнения по применению теории химического строения


Значение теории и направления ее дальнейшего развития

Словарь понятий и терминов

  • Химическое строение

Это интересно!

Еще будучи воспитанником пансиона (учебное заведение для детей помещиков и чиновников) в Казани Саша Бутлеров начал интересоваться химией, пытаясь изготовить то порох, то "бенгальские огни". далее»

 

Это интересно!

В студенчестве одним из увлечений А.М. Бутлерова были физические упражнения. далее»

 




1

2

3

4












© 2001 - 2007 ТЕЛЕШКОЛА









Энциклопедия

Главная страница


Урок 2. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова



1

2

3

4





Значение теории и направления ее дальнейшего развития

 Рис. 4. Титульный лист учебника по органической химии





  

Значение теории химического строения А.М. Бутлерова для органической химии можно сравнить со значением Периодического закона Д.И. Менделеева для неорганической химии

  

Дополнительная информация

Теория строения

  • объяснила неясности и противоречия в знаниях об органических веществах,

  • творчески обобщила достижения в области химии,

  • определила качественно новый подход к пониманию строения соединений,

  • стала основой для объяснения и прогнозирования свойств органических веществ,

  • открыла путь для синтеза новых органических соединений.

Отстаивая свое учение о химическом строении, и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве.


 Я.Х. Вант-Гофф


  

Рис. 6. Модель молекулы метана.

Конкретную гипотезу о пространственном (стереохимическом) строении органических соединений выдвинул в 1874 г. Я.Х. Вант-Гофф. Идея заключалась в том, что четыре атома водорода (или его заместителя) располагаются симметрично в углах воображаемого тетраэдра вокруг четырехвалентного атома углерода.

Стереохимия с развитием науки получила прочную физическую основу - с помощью рентгенографии и электрографии стали определять межатомные расстояния и валентные углы, то есть получать картину реального расположения атомов в молекуле.

В связи с научной революцией в физике в конце XIX - начале XX веков атом предстал перед исследователями уже не просто неизменным "шариком", а сложной системой. Это позволило американским физико-химикам Г. Льюису и И. Ленгмюру заложить основы теории валентных связей, на основании которой валентная черточка классической теории представляет пару электронов!

Молекулярная

Полная структурная

Свернутая структурная

Электронная

С2Н6

СН3 – СН3

Рис. 7. Различные формулы этана

 

Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.

На последующих уроках вы подробнее познакомитесь с современными (электронными и стереохимическими) представлениями о строении органических соединений.

 

Вес: 10

Задание с открытым ответом


Мини-исследование

Вспомните курс химии за основную школу и ответьте на вопрос:
как развивался важнейший закон неорганической химии - Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева? В чем выражалась его прогностическая роль?

Для этого можно также заглянуть в любой учебник или пособие по общей химии. Например, в учебник «Химия 11» О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой. М., Дрофа.

Можно заглянуть на сайты Интернета:
Ссылка 1,
Ссылка 2.

Найдите общее в направлениях развития и прогностической роли двух ведущих теорий химии - Периодического закона Д.И. Менделеева и теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Начало формы

Текст ответа

Файлы

Добавить файл

Конец формы

 

Вес: 40

Тест


Готовимся к ЕГЭ

Начало формы

1. Понятие "органическая химия" ввёл:

а) Ф. Вёлер б) Я. Берцелиус
в) А. М. Бутлеров г) К. Шорлеммер

2. Ученый, основоположник органической химии как науки, это:

а) Й. Я. Берцелиус б) Д. И. Менделеев
в) А. М. Бутлеров г) А. Кекуле

3. Валентность атомов углерода в этилене равна:

а) двум б) трём в) четырём г) пяти

4. Валентность и степень окисления атома углерода различны по значению в веществе, формула которого:

а) СН4 б) СО2 в) СН2Cl2 г) CCl4


Производится отправка результатов...

Конец формы

 

Вес: 10

Тест


Готовимся к ЕГЭ

 

Вес: 10

Задание с открытым ответом


Ключевой вопрос

Почему началом становления органической химии как науки считают вторую половину XIX века?

Начало формы

Текст ответа

Файлы

Добавить файл

Конец формы



План урока


Становление органической химии. Предпосылки теории строения органических соединений


Основные положения теории химического строения органических соединений


Упражнения по применению теории химического строения


Значение теории и направления ее дальнейшего развития

Словарь понятий и терминов

  • Стереохимия

  • Электронная теория

  • Рентгенография и электронография

Знаменитые ученые

  • Вант-Гофф

Это интересно!

В 1864 г. был опубликован учебник А.М. Бутлерова "Введение к полному изучению органической химии" далее»

 

Это интересно!

В 23 года А.М. Бутлеров защитил магистерскую диссертацию далее»

 




1

2

3

4






© 2001 - 2007 ТЕЛЕШКОЛА


Просмотр содержимого документа
«информационный лист»

Информационный лист

Предпосылки создания теории

(накопление фактологического материала)


Понятие «органическая химия» ввёл в 1807 году шведский химик Йенс Берцелиус. Под органическими веществами подразумевались вещества, выделенные из живых организмов.

Экспериментальные предпосылки Теории химического строения


1824г. - Ф. Вёлер, получил щавелевую кислоту


1828г. - Ф. Вёлер, получил мочевину


1842г. - Н.Н. Зинин, получил анилин


1845г. - А. Кольбе, синтезировал уксусную кислоту


1854г. - М. Бертло, получил жиры

1861г. - А.М. Бутлеров, получил углеводы




1852 г. - Э. Франкланд, ввёл понятие о валентности Валентность – это способность атома присоединять или замещать определенное число атомов или групп атомов с образованием химической связи.


1857 г. - Ф. Кекуле, развил представления о четырехвалентности атомов углерода в органических соединениях

1858 г. - Ф. Кекуле и А. Купер сделали вывод о возможности соединения атомов С друг с другом

1860 г. - состоялся конгресс химиков в Карлсруэ, положивший начало атомно-молекулярному учению

1861г. А.М.Бутлеров выступил на съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере с докладом «О химическом строении тел».В нём он заложил основы разработанной им теории химического строения органических соединений. Под химическим строением учёный понимал порядок соединения атомов в молекуле.

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.


1положение. Атомы в молекулах соединены между собой в определенном порядке, в соответствии с их валентностью. Этот порядок соединения атомов называется химическим строением молекулы.Углерод во всех органических соединениях четырёхвалентен.


2 положение. Свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения молекул.

Изомерия – явление существования изомеров.

Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение и свойства.


Основные виды изомерии

Структурная изомерия

1) изомерия углеродного скелета


2) изомерия положения

а) кратных связей

б) изомерия положения заместителей(например, атомов галогенов)

в) изомерия положения функциональных групп


3)межклассовая изомерия (изомерия гомологических рядов)


Пространственная изомерия :

1)цис-, трансизомерия (геометрическая)

2)зеркальная или оптическая


3 положение. Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах.



Задание. Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.








Предварительный тест


1.Соотнесите знаки химических элементов и проявляемую ими валентность в органических соединениях:

1) С а) I

2) Н б) II

3) О в) III

4) N г) IV


2. Изомеры

а) имеют одинаковый молекулярный состав

б) имеют одинаковое строение

в) имеют одинаковый молекулярный состав, но разное строение и свойства


3. Среди приведённых формул веществ изомерами являются:


а) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –ОН г) СН3 – СН2 - О – СН2 – СН3

б) СН3 – СН2 – СН2 – СООН д) СН3 – СН2 – СН2 - ОН


СН3


в) СН3 – С – СН3 е) СН3 – СН – СН2 – СН3


ОН ОН


а) а,б,г,е

б) а,в,г,е

в) б,г,д,е



  1. В реакцию замещения с бромом бензол

а) не вступает ни при каких условиях

б) легко взаимодействует с образованием бромбензола

в) реагирует в присутствии катализатора FeBr3 с образованием бромбензола.


  1. Водный раствор фенола называют:

а) карболовой кислотой

б) фенольной водой

в) фенольной кислотой

Просмотр содержимого презентации
«ТХС»

в 11 классе Разработала учитель химии МОУ СОШ №2 с. Арзгир СК Валюхова Нина Петровна

в 11 классе

Разработала

учитель химии МОУ СОШ №2

с. Арзгир СК

Валюхова Нина Петровна

Эпиграф Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная .  А.С.Пушкин   Смысл нельзя дать, его нужно найти  В.Франкл

Эпиграф

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная .

А.С.Пушкин

Смысл нельзя дать, его нужно найти

В.Франкл

Цель урока: повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя приёмы дедуктивного метода «от общего - к частному», подводить учащихся к формулировке самостоятельных выводов в рамках данной темы, развивать способность учащихся аналитически, логически и творчески мыслить.

Цель урока:

повторить, углубить, рассмотреть основные положения теории о строении органических веществ на более высоком качественном уровне, с позиции имеющихся знаний об органических веществах; используя приёмы дедуктивного метода «от общего - к частному», подводить учащихся к формулировке самостоятельных выводов в рамках данной темы, развивать способность учащихся аналитически, логически и творчески мыслить.

Актуализация опорных знаний 1. Кто и когда ввёл понятие «органическая химия»? 2. Какие вещества в то время назывались органическими? 3. Какие синтезы подтолкнули к развитию органическую химию? 4. Назовите учёных и их открытия, которые явились научной базой для создания теории химического строения органических веществ. 5. Дайте определение понятию «валентность». 6. Валентность в органических веществах углерода, водорода, кислорода, азота. 7. Когда кем и где были сформулированы основные положения данной теории. .

Актуализация опорных знаний

1. Кто и когда ввёл понятие «органическая химия»?

2. Какие вещества в то время назывались органическими?

3. Какие синтезы подтолкнули к развитию органическую химию?

4. Назовите учёных и их открытия, которые явились научной базой для создания теории химического строения органических веществ.

5. Дайте определение понятию «валентность».

6. Валентность в органических веществах углерода, водорода, кислорода, азота.

7. Когда кем и где были сформулированы основные положения данной теории.

.

Из письма Вёлера Берцелиусу (1835) « Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полных удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть» Ионс Якоб Берцелиус (1779 – 1848 гг.)

Из письма Вёлера Берцелиусу (1835)

« Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полных удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть»

Ионс Якоб Берцелиус (1779 – 1848 гг.)

Операционно-исполнительский этап. Задание1.  Какое из положений теории созвучно со словами  американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи: «Как точки относятся к буквам, буквы к словам… так атомы соединяются в молекулы»?

Операционно-исполнительский этап.

Задание1.

Какое из положений теории созвучно со словами американского учёного-биохимика, лауреата нобелевской премии по медицине и физиологии Сент – Дьёрдьи:

«Как точки относятся к буквам, буквы к словам… так атомы соединяются в молекулы»?

Положение1.  Атомы в молекулах соединены между собой в определенном порядке, в соответствии с их валентностью . Этот порядок соединения атомов называется химическим строением молекулы . Углерод во всех органических соединениях четырёхвалентен.

Положение1. Атомы в молекулах соединены между собой в определенном порядке, в соответствии с их валентностью .

Этот порядок соединения атомов называется химическим строением молекулы .

Углерод во всех органических соединениях четырёхвалентен.

Задание 2.  Перед вами формула сложного органического вещества – пиримидинового основания - урацила, объясните расстановку в формуле химических связей.  Урацил

Задание 2. Перед вами формула сложного органического вещества – пиримидинового основания - урацила, объясните расстановку в формуле химических связей.

Урацил

Задание3 .  Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.

Задание3 . Опираясь на валентность всех химических элементов проставьте недостающие связи в химической формуле цитозина.

Проверка:   цитозин

Проверка:

цитозин

Задание 4.   Что общего в словах  сокол и колос  Чем отличаются эти слова? Сделайте вывод, от чего же зависит смысл любого слова? Какому явлению в химии это созвучно?

Задание 4.

Что общего в словах

сокол и колос

Чем отличаются эти слова?

Сделайте вывод, от чего же зависит смысл любого слова?

Какому явлению в химии это созвучно?

С 4 Н 8 О 2 О С 3 Н 7 СООН СН 3 - С ОС 2 Н 5 Масляная кислота Этиловый эфир уксусной кислоты Как называются в химии эти вещества?

С 4 Н 8 О 2

О

С 3 Н 7 СООН

СН 3 - С

ОС 2 Н 5

Масляная кислота

Этиловый эфир уксусной кислоты

Как называются в химии эти вещества?

Изомерия – явление существования изомеров. Изомеры - вещества, имеющие одинаковый молекулярный состав, но различное строение и свойства.

Изомерия – явление существования изомеров.

Изомеры - вещества, имеющие одинаковый молекулярный состав, но различное строение и свойства.

Задание 5.  Прочитайте второе положение теории Бутлерова и скажите, как оно увязано с предыдущим вопросом? Какое явление в химии подтверждает это положение? Положение2. Свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения молекул.

Задание 5. Прочитайте второе положение теории Бутлерова и скажите, как оно увязано с предыдущим вопросом?

Какое явление в химии подтверждает это положение?

Положение2.

Свойства веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от строения молекул.

Основные виды изомерии Структурная изомерия 1) изомерия углеродного скелета 2) изомерия положения а) кратных связей б) заместителей(например, атомов галогенов) в) функциональных групп 3)межклассовая изомерия (изомерия гомологических рядов)  Пространственная изомерия : 1) цис-, транс-изомерия (геометрическая) 2) зеркальная или оптическая

Основные виды изомерии

Структурная изомерия

1) изомерия углеродного скелета

2) изомерия положения

а) кратных связей

б) заместителей(например, атомов галогенов)

в) функциональных групп

3)межклассовая изомерия (изомерия гомологических рядов)

Пространственная изомерия :

1) цис-, транс-изомерия (геометрическая)

2) зеркальная или оптическая

Задание 6.  Являются ли указанные вещества изомерами? Почему? Какой общей формуле они отвечают? Какие виды изомерии отражают следующие формулы? Назовите вещества. а) СН 2 = СН – СН 2 – СН =СН 2  пентадиен – 1,4 б) СН 2 = С – СН  =СН 2 2-метилбутадиен – 1,3   СН 3  в) СН 3 – С С – СН 2 - СН 3 пентин - 2 г) СН 3 - СН – С СН 3-метилбутин -1 СН 3

Задание 6. Являются ли указанные вещества изомерами? Почему? Какой общей формуле они отвечают? Какие виды изомерии отражают следующие формулы? Назовите вещества.

а) СН 2 = СН – СН 2 – СН =СН 2

пентадиен – 1,4

б) СН 2 = С – СН =СН 2

2-метилбутадиен – 1,3

СН 3

в) СН 3 – С С – СН 2 - СН 3

пентин - 2

г) СН 3 - СН – С СН

3-метилбутин -1

СН 3

Задание 7.  Назовите вещества, формулы которых вы видите, определите класс соединений.  С 6 Н 6 С 2 Н 5 ОН С 6 Н 5 ОН  Какие группы атомов содержит фенол? Будет ли фенол нести все свойства бензола и спиртов без изменения? Как это можно объяснить?

Задание 7. Назовите вещества, формулы которых вы видите, определите класс соединений.

С 6 Н 6 С 2 Н 5 ОН

С 6 Н 5 ОН

Какие группы атомов содержит фенол?

Будет ли фенол нести все свойства бензола и спиртов без изменения?

Как это можно объяснить?

Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ

Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ

В присутствии катализатора бромида железа бензол реагирует с бромом с образованием бромбензола и бромоводорода. Тип реакции - реакция замещения.  FeBr 3 , t С 6 Н 6 + Br 2 С 6 Н 5 Br + Н Br бензол бромбензол  Для того, чтобы доказать образование бромоводорода к водному раствору прибавляем синий лакмус. Он изменяет свой цвет - становится розовым. Значит, в растворе образовалась кислота. Ко второй порции раствора добавим немного раствора нитрата серебра - выпадает желтоватый осадок бромида серебра. Н Br + AgNO 3 = AgBr ↓ + HNO 3

В присутствии катализатора бромида железа бензол реагирует с бромом с образованием бромбензола и бромоводорода. Тип реакции - реакция замещения.

FeBr 3 , t

С 6 Н 6 + Br 2 С 6 Н 5 Br + Н Br

бензол

бромбензол

Для того, чтобы доказать образование бромоводорода к водному раствору прибавляем синий лакмус. Он изменяет свой цвет - становится розовым. Значит, в растворе образовалась кислота.

Ко второй порции раствора добавим немного раствора нитрата серебра - выпадает желтоватый осадок бромида серебра.

Н Br + AgNO 3 = AgBr ↓ + HNO 3

Взаимодействие фенола с бромной водой В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол . Продукт реакции – 2,4,6 – трибромфенол.  Объясните механизм данной реакции.

Взаимодействие фенола с бромной водой

В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол . Продукт реакции – 2,4,6 – трибромфенол.

Объясните механизм данной реакции.

Механизм реакции бромирования фенола Гидроксильная группа является ориентантом первого рода, так как обладает неподелённой электронной порой и проявляется в +М эффект .  Бензольное кольцо оттягивает на себя электроны кислородного атома гидроксильной группы. В положениях 2,4,6 бензольного кольца атомы водорода становятся более подвижными и легко замещаются на другие атомы. Чтобы компенсировать это, атом кислорода гидроксила сильнее притягивает к себе электронную плотность от водорода, связь О – Н становится более полярной, а атом водорода гидроксогруппы более подвижным, поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами – взаимодействует со щелочами.

Механизм реакции бромирования фенола

Гидроксильная группа является ориентантом первого рода, так как обладает неподелённой электронной порой и проявляется в +М эффект .

Бензольное кольцо оттягивает на себя электроны кислородного атома гидроксильной группы. В положениях 2,4,6 бензольного кольца атомы водорода становятся более подвижными и легко замещаются на другие атомы.

Чтобы компенсировать это, атом кислорода гидроксила сильнее притягивает к себе электронную плотность от водорода, связь О – Н становится более полярной, а атом водорода гидроксогруппы более подвижным, поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами – взаимодействует со щелочами.

Взаимодействие фенола с раствором щелочи Фенол по сравнению с одноатомными спиртами проявляет большие кислотные свойства. Он способен реагировать с растворами щелочей.  Образуется прозрачный раствор фенолята натрия.  С 6 Н 5 ОН + NaOH = C 6 H 5 ONa + H 2 О фенол фенолят натрия

Взаимодействие фенола с раствором щелочи

Фенол по сравнению с одноатомными спиртами проявляет большие кислотные свойства. Он способен реагировать с растворами щелочей.

Образуется прозрачный раствор фенолята натрия.

С 6 Н 5 ОН + NaOH = C 6 H 5 ONa + H 2 О

фенол

фенолят натрия

Задание 8. Так почему же в химии мечты невесты, метавшей об идеальном муже  из «Женитьбы» Н.В. Гоголя :  «Если бы губы Никанора Ивановича, да пристегнуть к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…» ожидаемого результата дать не могут?  Положение 3.  Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах

Задание 8.

Так почему же в химии мечты невесты, метавшей об идеальном муже из «Женитьбы» Н.В. Гоголя :

«Если бы губы Никанора Ивановича, да пристегнуть к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…»

ожидаемого результата дать не могут?

Положение 3.

Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов в молекулах

Результаты теста  1 – г  2 – а  3 – б  4 – в 2) В 3) Б 4) В 5) А

Результаты теста

  • 1 – г

2 – а

3 – б

4 – в

2) В

3) Б

4) В

5) А

Отстаивая свое учение о химическом строении и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве Конкретную гипотезу о пространственном (стереохимическом) строении органических соединений выдвинул в 1874г. Я.Х. Вант-Гофф. Якоб Генрих Вант-Гофф (1852 - 1911).

Отстаивая свое учение о химическом строении и показывая его практическую значимость, А.М. Бутлеров не считал это учение абсолютным и неизменным. Действительно, если молекула реальность, построенная из реальных атомов, то она должна представлять собой определенное физическое тело в трехмерном пространстве

Конкретную гипотезу о пространственном (стереохимическом) строении органических соединений выдвинул в 1874г. Я.Х. Вант-Гофф.

Якоб Генрих Вант-Гофф

(1852 - 1911).

Направления дальнейшего развития теории  Стереохимия - с помощью рентгенографии и электрографии стали определять межатомные расстояния и валентные углы, то есть получать картину реального расположения атомов в молекуле. Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.

Направления дальнейшего развития теории

Стереохимия - с помощью рентгенографии и электрографии стали определять межатомные расстояния и валентные углы, то есть получать картину реального расположения атомов в молекуле.

Электронная теория позволила объяснить и пространственное строение молекул органических веществ, и взаимное влияние атомов, и механизмы химических реакций.

Значение теории.  Теория строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования свойств органических веществ и механизмов протекания химических реакций. На основе этой теории химики-органики создают вещества с уникальными свойствами: синтетические красители, каучуки, пластмассы, волокна, лекарства и др.  Титульный лист учебника  по органической химии

Значение теории.

Теория строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования свойств органических веществ и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики-органики создают вещества с уникальными свойствами: синтетические красители, каучуки, пластмассы, волокна, лекарства и др.

Титульный лист учебника по органической химии

Итог урока  Здоровая пища укрепляет наше тело.  Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.  Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.  Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.  А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.  И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.

Итог урока

Здоровая пища укрепляет наше тело.

Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.

Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.

Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.

А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.

И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.

Я понял, что интеллектуальные ценности стоят того, чтобы к ним стремиться; художественное и научное созидание – высший смысл человеческого бытия. СЕНТ-ДЬЁРДЬИ (Szent-Gyorgyi), Альберт

Я понял, что интеллектуальные ценности стоят того, чтобы к ним стремиться; художественное и научное созидание – высший смысл человеческого бытия.

СЕНТ-ДЬЁРДЬИ (Szent-Gyorgyi), Альберт

Коль не стал ты сосной на вершине холма, Будь кустом ты в долине, но лучшим из всех, Ты не куст, ты всего лишь кусочек травы. Но прекрасной, что радует глаз… Все не могут в поход выводить корабли, Кто-то должен и палубу мыть. В деле крупном и малом, в воде, на земле Все должны мы достойными быть. А не стал ты дорогой – стань просто тропой, Коль не солнцем, то яркой звездою. Не размером влияем на образ мы свой. Лучше будь ты всегда сам собою.   Дуглас Малок

Коль не стал ты сосной на вершине холма,

Будь кустом ты в долине, но лучшим из всех,

Ты не куст, ты всего лишь кусочек травы.

Но прекрасной, что радует глаз…

Все не могут в поход выводить корабли,

Кто-то должен и палубу мыть.

В деле крупном и малом, в воде, на земле

Все должны мы достойными быть.

А не стал ты дорогой – стань просто тропой,

Коль не солнцем, то яркой звездою.

Не размером влияем на образ мы свой.

Лучше будь ты всегда сам собою.

Дуглас Малок

Домашнее задание  Параграф 9, Упр.3 стр.87 – I уровень, Примеры веществ всех видов изомерии – II уровень

Домашнее задание

Параграф 9,

Упр.3 стр.87 – I уровень,

Примеры веществ всех видов изомерии – II уровень


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!