Тема урока: Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова.
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах; усвоить понятие «словарная статья».
план урока
1.Организация учебной деятельности.
3.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Что такое лексика?( словарный состав языка)
- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)
- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)
- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)
Вопросы:
- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?
- Какую грушу нельзя съесть?
- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?
- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.
(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).
- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.
4.Первичное закрепление.(Умение отличать новое от уже известного)
Игра « Узнай слова»
1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);
2. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются (Иголки)
3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)
4. Право, я прическа – чудо
Заплети меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (Коса)
5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)
-Какие слова мы записали? Почему?
Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
Осознание и осмысление материала
Форма организации деятельности обучающихся: по группам (РМ)
Игра «Найди пару»
Назови каждый предмет.
Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Закрепление
Прочитайте в учебнике параграф 61,62 стр 167
Выполните упражнения:349 устно, 344352 устно 354,355 по рядам
Упр. 359, 365 устно, 358,361
.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184. Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.
Распределите слова в тетрадях. (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)
Однозначные | многозначные |
Айсберг Маяк Поземка шарада | Число Кабинет Озимь Окончание Проталина Аршин |
2.Тест №1
Подчеркни однозначное слово.
Пурга, корень, лисичка ………….
Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, буква ……….
Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
- Закончите предложения:
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
2.Любое слово имеет……значение
3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
(Правильные ответы на доске или слайде)
7. Итог урока
- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Выполнили ли мы её?
9.Домашнее задание упр 357,360 , тема 61,62