СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Страны мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Страны мира"»

МБОУ «Катмышская СОШ»




Открытый урок

по географии

в 7 классе

« Страны мира»








подготовил и провел:

учитель географии

Габидуллин Рамзиль Исмагилович

















Цель урока: Формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам, закрепить знания о политической карте мира, основных изменениях её облика во времени и пространстве;

- закрепить умение классифицировать страны мира по различным признакам.

Задачи урока:

Образовательные:

- осуществление контроля знаний, полученных на предыдущем уроке;

- знакомство с разнообразием стран современного мира

- расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа.

Развивающие:

- умение учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

- навыки работы с источниками географических знаний;

- навыки работы учащихся самостоятельно и в группе;

- умение объективно оценивать свою работу и работу группы.

Воспитательные:

- ответственность за результаты своей деятельности;

- умение добывать знания, работая в группе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

- метод эвристических вопросов

- частично поисковый

- проблемный

- объяснительно-иллюстративный

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, и закрепят ученики в ходе урока:

- Умение ориентироваться в многообразии стран современного мира с помощью их классификации по различным признакам; развитие навыков работы с источниками географических знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного мировоззрения, социального, культурного, языкового многообразию современного мира;

Понимание значимости знаний о странах мира для практической жизни людей; осознание необходимости понимать и читать карту.

Метапредметные: умение давать определения понятиям, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельно уметь работать с картой; умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать самостоятельно и в группах.

Предметные:

усвоение основных терминов и понятий: страна, республика, суверенная страна, колония; умение работать с картой (развитие навыков картографической грамотности); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Организация образовательного пространства:

Учебно-методическое обеспечение:

Политическая карта мира, учебник 7 класс, первая часть изд. «Русское слово» атлас для 7 класса.

фотографии с видами достопримечательностей разных стран мира, презентация, справочные материалы, инструктивные карточки с практическими заданиями,

Техническое обеспечение:  компьютер, проектор, доска с магнитами.


Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая


Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний


Мотивация:


Цель для обучающихся: настраиваются на предстоящую работу


Цель для учителя: создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку


Ход и содержание урока.

Деятельность учителя и учеников.

.


Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, ребята!

Третий год, вы изучаете, интересную науку география. На каждом уроке мы узнаём всё больше и больше о прекрасной планете Земля. Курс географии материков и океанов считается одним из самых интересных. Раздел, который мы заканчиваем изучать называется «Планета, на которой мы живём». И совсем скоро мы перейдём к изучению нового раздела «Материки». Сегодня на уроке мы рассмотрим последнюю тему этого раздела, но прежде мы вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке по теме « Население Земли».

Проверка д/задания.

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ


1. Вспомним из курса истории и географии, когда и на каком материке появились первые люди?

Большинство учёных – антропологов, считают, что древняя родина человека – Южная и Восточная Африка около 2 млн. лет назад. Именно отсюда наши далёкие предки расселились практически по всем материкам Земли. (Слайд 1-2)

Антрополо́гия  - это наука изучающая  происхождение и эволюцию человека, (слайд 3)

2. Кто из учёных внёс наибольший вклад в изучении древнего человека?

Английские учёные антропологи Луис и Мери Лики. Они доказали что эволюция человека началась в Африке, именно территории современных Кении, Танзании и Эфиопии являются прародиной человека. Во время раскопок в 1960г. в ущелье Олдувай в Танзании были найдены останки Хомо Хабилис (человек умелый).(Слайд 4)

Почему первые люди могли появиться только в Африке?

Позволяли благоприятные климатические условия, т.е. человек мог появиться только в жарком поясе. (Слайд 5)

4. Как происходило расселение первобытного человека? ( ученик выходит к доске и показывает на физической карте мира с помощью стрелок). Первыми были заселены материки Африка и Евразия, затем древние люди проникли в С.и Ю. Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида.

5. Каким образом древние люди смогли переправиться на другие материки? В тот период суша была там, где сейчас вода (не было Красного моря, Берингова пролива)

6.Что послужило предпосылками расселения человека по планете? (т.к. людей становилось всё больше им нужно было больше еды, и они заселяли и осваивали новые территории, т.е. материки.

Какой материк не был заселён нашими предками?

Антарктида, т.к. самый холодный материк.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Земля является единственной планетой Солнечной системы, где живут люди. Появившись на Земле около 2млн. лет назад, население Земли непрерывно увеличивается

1 . Ребята, сколько сейчас на Земле живёт людей? Более 7млрд.

Увидеть наглядно, как происходит рост населения на нашей планете можно с помощью СЧЁТЧИКА НАСЕЛЕНИЯ - 7млрд.657 млн. человек. Скажите, всегда ли так было? нет

Когда начался быстрый рост численности населения Земли?

Население планеты стало быстро расти, начиная с 19в.

С чем это было связано?

С развитием медицины и улучшением условий жизни людей.

 Учёные - демографы из ООН утверждают, что население Земли к 2050 году составит 9.5 миллиардов человек т.е. численность населения будет неуклонно расти. Как ожидается, основной прирост населения до 2050 года придется на Африку.

Демогра́фия (-греч. демос - народ, графо— пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения (рождаемость и смертность) миграции, численность, возрастной и половой состав.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Как размещается населения на Земле?

Давайте ответим на этот вопрос с помощью карты атласа на стр. 22-23

Как называется карта? По содержанию она общегеографическая или тематическая? Что на карте означает цвет? цветом на карте показана плотность населения, кругами – города и городские агломерации, подписями – семьи и группы населения.

Плотность населения – т.е. это среднее число жителей, приходящееся на квадратный километр территории.

Как определить плотность населения?

Чн

Пн= ---------

Sт

для определения плотности населения нужно знать численность населения и площадь этой территории.


Задание по группам:


. 1группа: Монголия Н - 3 086 918 млн. чел; S - 1 564 116млн.км2

2 чел/км2 ( Слайд 6-7)

2группа: Бангладеш Н- 166 280 712млн. чел. S - 143 998тыс. км2 1154чел/км2 ( Слайд 8-9)

3 группа: Земли Н- 7млрд.600млн. чел. S -149млн. км2

51чел/км2


Учащиеся работают с картой атласа, плотность и размещение населения отвечают на вопросы и делают выводы:


Какие территории заселены хорошо?

Южная и Ю-В Азия

( Индия, Китай, Бангладеш, Япония), а также Европа кроме севера, атлантическое побережье США, Мексика, европейская часть России и Кавказ

Какие территории заселены слабо? Австралия, Аравийский п-в, Монголия, Север Канады, север Африки, Азиатская часть России, (т.е холодные, пустынные и высокогорные р-ны Земли)

СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Население размещено неравномерно по поверхности Земли;

Люди выбирают лучшие условия для проживания (наличие воды, равнинные территории, плодородные почвы, благоприятный климат)

Горные, пустынные и холодные р-ны Земли заселены очень слабо или вовсе не заселены.

РАСЫ ЛЮДЕЙ

1. Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются цветом кожи, волос, глаз?

2. Найдите в учебнике определение раса, посмотрите на рис.81 стр.135-вы можете узнать этих знаменитостей. (Уил Смит, Дэвид Бекхэм и Джекки Чан)

Да, они являются представителями разных человеческих рас.

3.Они отличаются друг от друга? Да. У них разные черты лица, цвет волос, глаз-это индивидуальные признаки которые передаются детям от родителей

А расовые признаки- это цвет кожи , строение скелета

В чём же разница?

4.А, в том что индив.признаки совсем не обязательно перейдут от родителей к детям, а расовые признаки передаются обязательно.

5.Почему люди разные, если у них общие предки?

Это связано с условиями обитания людей и прежде всего с климатом, т.е .разные расы образовались в результате приспособления человека к местным природным условиям .Какие человеческие расы существуют:

Выделяют три основные большие расы:

Европеоидную – 1гр.

Монголоидную- 2 гр.

Негроидную - 3гр.

Даже в ващем классе имеются представители, каких рас? Монголоидная и европеоидная (северная и южная ветвь)

Задание: Каждая группа должна составить характеристику своей расы и привести примеры выдающихся людей принадлежащих к разным расам.

ВЫВОД: Люди, живя в разных природных условиях, постепенно изменялись, но

все человеческие расы равны, потому что мы являемся единым биологическим видом. Об этом говорил 150 лет назад русский учёный-этнолог Николай Николаевич Миклухо- Маклай изучавший коренных жителей о. Новая Гвинея папуасов( один ученик выступает с небольшим сообщением про знаменитого учёного)

Народы земли

Человечество делится не только на расы, но и народы, т. е этносы. Что называется народом?

Народ - это совокупность людей проживающих на одной территории и говорящих на одном языке.

К одной и той же расе могут относиться разные народы.

Что отличает один народ от другого?

свой язык, своя культура, традиции и своя территория проживания

Сколько народов на Земле? Однозначного ответа просто не существует и ни один учёный не даст ответ на этот вопрос. Около 5 тысяч.

Опережающее задание:

из интернета учащиеся должны были выписать самые большие и малые народы мира по численности населения , один ученик показывают на настенной карте р-ны проживания народов.

Самые многочисленные народы:

Китайцы

Хиндустанцы

Бенгальцы

Бразильцы

Американцы США

Русские

Мексиканцы

Японцы

По данным ЮНЕСКО самыми малочисленными народами являются:

Питкернцы 60 чел (о.Питкерн)

Ливы 180 (Латвия)

Азиатские пигмеи (Шри-Ланка)

Води ( Россия, Ленинградская обл.) 694

Гинухцы 443 чел (Дагестан, Россия)

Уч-ся делают вывод: Каждый народ объединяет язык, культура, традиции и территория проживания. В мире нет плохих и хороших рас.

Все люди должны относиться к друг -другу уважительно и терпимо, т.е.толерантно.

Ведь в конечном счёте существует одна раса - человечество!


Давайте отдохнем, ребята!


Эмоциональная разрядка.


Изучение нового материала



Тема урока: «Страны мира»

Изучение новой темы мне хотелось бы начать с вопросов:

Мы живём на уникальной планете Земля. Чем же она уникальна?

(на ней есть жизнь);

Какие живые организмы мы рассмотрели на уроках географии?

(Растительный и животный мир)

Но кроме растений и животных на земле живём мы - люди. Люди освоили все материки и живут в самых разных уголках планеты.

Сколько человек проживает на планете Земля?

(Ответ: более 7 млрд. 600млн. чел.)

Где размещается население планеты?

( Ответ: на суше т. е в разных странах)

Значит тема урока: Страны мира


Постановка цели и задач урока:


Давайте вместе определим цель урока:

Что такое страна?

Сколько стран в мире

Что такое ПКМ

По каким признакам они отличаются друг от друга

Цели определены, и мы начинаем знакомиться со странами мира, и рассмотрим политическую карту.

А дав определение, что же такое стр

Каждый житель Земли – является гражданином какой-либо страны. Сегодня мы познакомимся с различными государствами, отличающимися по разным признакам.


Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?

Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.

Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?

Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам

Учитель:

Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми, т.е. суверенными.

Каждый учащийся старается дать свое определение(понимание) этого термина

Итак, страна - это территория с определенными границами и обладающая независимостью.

Наш мир очень разнообразен. Он состоит из 230 стран. Но не всегда так было,т .к. количество стран постоянно меняется. Первые государства появились много тысячелетий назад: Учащиеся называют первые государства:

Древний Египет, Вавилон , Индия и Китай.

Вначале стран на планете было немного, но количество их увеличивалось. Одни страны исчезали, другие появлялись. В 16в. началась, эпоха ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСИХ ОТКРЫТИЙ. Некоторые европейские страны захватили огромные территории в Африке, Азии и Америке. Как называются такие территории? Что такое метрополия?

Работа уч-ся с текстом учебником

Задание: Найдите на карте метрополии и их колонии, уч-ся подписывают их на к/карте.

Где можно увидеть разнообразие стран современного мира?

На карте мира много разных стран. Они различаются по величине, площади и численности населения. Есть страны–гиганты; есть страны, по площади и численности населения скорее похожие на города; есть страны, которые занимают весь континент; есть страны, которые расположены только на островах. Каждая страна уникальна и неповторима!



Таким образом, страны современного мира, классифицируются, то есть делятся на группы по какому-либо признаку. 


1.По размерам территории

2.Численности населения

3.По ГП (островные, полуостровные ,страны-архипелаги, внутриматериковые)


Уч-ся вспоминают, что такое «полуостров», «остров», «архипелаг».


Дети рассажены по группам: 3 группы по 8 человек.


Для выполнения заданий вам понадобятся дополнительные материалы – источники географических знаний.

Какие источники знаний будут вам необходимы? 1 группа – политическая карта мира и справочные материалы о площади стран мира; 2 группа – справочные материалы о численности населения стран мира; 3 группа - политическая и физическая карты мира.

На выполнение задания отводится 5-7 минут. Затем представитель от каждой группы озвучивает ответы, приводит примеры по каждой группе стран и показывает их на политической карте мира.


Задание:

Определение стран по достопримечательностям.

1 группа - США

2 группа - Китай

3 группа - Бразилия



Размер территории

Страны в первую очередь подразделяются по занимаемой площади территории. Самое большое государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1 млн. км2., есть страны, занимающие целый континент (например, Австралийский Союз), есть занимающие половину континента (Канада), а есть микрогосударства, так называемые страны-карлики (Ватикан)
Рассматриваем страны, работаем с настенной политической картой мира и
уч-ся находят государства и их столицы и наносят их на контурную карту

Географическое положение

По географическому положению выделяют страны, занимающие несколько островов (страны-архипелаги), есть островные государства (Куба), полуостровные (располагающиеся на полуостровах), приморские государства и не имеющие выхода к морю.
В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
Учащиеся: Преимущество приморских стран выражается в улучшении транспортного сообщения с другими государствами, что сказывается на экономике страны.
Учитель: Приведите примеры стран каждого типа (5 стран) и подписать на к/к

Численность населения

По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.

Форма правления

Есть и ещё множество признаков, по которым можно делить страны на группы, в том числе (учащиеся продолжают заполнение таблицы ):

По форме государственного правления Форма правления показывает, как организована власть в стране. Согласно этому признаку страны делятся на монархии (слайд 8), где верховная власть принадлежит одному человеку – монарху (королю, императору, князю, султану и др.), который чаще всего получает её по наследству. Те страны, где власть монарха не ограничена, называются абсолютными монархиями. Больше всего таких государств в Азии, например Саудовская Аравия, Бруней Но чаще власть монарха ограничена конституцией (основным законом государства), поэтому такая форма правления называется конституционной монархией.

Вопрос учащимся: известно ли вам, какие конституционные монархии расположены в Европе? В Азии? (Ответы учащихся, показ их учителем на политической карте мира .

Существует ещё одна разновидность монархии – теократическая. Для того, чтобы понять смысл этого слова, состоящего из двух латинских, нужно знать их перевод: «тео» - Бог, «кратио» - власть. Теократическая монархия в мире одна – это микрогосударство Ватикан, где главой правительства одновременно является и глава католической церкви.

Вопрос учащимся: Кто является главой Ватикана? (Ответ учащихся

Но большинство стран мира являются республиками. При такой форме правления высшие органы власти избираются населением страны. В свою очередь республики делятся на президентские и парламентские. В первых главой государства является президент, а во-вторых – премьер-министр. Д/З. Заполнить таблицу.




Рефлексия Теперь, ребята, вы знаете несколько признаков, по которым классифицируются страны. Давайте попробуем с помощью имеющихся у вас источников знаний ответить на вопросы.

Итоговый тест. Взаимопроверка. Выставление оценок.

Какая учебная задача была поставлена к уроку? Достигли ли мы поставленной цели?

Какие новые знания мы получили в результате решения этой задачи?

Где можно применить полученные знания?

Оцените свои успехи на уроке – посоветуйтесь в парах и поставьте себе итоговую оценку за урок.






Д/задание:п 19,заполнить таблицу



Страны

Полуостровные

Островные

Страны-архипелаги

Страны, не имеющие

выхода к морю

Страны, имеющие выход к

морю








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!