СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: : Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах; усвоить понятие «словарная статья».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: : Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова.»

Тема урока: Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах; усвоить понятие «словарная статья».

план урока

1.Организация учебной деятельности.

3.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

- Что такое лексика?( словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

4.Первичное закрепление.(Умение отличать новое от уже известного)

Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова мы записали? Почему?

Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.

Осознание и осмысление материала

Форма организации деятельности обучающихся: по группам (РМ)

Игра «Найди пару» 

  • Назови каждый предмет.

  • Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.

  • Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой


Закрепление

Прочитайте в учебнике параграф 61,62 стр 167

Выполните упражнения:349 устно, 344352 устно 354,355 по рядам

Упр. 359, 365 устно, 358,361

.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184. Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях. (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)

Однозначные

многозначные

Айсберг

Маяк

Поземка

шарада

Число

Кабинет

Озимь

Окончание

Проталина

Аршин

2.Тест №1

  1. Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

  1. Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

  1. Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

 - имеют много значений;

 - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

-  Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

(Правильные ответы на доске или слайде)

7. Итог урока

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

9.Домашнее задание упр 357,360 , тема 61,62


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!