СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 8 классе "Повторяем и расширяем: вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. Омонимия вводных слов и членов предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока и мультимедийная презентация помогают углубить представление учащихся  о вводных словах, вводных предложениях, вставных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки высказывания

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 8 классе "Повторяем и расширяем: вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. Омонимия вводных слов и членов предложения"»

Проверяем себя Задание: запишите предложения, вставляя недостающие буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания: Нам кажется следует повернуть (на)право. Мне конечно(же) стало не по себе после этих слов. И теперь нам кажется что н..чего этого (не)было. Отец к счастью еще (не)успел уехать. И теперь она наверняка обид..тся за тот телефо н(нн )ый звонок. Над реч..ной гладью замелькали ласточки значит скоро быть дождю. Н..какая фантазия не придумает таких (не)обычных цветов какие мы наблюдаем например при закате солнца. Дождь лил как из ведра однако мы вынуждены были продолжать свой путь.

Проверяем себя

Задание:

запишите предложения, вставляя недостающие буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания:

Нам кажется следует повернуть (на)право.

Мне конечно(же) стало не по себе после этих слов.

И теперь нам кажется что н..чего этого (не)было.

Отец к счастью еще (не)успел уехать.

И теперь она наверняка обид..тся за тот телефо н(нн )ый звонок.

Над реч..ной гладью замелькали ласточки значит скоро быть дождю.

Н..какая фантазия не придумает таких (не)обычных цветов какие мы наблюдаем например при закате солнца.

Дождь лил как из ведра однако мы вынуждены были продолжать свой путь.

Проверяем себя. Ключ Задание: запишите предложения, вставляя недостающие буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания: Нам, кажется, следует повернуть направо. Мне, конечно же, стало не по себе после этих слов. И теперь нам кажется, что ничего этого не было. Отец, к счастью, еще не успел уехать. И теперь она, наверняка, обидится за тот телефо нн ый звонок. Над речной гладью замелькали ласточки, значит, скоро быть дождю. Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие мы наблюдаем, например, при закате солнца. Дождь лил как из ведра, однако мы вынуждены были продолжать свой путь.

Проверяем себя. Ключ

Задание:

запишите предложения, вставляя недостающие буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания:

Нам, кажется, следует повернуть направо.

Мне, конечно же, стало не по себе после этих слов.

И теперь нам кажется, что ничего этого не было.

Отец, к счастью, еще не успел уехать.

И теперь она, наверняка, обидится за тот телефо нн ый звонок.

Над речной гладью замелькали ласточки, значит, скоро быть дождю.

Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие мы наблюдаем, например, при закате солнца.

Дождь лил как из ведра, однако мы вынуждены были продолжать свой путь.

Тема урока Повторяем и расширяем. Вводные слова. Омонимия вводных слов и членов предложения  Русский язык 8 класс Разработала Кудашева М.В., учитель русского языка

Тема урока

Повторяем и расширяем. Вводные слова. Омонимия вводных слов и членов предложения

Русский язык 8 класс

Разработала Кудашева М.В., учитель русского языка

ВНИМАНИЕ: проблема! использование вводных слов в собственных устных и письменных высказываниях – эффективное средство , расширяющее изобразительные возможности языка Однако исследования показывают, что ошибки в употреблении вводных слов типичны, устойчивы и заключаются в том, что школьники редко используют вводные слова в самостоятельных письменных высказываниях, не выделяют их знаками на письме, воспринимают как нечто лишнее, необязательное, а порой используют неоправданно, без учета значения. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками и являются признаком неразвитой, малокультурной речи

ВНИМАНИЕ: проблема!

  • использование вводных слов в собственных устных и письменных высказываниях – эффективное средство , расширяющее изобразительные возможности языка
  • Однако исследования показывают, что ошибки в употреблении вводных слов типичны, устойчивы и заключаются в том, что школьники редко используют вводные слова в самостоятельных письменных высказываниях, не выделяют их знаками на письме, воспринимают как нечто лишнее, необязательное, а порой используют неоправданно, без учета значения. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками и являются признаком неразвитой, малокультурной речи

Цель урока: для того чтобы расширить изобразительные возможности языка, учиться уместно употреблять вводные и вставные конструкции в собственной речи с учётом речевой ситуации и обособлять их на письме

Цель урока:

  • для того чтобы расширить изобразительные возможности языка, учиться уместно употреблять вводные и вставные конструкции в собственной речи с учётом речевой ситуации и обособлять их на письме

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные конструкции –это слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные конструкции –это слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные конструкции – это специальные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные конструкции – это специальные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные конструкции Водные конструкции не являются членами предложения

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные конструкции Водные конструкции не являются членами предложения

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные конструкции Водные конструкции не являются членами предложения

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные конструкции Водные конструкции не являются членами предложения

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Водные слова конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно выражают чувства говорящего по поводу сообщаемого

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Водные слова конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно выражают чувства говорящего по поводу сообщаемого

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Водные слова конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно выражают уверенность говорящего по поводу сообщаемого

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Водные слова конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно выражают уверенность говорящего по поводу сообщаемого

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные слова по словам, по мнению, по-моему, как сообщают, помнится, как говорят … указывают на порядок мыслей и их связь

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные слова по словам, по мнению, по-моему, как сообщают, помнится, как говорят … указывают на порядок мыслей и их связь

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные слова по словам, по мнению, по-моему, как сообщают, помнится, как говорят … указывают на источник сообщения

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные слова по словам, по мнению, по-моему, как сообщают, помнится, как говорят … указывают на источник сообщения

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные слова не могут выражать значения привлечение внимания слушателей

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные слова не могут выражать значения привлечение внимания слушателей

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! Вводные слова могут выражать значения привлечение внимания слушателей: видите ли, извините, пожалуйста, позвольте, согласитесь, знаете ли, представьте себе

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

Вводные слова могут выражать значения привлечение внимания слушателей: видите ли, извините, пожалуйста, позвольте, согласитесь, знаете ли, представьте себе

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! В предложении «Решение судьи было бесспорно» слово «бесспорно» является вводным и обособляется

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

В предложении «Решение судьи было бесспорно» слово «бесспорно» является вводным и обособляется

Повторение пройденного. ЛОВИ ОШИБКУ! В предложении «Решение судьи было бесспорно» слово «бесспорно» является частью составного сказуемого и не обособляется

Повторение пройденного.

ЛОВИ ОШИБКУ!

В предложении «Решение судьи было бесспорно» слово «бесспорно» является частью составного сказуемого и не обособляется

ПОДЫТОЖИВАЕМ:

ПОДЫТОЖИВАЕМ:

Омонимия вводных слов и членов предложения

Слово является вводным и выделяется запятыми

Слово не является вводным и не выделяется запятыми

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (=и еще), завершает собой перечисление

ОДНАКО

Опекушин был выходцем из простого народа, сперва –самоучка, затем – признанный художник и, наконец, академик

Выполняет функцию обстоятельства (=под конец, напоследок, после всего, в результате всего)

Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины

Если стоит в середине или в конце предложения:

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза НО)

Смотри, однако, будь осторожен.

ЗНАЧИТ

Наконец все дела были завершены.

Сколько хлопот, однако.

Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

Если синонимично словам следовательно, стало быть:

В этом значении возможна частица –то:

Наконец добрались до места ночлега. (Наконец –то добрались…)

Если близко по смыслу к слову означает. То является сказуемым:

Однако его поведение меня не обидело.

Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень.

Главным образом

Значит, вы не можете сегодня прийти?

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки:

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире:

Если находится между придаточным и главным предложениями:

Если имеет значение в первую очередь, больше всего:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом=самое главное)

Если наступит весна, значит, будет тепло.

Бороться-значит победить.

 

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.

Если находится между частями бессоюзного сложного предложения:

Мне нравится главным образом его искренность.

Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ 1.Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то знаком препинания не отделяется, если – в середине, то выделяется запятыми на общих основаниях. Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.- Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты. 2.Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза а не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив) Расчеты были сделаны наскоро, а следовательно неточно. НО: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ

1.Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то знаком препинания не отделяется, если – в середине, то выделяется запятыми на общих основаниях.

Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.-

Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.

2.Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза а не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив)

Расчеты были сделаны наскоро, а следовательно неточно.

НО: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом:

Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

Закрепи: поработай в парах  выпиши только те предложения, в которых есть вводные конструкции, расставь знаки препинания, подчеркни вводные слова, предложения нумеруй Обхождение с такими товарищами однако же ничуть не уменьшило робости Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь) Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром. (И.А.Крылов) Смолчала она ушла однако не успокоилась . (К.Г.Паустовский) Я по-твоему все равно не сделаю. (К.Г.Паустовский) Всё казалось занимало ее. (Н.В.Гоголь) Почти прозрачные цветы коряги заросшие хвощом застенчивые незабудки во мху стаи мальков – все это казалось таким сказочным что мы говорили вполголоса. (К.Г.Паустовский) Дороги однако ж не было видно. (В.М.Шукшин)

Закрепи: поработай в парах

выпиши только те предложения, в которых есть вводные конструкции, расставь знаки препинания, подчеркни вводные слова, предложения нумеруй

  • Обхождение с такими товарищами однако же ничуть не уменьшило робости Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь)
  • Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром. (И.А.Крылов)
  • Смолчала она ушла однако не успокоилась . (К.Г.Паустовский)
  • Я по-твоему все равно не сделаю. (К.Г.Паустовский)
  • Всё казалось занимало ее. (Н.В.Гоголь)
  • Почти прозрачные цветы коряги заросшие хвощом застенчивые незабудки во мху стаи мальков – все это казалось таким сказочным что мы говорили вполголоса. (К.Г.Паустовский)
  • Дороги однако ж не было видно. (В.М.Шукшин)

Закрепи: поработай в парах. КЛЮЧ  выпиши только те предложения, в которых есть вводные конструкции, расставь знаки препинания, подчеркни вводные слова, предложения нумеруй 1.Обхождение с такими товарищами, однако же, ничуть не уменьшило робости Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь) 2._________________________ 3._________________________ 4. 5.Всё, казалось, занимало ее. (Н.В.Гоголь) 6.__________________________________ 7.Дороги, однако ж, не было видно. (В.М.Шукшин)

Закрепи: поработай в парах. КЛЮЧ

выпиши только те предложения, в которых есть вводные конструкции, расставь знаки препинания, подчеркни вводные слова, предложения нумеруй

1.Обхождение с такими товарищами, однако же, ничуть не уменьшило робости Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь)

2._________________________

3._________________________

4.

5.Всё, казалось, занимало ее. (Н.В.Гоголь)

6.__________________________________

7.Дороги, однако ж, не было видно. (В.М.Шукшин)

ПОДЫТОЖИМ: Запись мудрых мыслей Русский язык красив, певуч, выразителен. А.И.Куприн

ПОДЫТОЖИМ: Запись мудрых мыслей

Русский язык красив, певуч, выразителен.

А.И.Куприн

ПОДЫТОЖИМ: Запись мудрых мыслей По мнению А.И.Куприна, русский язык красив, певуч, выразителен.

ПОДЫТОЖИМ: Запись мудрых мыслей

По мнению А.И.Куприна, русский язык красив, певуч, выразителен.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Из изученных произведений А.С.Пушкина. Н.В.Гоголя выписать 5-6 примеров предложений с: вводными словами, вводными предложениями .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Из изученных произведений А.С.Пушкина. Н.В.Гоголя выписать 5-6 примеров предложений с: вводными словами, вводными предложениями .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!