Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»
Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.
Задачи урока:
Образовательные:
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, кластеры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия; - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; - потребность в самовыражении через слово; - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | - знание содержания прочитанного произведения; - овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания). | Регулятивные: -планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения Познавательные: - умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы; - умение структурировать полученную информацию, выбирать главное; - умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности Коммуникативные: - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; - формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
«Добро и зло в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1. Самоопределение к деятельности, мотивация | - Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу, также улыбнитесь и мне. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня. | Здороваются, приветствуют друг друга | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Мы с вами прочитали сказку Х.К. Андерсена «Снежная королева». Скажите, пожалуйста, какое слово должен был сложить Кай в чертогах Снежной королевы? (Вечность) -А что такое вечность? (Очень долгое время, бесконечность; вечный - бесконечный, не перестающий существовать) -А что на земле вечно? (любовь, добро, красота, милосердие, честность и т.д.) - Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю прочитать эпиграф к нашему уроку: Андерсен научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злым… К. Г. Паустовский - Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (О борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева») Записать тему урока «Добро и зло в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» и эпиграф. Слайд № 2, Слайд «№3 - А что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? - Почему маленькая девочка Герда оказалась сильнее злой Снежной королевы? Слайд 4 - На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке. -А как мы будем на него отвечать? Что будем делать? (Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать.) | Формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез. |
3.Актуализация знаний | -Для начала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необычайных, часто фантастических событиях и приключениях). Слайд № 5 - «Снежная королева» какая это сказка? (Литературная, потому что, она имеет автора) -Вот мы сказали, что тема урока Добро и зло в сказке, давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании? -Словарная работа. Из словаря С.И. Ожегова. Слайд № 6 Добро – 1. всё положительное, хорошее, полезное. Зло – 1. нечто дурное, вредное.2.Беда, несчастье, неприятность. Записать в тетрадях слова. - А кто в сказке является носителем зла? (Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева) - А кто противостоит этим злым силам? (Герда и её помощники, встретившиеся в пути). - Чтобы вспомнить события сказки, выполним 1 задание. Работа по парам. Составьте в тетрадях правильную схему-маршрут главной героини в поисках Кая. (Слайд 7) Неправильная схема: дом - чертоги Снежной королевы - старушка-колдунья – логово разбойников, королевство принцессы – река-лапландка - финка Правильная схема: дом - река - старушка-колдунья - королевство принцессы - логово разбойников - лапландка - финка - чертоги Снежной королевы. | Работают с словарными словами, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом, вспоминают теорию литературы | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание; Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном. |
4. Обобщение и систематизация знаний Исследовательская работа | -Вот мы восстановили хронологию событий и показали знание текста. - Давайте, теперь сравним наших героев сказки Снежную королеву и Герду. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия? Слайд № 8, 9 1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Работаем по рядам парами. Каждой паре дается вопрос. Ваша общая задача: сравнить образы Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждый ряд будет работать с отдельным образом. 1 ряд – с образом Снежной королевы, 2 ряд - с образом Герды. Каждой паре по вопросу. (Вопросы записаны на карточках каждой паре по отдельности). Вопросы для 1 ряда: 1. Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста. ( Ответ: Она совершенна и очень красива. Одета в тончайший белый тюль и выглядит ледяной, если только в твоем глазу нет осколка дьявольского зеркала. Цитата 1: За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Цитата 2: Кай взглянул на неё; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством.) 2. А какая, ребята, на самом деле королева, каков её внутренний мир? Что происходит в природе, когда появляется Снежная королева? Подтвердите свои слова примером из текста. ( Ответ: Это волшебница и правительница всех зимних стихий. Она управляет снежинками, метелью и вьюгой. Ей подвластно северное сияние и лёд. Кроме того, она умеет управлять живыми существами, замораживая их, лишая чувств и эмоций, превращая в некое свое подобие. Она очень красива, но совершенно холодна. Ее нельзя назвать эмоциональной и даже трудно назвать живой.) 3. Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит? (Ответ: Нет, она никого не любит, к ней нельзя применить слова любовь. Поцелуй Снежной королевы несет зло она хочет, чтобы Кай не просто перестал мерзнуть, а сердце его превратилось в лед и он забыл всех Герду, бабушку, домашних.) 4. Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая? (Ответ: Снежная королева забрала Кая, потому что у него были в глазу и в сердце осколки дьявольского зеркала, он уже изменился и стал другим) Вопросы для 2 ряда: 1.Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.(Ответ: Герда очень миленькая. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое словно роза, личико девочки.) 2.Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.(Ответ: Потому что она уже сильна тем, что сердце ее невинное и милое. Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!) 3. Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.(Ответ: Герде помогла молитва. «Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». 4.Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.(Ответ: Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь. -Давайте оценим работы друг друга. Как представили ряды своих героев? (1 ряд оценивает 2 ряд по образу Герды, 2 ряд оценивает 1 ряд по образу Снежной королевы). Вывод: Герда оказалась сильнее Снежной королевы, потому что она добрая, самоотверженная девочка, которая сумела спасти своего названного брата Кая и, у которой было горячее и любящее сердце. 2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, нарисуем в виде схемы. Герда | Снежная королева | Добрая | Злая | Смелая | Безжалостная | Любящая | Бессердечная | Отважная | Жестокая | Храбрая | Эгоистичная | Верная | Своенравная | | | Целеустремленная | Корыстная | Преданная | Бездушная | | | Учащиеся рисуют схемы в тетрадях, желающий ученик от каждого ряда выходит к доске, чертит и защищает схему, остальные добавляют прилагательные. Вывод: Своими характеристиками мы доказали, что Герда совершает только добро, поэтому она сильнее Снежной королевы. Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. Ее счастье в том, что она стремится сделать добро и готова пожертвовать всем ради счастья другого. Это и есть победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. - Ребята, мы ответили с вами на проблемный вопрос, который поставили в начале урока? (Да) | Работают по парам, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, рисуют схему | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в паре, умение строить монологическое высказывание |
Физминутка | -Ребята, а теперь давайте проведем физминутку. 1. Встаньте. Представьте, что вы в чистом поле. 2. Поднимите руки и потянитесь к солнышку. 3.Поймайте ветер, пошевелите пальчиками, почувствуйте дуновение ветерка… 4. Вдохните полной грудью аромат свежего воздуха. 5.Опустите руки и выдохните. 6. Сядьте, расслабьтесь… 7. Закройте и откройте глазки. | | Регулятивные: контроль и коррекция; Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание |
| 3) Ребята, давайте теперь определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. На карточках надписи «ДОБРО» и «ЗЛО». Распределите слова по группам. Надпишите над словами буквы Д и З. Слайд № 10 Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона. - Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми? (Нет, маленькая разбойница) - Почему маленькая разбойница становится доброй? (Ответ: Жизнь Маленькой разбойницы была невесёлой, без ласки и доброты. Разбойница была избалована, своевольна. Она держала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или грабила, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию) Вывод: Доброе сердце Герды помогло маленькой разбойнице стать на сторону добра, помогло ей стать сострадательной, умеющей сочувствовать. Слайд № 11 - Мы говорили о том, что цветы, птицы, олень помогают Герде. - О чем это говорит, где это еще можно встретить? (В других сказках: народных и литературных) - А какие литературные сказки мы прочитали в течение учебного года? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Антоний Погорельский «Черная курица, Черная курица», Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка», Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб», Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» и др.) - С какой сказкой можно сравнить сказку Снежная королева? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) Слайд № 12 - В чем схожесть сказок? (Борьба добра и зла. Добро противостоит злу, герой добра проходит ряд трудных испытаний и, в конечном счете, побеждает. Оба автора резко делят мир своих творений на добрые, светлые начала и область зла, бездушия и насилия. Отсюда и герои, стихии, животные и растения в обеих сказках разведены четко и могут быть представлены двумя соответствующими рядами: Царица-мачеха | - Снежная королева | Царевна | - Кай | Королевич Елисей | - Герда | Семь богатырей | - Принцесса, Принц, Маленькая Разбойница, Лапландка, Финка | Солнце, Месяц, Ветер | - Розы | Собака Соколко | - Вороны, Олень | Вывод: В обеих сказках зло обличается авторами: мачеха у Пушкина «темной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива»; Снежная королева Андерсена «белая, как снег», «ледяная». Зависть, злоба или равнодушие ко всему живому, истинно человеческому приводят к поражению сил зла. Герои ощущают себя неотъемлемой частицей единой природы: у Пушкина Елисей обращается с вопросами к солнцу, ветру, месяцу. Герда ищет ответа у оленя, голубей, ворон, а стихии, небесные тела и животные отвечают им человеческим языком. Большую роль в обеих сказках играют характерные для фольклора волшебные числа: 7 богатырей, 3 помощника Елисея, 3 встречи Герды, история 7 цветов в саду бабушки и др. Вечная и вездесущая мечта человечества о мире и счастье как награда за отменные душевные качества человека и роднит обе сказки.) Слайд № 13 Вывод: Мы можем сделать вывод о том, что сказки всех народов похожи в утверждении вечных ценностей добра, любви, бескорыстия, дружбы, сочувствия. Они нас объединяют. Много лет назад Андерсен написал эту сказку, но мы не устаем восхищаться ее, тема произведения актуальна во все времена и у всех народов в мире. Нравственные понятия, о которых мы говорили во время урока, вечны. | Распределяют слова на группы, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу Сравнительный анализ русской и датской сказок | Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность; Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания. Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей |
5.Обобщение.Итоги урока. Рефлексия деятельности | Обобщение урока. Обращение к эпиграфу урока. - Ребята, в начале урока мы говорили о том, что К.Г.Паустовский сказал: Андерсен научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злым… -А чему же научил вас Х.К.Андерсен? Детям предлагается закончить предложения: Слайд № 14 Сегодняшний урок научил меня… О чем заставила задуматься сказка… (Храбрости и самоотверженности на примере Герды. Тому, что добрый человек, идущий по правильному пути, всегда встречает тех, кто готов ему помочь. Любви и преданности, настоящей дружбе, умению быть добрым, искренним.) Рефлексия, оценивание того, как поработали на уроке - На партах у вас лежат сердечки. Я предлагаю вам написать на них те качества, которые вы хотели оставить в своем сердце после этого урока. Оценки за урок | Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, пишут на сердечке добрые слова | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |
6.Домашнее задание | Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «О чём заставила задуматься меня сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»?» или итоговый тест (по выбору) Слайд 15 Спасибо за урок! | | |
Приложения к уроку
Вопросы для 1 ряда:
1. Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста.
2. А какая, ребята, на самом деле королева, каков её внутренний мир? Что происходит в природе, когда появляется Снежная королева? Подтвердите свои слова примером из текста.
3. Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит?
4. Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая?
Вопросы для 2 ряда:
Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.
Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.
Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.
Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.
Задание. Распределите слова по группам. Надпишите над словами буквы Д (добро) и З (зло).
Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона.
Проверочная работа по сказке Г.Х. Андерсена
«Снежная королева»
Вариант 1
1. «…дряхлая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами». Это .......?
2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью. Чья жена?
3. «…волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза». О ком идёт речь?
4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Кто это?
5. В каком образе предстала Снежная королева во время первой встречи с Каем?
6. Что предложила Герда реке взамен на Кая, который, как она думала, утонул?
7. Что сделала старушка-волшебница, чтобы оставить у себя Герду?
8. Кто помог Герде попасть во дворец к принцессе?
9. «Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица…Она представлялась ему совершенством» Кто?
10. «Всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё плохое и безобразное бросалось в глаза и выглядело ещё отвратительнее». Отражаясь в чём?
11. Что, по мнению старой финки, нужно было сделать, чтобы спасти Кая?
12. Какое слово складывал из льдинок Кай?
13. Какие качества характера и чувства помогли Герде спасти Кая?
Вариант 2
1. Куда Каю попали осколки волшебного зеркала?
2.Чем занимались дети зимой, когда оконные стёкла в доме замерзали?
3. После чего Кай забыл Герду и дом?
4. Как попал Кай к Снежной королеве?
5.Из льдинок он складывал слова. «он совсем посинел, даже чуть почернел от холода, но не замечал этого…» Кто это?
6. «…необузданная и своенравная…, на редкость избалованная и упрямая…». «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие – то печальные» Кто это?
7. «…злой – презлой – сущий дьявол!» Кто он?
8. «Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра» Кто это?
9. Что попросила Герда у принца и принцессы?
10. На чём отправилась Герда из дворца принца и принцесса в поисках Кая?
11. В чём, по мнению старой финки, сила Герды?
12. Как удалось Герде удалить осколки из сердца и глаза Кая?
13. Кто доставил Герду к замку Снежной королевы?
Ответы В-1
1Старушка – волшебница
2 Жена придворного ворона.
3 О Герде
4 Снежная королева.
5 В образе красивой снежинки, которая упала на цветочный ящик и стала расти.
6 Красные башмачки.
7 Спрятала розы под землю, чтобы Герда не вспомнила о своих розах и Кае.
8 Ворон и его невеста – ручная ворона.
9 Снежная королева
10 В зеркале.
11 Удалить из сердца и глаза Кая осколки волшебного стекла.
12 Вечность.
13 Целеустремлённость и любовь.
В-2
1. В глаз и сердце.
2. Прикладывали к стеклу разогретые монеты.
3. После поцелуя Снежной королевы
4. Во время прогулки привязал свои санки к её саням.
5. Кай.
6 Маленькая разбойница.
7 Тролль
8. Кай и Герда
9. Повозку с лошадьми и пару башмаков.
10. В карете.
11. В её сердце (ей помогали и люди, и звери)
12. Она заплакала, и её слёзы растопили ледяные осколки.
13. Северный олень.