Семинар по изобразительному искусству (5 класс)
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
(урок обобщения знаний).
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Применение опорных понятий: образ, стилизация, орнамент, форма, цвет, распись.
1.2. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий:
- познавательных: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие;
- регулятивных: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;
- коммуникативных: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1.3. Развитие у обучающихся предметных (специальных) умений: различать принадлежность игрушек к разным художественным промыслам, выявлять особенность глиняной игрушки и черты их пластического своеобразия, определять по форме игрушек вид художественного промысла, находить общие и отличительные признаки художественных промыслов, объяснять смысл древних образов.
II. Воспитательные цели:
2.1.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: общее - особенное – частное, единство-многообразие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа.
План семинара
Чем объяснить, что в древности глиняные игрушки создавали для магических обрядов?
Каким образом форма дымковские игрушки отличается от формы филимоновской игрушки?
Чем объяснить, что орнаменты и цвета дымковской игрушки отличается от орнамента и цвета филимоновской игрушки?
К каждому вопросу семинара составить не менее 3 вопросов-суждений.
Заявка на оценку
«5» - 16 баллов и более
«4»- 13 - 15 балл
«3» - 9 – 12 баллов
Список рекомендуемой литературы к семинару
1. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для образовательных организаций/ под ред. Неменского Б. М. − М. : Просвещение, 2018.
2. Кора, Д. Энциклопедия (детская). − М. : Росмэн, 2010. 3. Платонова, Н. И., Синюков, В. Д. Энциклопедический словарь юного художника. − М. : Педагогика, 1983.
4. Интернет-ресурсы:
Русская культура (http://www.russianculture.ru/).
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/477/58477936_duym21.jpg
http://kykolnik.dreamwidth.org/47618.html
Пример анкеты обратной связи (составлена Самойловой М.В.)
Чем объяснить, что в древности глиняные игрушки создавали для магических обрядов?
1.1. Чем объяснить, что особенностью глиняной игрушки является обобщенный и выразительный образ?
1.2. Как доказать, что в древности глиняные игрушки создавались не для забавы?
1.3. В каком случае усиливается выразительность образа и магический смысл народной глиняной игрушки?
Каким образом форма дымковской игрушки отличается от формы филимоновской игрушки?
Когда к монолитной форме игрушки прикрепляют отдельные части?
Почему игрушка имеет вытянутую мягкую по очертанию форму?
Вследствие чего в старину праздники в Дымковской слободе назывались свистуньей?
Чем объяснить, что орнаменты и цвета дымковской игрушки отличается от орнамента и цвета филимоновской игрушки?
В каком случае игрушки расписывают интенсивными красными и малиновыми цветами?
Когда игрушки расписывают полосками, снежинками, елочками?
Когда игрушку расписывают кругами, овалами, сеточкой, точками?