СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с презентацией для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -путешествие по теме "Буквы о-е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«урок 5 класс»

Тема урока: «Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных»

Цель урока: формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока: объяснение новых знаний

Методы обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, проблемное обучение.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

Ход урока:

        1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!



2. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Морфологию, в один очень интересный город слов, а в какой город – попробуйте угадать:

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

(Город Прилагательное)

  1. Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.

- Зачем нам отправляться в путешествие?

(СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)

а) - Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, собираем рюкзачки путешественников: 1.повторим определения : морфема, корень, приставка, суффикс;

2. выполнить морфемный разбор слов (на интерактивной доске)

б)Мобилизирующий этап - Река Существительных.

- А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное, переправы нет, но есть какое-то послание.

Письмо от императора Существительных

«У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных».

- Ребята, поможем императору?

в) Задание 1. - Вы повторяли этот материал дома.

- Работать будете по рядам. Для первой группы: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»

Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й.

1-ая группа: решЁтка, крыжОвник, жЁлудь, шОрох

2- ая группа : собачОнка, дружОк, бельчОнок, девчОнка, речЕнька

3- ая группа: улицЕй, врачОм, плечОм, полотенцЕм, пищЕй

- Кто назовёт помощника существительных? (Ударение)

- От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)

- Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)

- А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)

Кто был внимательный: все ли слова мы выписали?

-А что же вы можете сказать о правописании этих слов? (смотри слайд)

-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.

-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

- В какой части слов находятся орфограммы?

- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…

«Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных»

- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.

  • познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

  • учиться правильно писать прилагательные на данное правило.

4.Формирование новых знаний и способов действия

1) Мотивация. Введение в новую тему. Дом Суффиксов и Окончаний.

- Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.

Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы и окончания существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу».

- Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных.

- Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? (Ударение)

2) Наблюдения СЛАЙД

- Давайте вернёмся к заданию, которое выполняли. Кто был внимательный и наблюдательный? Какие слова остались не выписанными? Почему? (больш…го, колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)

Работаем по выявлению признаков по теме урока

- Назовите их главный общий признак. (Имя прилагательное)

- Выделите в данных словах морфемы, в которых были пропущены буквы (1 учащийся у доски)

- Как же разрешить спор букв О и Е, как помочь суффиксам и окончаниям? Сформулируйте правило. Когда пишется буква О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных?

Ученики предлагают свои идеи, формулируют правило

(В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем букву О, без ударения – букву Е.

В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишем букву о, без ударения – букву е)

-Итак, по каким главным опознавательным признакам можно найти орфограмму-гласную? (Положение после шипящей и Ц)

5. Применение знаний, формирование умений.

1)Первичное закрепление новых знаний

Задание 1.

- Давайте, ребята, ещё немного погостим в городе Прилагательное и проведем разминку:

- Проверим, как вы умеете различать суффиксы и окончания. Я называю слова,

если буква о или е в суффикседелают домик.

Если буква в окончаниилокти на парты, квадратик

Грушевый, холщовая, кумачовый, оранжевый, образцовый, кварцевые, дешёвый – попались! Будьте внимательны!

- А сейчас определяем буквы – о или е:

(ИГРА) если О – один хлопок, если Е – два хлопка

БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый,

МОЛОДЦЫ!

- Продолжаем гостить у суффиксов и окончаний прилагательных

Задание 2. Объяснительный диктант по цепочки у доски.

Вещевой мешок, холщовый мешок, свинцовые тучи, ситцевый фартук, лицевая сторона, ключевое слово, изразцовая печь.

ЗАДАНИЕ 3. Творческая работа

- Работать будем по группам

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

  • 1 группа Обстановка.

Оранж…вая люстра, кумач…вая скатерть, ситц…вая занавеска, кварц…вые часы, образц…вый порядок

  • 2 группа Природа. Весна.

Ключ…вая вода , глянц…вая зыбь, камыш…вые джунгли, грач…вая роща, ландыш..вый запах.

  • 3 группа Природа. Лето.
    Устойч…вая погода, груш…вые деревья, саженц..вые посадки, оранж…вые лилии, пунц…вые розы

  • 4 группа Дом. Обед.

Груш..вый лимонад, у хорош..й подруги, пищ..вая бумага , алыч..вый компот, плюш..вый медвеж..нок

  1. группа Путешествие за сладостями.

Длинное ш..ссе, спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.

6 группа Путешествие с другом.

С верным товарищ...м, строгим гвардейц...м, детским врач...м,мудрым горц...м,оперным певц..м.

7группа Путешествие на природу.


Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.



Проверка

Закрепление знаний: работа с перфокартами.

Наше путешествие подходит к концу… Дома вы еще повторите материал.

8.Итог урока



- Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?



Смотри слайды

















































Приложение:

1.Карточки для работы в группах



1 группа

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:

Обстановка.



Оранж…вая люстра, кумач…вая скатерть, ситц…вая занавеска, кварц…вые часы, образц…вый порядок















































2 группа

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:

Природа. Весна.



Ключ…вая вода , глянц…вая зыбь неба, камыш…вые заросли, грач…вая роща, ландыш..вый запах.















































3 группа

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:

Природа. Лето.


Устойч…вая погода, груш…вые деревья, саженц..вые посадки, оранж…вые лилии, пунц…вые розы













































4 группа

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:

Дом. Обед.



Груш..вый лимонад, у хорош..й подруги, пищ..вая бумага , алыч..вый компот, плюш..вый медвеж..нок













































5 группа С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему: Путешествие за сладостями.

Длинное ш..ссе, спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.















































6 группа С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему: Путешествие с другом.



С верным товарищ...м,около больш...го дерева, хорош...го дня, опытный ш…фёр,оперным певц..м.

















































7группа

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Путешествие на природе.



Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.















































  1. Перфокарты:

Ф.И._______________

о

е

цветущ…го




горяч…го




колюч…го




неуклюж…й




похож…го




колющ…й




блюдц…м




гараж…м




границ…й




для хорош…го






























Ф.И._______________

о

е

у больш…го




жгуч…го




могуч…му




для хорош…го




у пригож…го



летуч…му




горяч…го




похож…го




свеж…му




колюч…го














Просмотр содержимого презентации
«e205294f75b137da80472def4ca0fca4»

Урок – путешествие.

Урок – путешествие.

Рюкзак знаний

Рюкзак знаний

2. Разобрать слова по составу.     Лесной, старушка, чистота,   наводнение, приболеть .

2. Разобрать слова по составу. Лесной, старушка, чистота, наводнение, приболеть .

Письмо императора существительных

Письмо императора существительных

Распределительный диктант:

Распределительный диктант:

  • Для первого ряда : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова »
  • Для второго ряда : «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
  • Для третьего ряда: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
- Все ли слова мы выписали?А что же вы можете сказать о правописании этих слов ?    Больш…го,  колюч…го, пищ…вой,  свинц…вый, еж…вый

- Все ли слова мы выписали?А что же вы можете сказать о правописании этих слов ?

Больш…го,

колюч…го, пищ…вой,

свинц…вый, еж…вый

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных.
  • Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных.

Дом  Суффиксов и Окончаний

Дом Суффиксов и Окончаний

Больш…го  колюч…го  пищ…вой  свинц…вый  еж…вый

Больш…го

колюч…го

пищ…вой

свинц…вый

еж…вый

В окончаниях и суффиксах
  • В окончаниях и суффиксах

прилагательных, образованных от

существительных, после шипящих

и Ц под ударением пишется

буква О , без ударения – буква Е .

Итоги урока:  - Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему?  - От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

Итоги урока:

- Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему?

- От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!