Тема урока: «Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных»
Цель урока: формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: объяснение новых знаний
Методы обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, проблемное обучение.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку
Ход урока:
Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Самоопределение к деятельности
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Морфологию, в один очень интересный город слов, а в какой город – попробуйте угадать:
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, | Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! |
(Город Прилагательное)
Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.
- Зачем нам отправляться в путешествие?
(СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)
а) - Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, собираем рюкзачки путешественников: 1.повторим определения : морфема, корень, приставка, суффикс;
2. выполнить морфемный разбор слов (на интерактивной доске)
б)Мобилизирующий этап - Река Существительных.
- А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное, переправы нет, но есть какое-то послание.
Письмо от императора Существительных
«У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных».
- Ребята, поможем императору?
в) Задание 1. - Вы повторяли этот материал дома.
- Работать будете по рядам. Для первой группы: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й.
1-ая группа: решЁтка, крыжОвник, жЁлудь, шОрох
2- ая группа : собачОнка, дружОк, бельчОнок, девчОнка, речЕнька
3- ая группа: улицЕй, врачОм, плечОм, полотенцЕм, пищЕй
- Кто назовёт помощника существительных? (Ударение)
- От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
- Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
- А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
Кто был внимательный: все ли слова мы выписали?
-А что же вы можете сказать о правописании этих слов? (смотри слайд)
-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.
-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?
- В какой части слов находятся орфограммы?
- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…
«Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных»
- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.
познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;
учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
4.Формирование новых знаний и способов действия
1) Мотивация. Введение в новую тему. Дом Суффиксов и Окончаний.
- Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.
Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы и окончания существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу».
- Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных.
- Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? (Ударение)
2) Наблюдения СЛАЙД
- Давайте вернёмся к заданию, которое выполняли. Кто был внимательный и наблюдательный? Какие слова остались не выписанными? Почему? (больш…го, колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)
Работаем по выявлению признаков по теме урока
- Назовите их главный общий признак. (Имя прилагательное)
- Выделите в данных словах морфемы, в которых были пропущены буквы (1 учащийся у доски)
- Как же разрешить спор букв О и Е, как помочь суффиксам и окончаниям? Сформулируйте правило. Когда пишется буква О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных?
Ученики предлагают свои идеи, формулируют правило
(В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем букву О, без ударения – букву Е.
В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишем букву о, без ударения – букву е)
-Итак, по каким главным опознавательным признакам можно найти орфограмму-гласную? (Положение после шипящей и Ц)
5. Применение знаний, формирование умений.
1)Первичное закрепление новых знаний
Задание 1.
- Давайте, ребята, ещё немного погостим в городе Прилагательное и проведем разминку:
- Проверим, как вы умеете различать суффиксы и окончания. Я называю слова,
если буква о или е в суффиксе – делают домик.
Если буква в окончании – локти на парты, квадратик…
Грушевый, холщовая, кумачовый, оранжевый, образцовый, кварцевые, дешёвый – попались! Будьте внимательны!
- А сейчас определяем буквы – о или е:
(ИГРА) если О – один хлопок, если Е – два хлопка
БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый,
МОЛОДЦЫ!
- Продолжаем гостить у суффиксов и окончаний прилагательных
Задание 2. Объяснительный диктант по цепочки у доски.
Вещевой мешок, холщовый мешок, свинцовые тучи, ситцевый фартук, лицевая сторона, ключевое слово, изразцовая печь.
ЗАДАНИЕ 3. Творческая работа
- Работать будем по группам
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:
Оранж…вая люстра, кумач…вая скатерть, ситц…вая занавеска, кварц…вые часы, образц…вый порядок
Ключ…вая вода , глянц…вая зыбь, камыш…вые джунгли, грач…вая роща, ландыш..вый запах.
3 группа Природа. Лето.
Устойч…вая погода, груш…вые деревья, саженц..вые посадки, оранж…вые лилии, пунц…вые розы
4 группа Дом. Обед.
Груш..вый лимонад, у хорош..й подруги, пищ..вая бумага , алыч..вый компот, плюш..вый медвеж..нок
группа Путешествие за сладостями.
Длинное ш..ссе, спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.
6 группа Путешествие с другом.
С верным товарищ...м, строгим гвардейц...м, детским врач...м,мудрым горц...м,оперным певц..м.
7группа Путешествие на природу.
Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.
Проверка
Закрепление знаний: работа с перфокартами.
Наше путешествие подходит к концу… Дома вы еще повторите материал.
8.Итог урока
- Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?
Смотри слайды
Приложение:
1.Карточки для работы в группах
1 группа
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Обстановка.
Оранж…вая люстра, кумач…вая скатерть, ситц…вая занавеска, кварц…вые часы, образц…вый порядок
2 группа
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Природа. Весна.
Ключ…вая вода , глянц…вая зыбь неба, камыш…вые заросли, грач…вая роща, ландыш..вый запах.
3 группа
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Природа. Лето.
Устойч…вая погода, груш…вые деревья, саженц..вые посадки, оранж…вые лилии, пунц…вые розы
4 группа
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Дом. Обед.
Груш..вый лимонад, у хорош..й подруги, пищ..вая бумага , алыч..вый компот, плюш..вый медвеж..нок
5 группа С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему: Путешествие за сладостями.
Длинное ш..ссе, спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.
6 группа С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему: Путешествие с другом.
С верным товарищ...м,около больш...го дерева, хорош...го дня, опытный ш…фёр,оперным певц..м.
7группа
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на тему:
Путешествие на природе.
Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.
Перфокарты:
Ф.И._______________ | о | е |
цветущ…го | | |
горяч…го | | |
колюч…го | | |
неуклюж…й | | |
похож…го | | |
колющ…й | | |
блюдц…м | | |
гараж…м | | |
границ…й | | |
для хорош…го | | |
Ф.И._______________ | о | е |
у больш…го | | |
жгуч…го | | |
могуч…му | | |
для хорош…го | | |
у пригож…го | | |
летуч…му | | |
горяч…го | | |
похож…го | | |
свеж…му | | |
колюч…го | | |