СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени"»

Конспект урока по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»

Цели:

  1. образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки.

  2. развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости.

  3. коррекционные: учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей; учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

  4. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, к родному краю, прививать навыки дружеского общения.



Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс” компьютер, проектор, экран, презентация.





Ход урока:

  1. Организационный момент

Ошибок не пугайся,

С ошибками справляйся,

Найти верный путь

Всегда готовым будь.

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- В течение урока вы будете выполнять задания и заполнять листы самооценки. Урок начнём с повторения изученного

  1. Актуализация знаний.

  2. Задание 1. Укажите виды придаточных предложений. Назовите их особенности.

1 гр.

(1) В деревню принесли пятерых волчат, посадили их в высокий ящик, из которого малышам самим ни за что было не выбраться.

(2) Ящик поставили в амбар, а к утру в амбаре волчат не оказалось.

(3)Утром мне показали следы волков, что вели из леса в деревню, и глубокий подкоп под амбар.


2гр.

(4) По отпечаткам лап я без труда разобрал, что выручать щенков ночью приходили волчица и волк.(5) Меня удивило и то, что вместе с ними в деревню приходили и два прошлогодних волчонка.


3гр

(6) Этим волчатам выделялось в тайге собственное хозяйство и запрещалось ходить туда, где подрастали их младшие братья. (7) Когда наступила ночь, родственники объединились и отправились на выручку волчат.




(8) Поход удался, чувство стаи сработало, оно и привело к победе.


- Можете ли вы назвать особенности СПП с придаточными времени?

2. Формулирование темы урока. Целеполагание

УЗНАТЬ (каковы особенности данного вида придаточного предложения)

НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ

НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ

НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ

Тема урока

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ.

- Запишем число, классная работа и тему урока.

-Можете ли вы назвать особенности СПП с придаточными времени? Почему?

- Опираясь на тему, сформулируйте цель, в этом вам помогут опорные слова

4. Мотивация

5. Открытие нового знания. Исследовательская работа в группах

Задание 3. Опираясь на предложения задания 3, установите:

Мы выбежали босиком на улицу, как только кончился теплый летний ливень.

После бури, когда все успокоилось, мы стали убирать сломанные ветки деревьев.

После того как мы пообедали, дети пошли гулять.



  1. группа: Постройте схемы предложений. К чему относятся придаточные в главном предложении, на какие вопросы отвечают, на что указывают?

  2. группа:Постройте схемы предложений. С помощью чего присоединяются придаточные времени (союза или союзного слова), каких именно?

  3. группа: Постройте схемы предложений. Место положения придаточной части и знаки препинания.


Ответ иллюстрировать примерами, записи делать в таблице.



- Итак, вы готовы назвать особенности СПП с придаточными времени?


Проверка (отчёт групп):

1 группа. Придаточные предложения относятся ко всей главной части, отвечают на вопросы когда, с каких пор. Придаточные времени указывают на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2 группа. Придаточные времени присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как только, когда, как, после того как

3 группа.Придаточная часть может стоять после главного предложения и перед главным предложением. В этом случае в предложении ставится одна запятая. Также придаточное предложение может разрывать главное предложение, и тогда придаточное предложение выделяется с двух сторон запятыми.


- Где можно узнать правильность сделанных выводов? (учебник стр. 243)

Скажите, чем СПП с придаточными времени отличаются от уже изученных других видов СПП. ( Части СПП предложений с придаточными времени связываются только союзами)


- Проверьте, так ли вы построили схемы предложений.

Оцените себя.


- Итак, какие придаточные предложения называются придаточными времени? На какие вопросы отвечают? К чему относятся в главной части? Обратите внимание на таблицу стр. 242, в которой указаны и другие союзы, связывающие придаточное и главное предложение.


Первичное закрепление

- Посмотрите на поставленные цели, скажите, знаем ли мы теперь особенности СПП с придаточными времени?

- Что будем делать дальше?


Вспомним алгоритм при работе со СПП

  1. Найти грамматические основы СП.

  2. Найти главное и придаточное предложение.

  3. Указать средство связи

  4. Задать вопрос от главного предложения к придаточному.

  5. Определить вид придаточного


Первичное закрепление

Упр. 52 (стр. 245)

1 группа – предложения 1-2 (Когда наступают тёплые весенние дни, щеглы вновь возвращаются в свои места. Ученик получает аттестат о неполном среднем образовании, когда успешно сдаёт государственную итоговую аттестацию.)

2 группа – предложения 3-4(Когда наступает весна, в горах ожидается массовый сход лавин. Пианист подготовил интересную концертную программу, когда решил возвратиться на родину.)

3 группа – предложения 5-6 (Когда начинается период дождей, река заполняется большой водой. Когда с крыш здания падал снег, автомобиль был пуст.)


- Проверим, что у вас получилось( Читают получившиеся предложения, называют грамматические основы, главную и придаточную части, задают вопрос от главного к придаточному предложению.)

-Что пришлось изменить в составе придаточной части?


- Обратимся к заданию 4 на рабочих листах.

Задание 4. Среди данных предложений найдите лишнее и выпишите его. Объясните свой выбор.

1 группа.Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее.

Подошёл момент, когда надо прощаться.

Когда я проходил мимо него, он отвернулся.

2 группа. Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну.

Скажите, когда отправляется поезд?

Контуры острова становились чётче, когда мы подъехали ближе.

3 группа.

Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов.

Я думал, когда наступит лето.

Когда этот человек улыбается, он становится привлекательным

Проверяем.

1 гр. Подошёл момент, когда надо прощаться.(СПП с придаточным определительным)

2гр. Скажите, когда отправляется поезд?(СПП с придаточным изъяснительным)

2 гр. Когда этот человек улыбается, он становится привлекательным. (СПП с придаточным времени. Два других предложения с придаточным определительным и изъяснительным.)


-Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? ( Следует различать придаточные предложения, присоединяющиеся к главному с помощью слова КОГДА, которое в СПП с придаточным изъяснительным и определительным является союзным словом, а СПП с придаточным времени - союзом)


Задание 5.































Критерии

1.Умею определять главную и придаточную часть в СПП.                                                        

2. Знаю условия постановки знаков препинания в СПП.                                                        

3.  Умею определять смысловые отношения в СПП           .

4. Умею находить в тексте СПП  с придаточными места и времени.                                                 

5. Умею составлять схемы СПП с придаточными места и времени.                                          





































Лист самооценки работы в группе

Номер группы.

Фамилия имя

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.





Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.



Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.


Тебе понравился результат работы группы?

А)да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.

(Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).

Лист самооценки работы в группе

Номер группы.

Фамилия имя

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.





Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.



Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.


Тебе понравился результат работы группы?

А)да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.

(Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!