СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительные как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:научиться отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительные как часть речи.»

Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительные как часть речи.

Цели:научиться отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Повторение и углубление изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним с каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом  уроке? (морфология)

- Что изучает морфология? (части речи)

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

Какие части речи относятся к самостоятельным, к служебным?

1) Игра «Ромашка». Два ученика работают у доски со словами.

III. Работа по теме урока

-Ребята , чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам. Какая часть речи дает названия?

- Правильно, это имя существительное.

1. Работа в тетради.- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Слайд 2 ) Ребята, как мы пишем.(красиво, разборчиво, без ошибок)

2. Сообщение цели урока.- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте подумаем и определим цели нашего урока. (слайд 3 ) Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, научитесь выявлять его морфологические признаки и синтаксическую роль.

3)Скажите, пожалуйста, что обозначает Имя существительное? (предмет)

А теперь мы с вами выясним, какие значения может иметь имя существительное.(слайд 4 )

Подберём примеры.

4) Игра «Образуй существительное» (слайд 5 )(фронтально)

Храбрый – храбрость          

Смелый – смелость            

Весёлый – веселье              

Ходить – ходьба

Прыгать – прыжок

Косить – косьба

Вывод:1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.

5)  Распределить слова в соответствии с их  значением (слайд  6) работа в паре.

1. Прочитайте слова:Молоко, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, нефть, синева, велосипед, пилот, собака, малахит, тракторист, корова.

2. Обсудите в паре и выпишите  только те слова, которые обозначают указанные названия.

- Проверка.1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.

 2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед.

3.Названия признаков - смелость, радость, синева.

4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег.

5.Названия животных – олень, собака, корова.

6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.

6) Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?(Слайд 8)Кто? Что?

Как вы думаете что мы будем делать. (распределять) В парах один выписывает   КТО?  Другой  ЧТО?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер, корова, холод.

Взимопроверка (слайд 9)Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?

 ФизкультминуткаВопросы:Сколько букв в корне слова лесник?Сколько вопросов у имени уществительного?Сколько падежей в русском языке?

7)Теперь давайте вспомним как изменяются имена существительные ( по числам по падежам)(слайд 10 )

Просклонять существительные лиса, стол (устно)

8) Род существительных (слайд 11)9)Синтаксическая роль в предложении (работа у доски)(слайд 12)

  • Россия – моя Родина.

  • Моя родная страна – Россия.

  • За границей я часто думаю о России.

  • С самого рождения я живу в России.

Каким членом предложения является слово Россия?Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.

10) Составление рассказа о существительном (работа в группе)(слайд 13)

Снеговик. Ребята, посмотрите на этого забавного снеговика, что вы здесь видите (признаки существительного).Внимательно рассмотрите  рисунок  и составьте рассказ об имени существительном. В помощь вам перед вами на листочках опорные слова и вопросы.

 Составление устного рассказа. (распечатано) работа в группах

- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

Сравнение с  учебником.(слайд 14)

11. Работа с текстомСамостоятельно.Упражнение 466 (слайд 15)

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

12)Самостоятельная работа. Тест.Проверка по ключу.( слайд 16)

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Прыгающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное женского рода

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

        III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

2. Рефлексия.  (слайд 17)

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Упражнение 472

- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!