Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительные как часть речи.
Цели:научиться отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки.
. Ход урока
I.Организационный момент
II. Повторение и углубление изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним с каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке? (морфология)
- Что изучает морфология? (части речи)
- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)
Какие части речи относятся к самостоятельным, к служебным?
1) Игра «Ромашка». Два ученика работают у доски со словами.
III. Работа по теме урока
-Ребята , чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадку.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам. Какая часть речи дает названия?
- Правильно, это имя существительное.
1. Работа в тетради.- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Слайд 2 ) Ребята, как мы пишем.(красиво, разборчиво, без ошибок)
2. Сообщение цели урока.- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте подумаем и определим цели нашего урока. (слайд 3 ) Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, научитесь выявлять его морфологические признаки и синтаксическую роль.
3)Скажите, пожалуйста, что обозначает Имя существительное? (предмет)
А теперь мы с вами выясним, какие значения может иметь имя существительное.(слайд 4 )
Подберём примеры.
4) Игра «Образуй существительное» (слайд 5 )(фронтально)
Храбрый – храбрость
Смелый – смелость
Весёлый – веселье
Ходить – ходьба
Прыгать – прыжок
Косить – косьба
Вывод:1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.
5) Распределить слова в соответствии с их значением (слайд 6) работа в паре.
1. Прочитайте слова:Молоко, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, нефть, синева, велосипед, пилот, собака, малахит, тракторист, корова.
2. Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия.
- Проверка.1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.
2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед.
3.Названия признаков - смелость, радость, синева.
4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег.
5.Названия животных – олень, собака, корова.
6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.
6) Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?(Слайд 8)Кто? Что?
Как вы думаете что мы будем делать. (распределять) В парах один выписывает КТО? Другой ЧТО?
Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер, корова, холод.
Взимопроверка (слайд 9)Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?
ФизкультминуткаВопросы:Сколько букв в корне слова лесник?Сколько вопросов у имени уществительного?Сколько падежей в русском языке?
7)Теперь давайте вспомним как изменяются имена существительные ( по числам по падежам)(слайд 10 )
Просклонять существительные лиса, стол (устно)
8) Род существительных (слайд 11)9)Синтаксическая роль в предложении (работа у доски)(слайд 12)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Каким членом предложения является слово Россия?Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.
10) Составление рассказа о существительном (работа в группе)(слайд 13)
Снеговик. Ребята, посмотрите на этого забавного снеговика, что вы здесь видите (признаки существительного).Внимательно рассмотрите рисунок и составьте рассказ об имени существительном. В помощь вам перед вами на листочках опорные слова и вопросы.
Составление устного рассказа. (распечатано) работа в группах
- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.
- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.
Имя существительное - это..
Что это такое?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
Сравнение с учебником.(слайд 14)
11. Работа с текстом. Самостоятельно.Упражнение 466 (слайд 15)
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.
- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?
- Объясните правописание слов с пропусками букв.
- Определите род, число, падеж имён существительных.
- Объясните постановку тире в предложениях.
- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.
12)Самостоятельная работа. Тест.Проверка по ключу.( слайд 16)
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Прыгающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное женского рода
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
III. Итог урока.
1. Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
2. Рефлексия. (слайд 17)
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок
3. Выставление оценок.
4. Домашнее задание. Упражнение 472
- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.