СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Деепричастие"»

Тема: Повторение по теме «Деепричастие».
Цели урока

1.Общеобразовательные:

-Учащиеся понимают, что такое деепричастия, узнают его в устной и письменной речи.

-Доказывают принадлежность к деепричастию, иллюстрируют своими примерами и примерами из учебников для 7-го класса.

-Используют знания по теме «Деепричастие» в различных видах коллективной и самостоятельной работы.

-Умеют распределить деепричастия на совершенный и несовершенный вид.

-Видят ошибки в употреблении деепричастий в речи и умеют их исправить.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

(У ребят на столах лежат дневники, тетради, учебники русского языка, карандаши, линейки,)

  1. Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.

- Итак, сегодня проводим ещё один урок по теме «Деепричастие». Это урок – практикум. Мы 8 уроков изучали эту тему. Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Сегодня обобщаем, повторяем, систематизируем знания по теме «Деепричастие»)

- Верно. Вы должны уметь слышать и видеть деепричастия в устной и письменной речи и правильно употреблять их. Запишем сегодняшнее число. Но, прежде, чем мы перейдем к повторению, необходимо проверить домашнее задание.

3. Работа по теме урока

- Что же такое деепричастие? (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному и отвечает на вопросы что делая? Что сделав?)

А) Нахождение деепричастий в устной речи.

Ваша задача – найти в текстах деепричастие, выписать их и доказать правильность своего выбора, выделив суффиксы и задав вопросы к выписанным словам.

1.Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. Это очень полезные размышления. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших высоконравственных мыслей и устремлений.                                                                        

2. Впитав в себя драгоценные традиции отечественной литературы, обогатившись глубоким знанием отечественной истории, включив в круг своего писательского внимания все достижения мировой литературы, Пушкин всю свою писательскую жизнь посвятил открытию новых имён для русской, а тем самым и для мировой литературы.                                                                          

3. Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных слов на слух.

4. А речка, оказывается всё так же текла, журчала на перепадах, и родники всё так же били, перезваниваясь между собой. Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий….

Молодцы! С вами очень приятно работать!

1)Признаки каких частей речи объединяет деепричастие?

2) Какие признаки позаимствовало деепричастие у глагола?

Б) Игра «Найди лишнее»

 - Одно из них лишнее. Найти его и доказать, что оно лишнее.

1.Читая, думая, рисуя, вдумавшись.

2.Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь.

3.Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей.

4.Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая.

В) Как образуются деепричастия?

- Запишите в столбик глаголы и рядом с ними запишите деепричастия, образованные от этих глаголов.

Просохнуть – просохнув

Окрепнуть – окрепнув

Дуть – дуя

Замер – замерши

Идти – идя

Начать – начав

Сидеть – сидя

Г) Синтаксический разбор предложения.

- Каким членом предложения может быть деепричастие?

- Как называется деепричастие с зависимыми словами?

- Как деепричастный оборот выделяется на письме?

(Ученик работает у доски для проверки.)

Запишите предложение. В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом)

Д) Морфологический разбор деепричастия

Традиционно, изучение любой части речи мы заканчиваем морфологическим разбором. Итак, посмотрим на морфологический разбор деепричастия (образец разбора – на слайде)

Выпиши из пословиц деепричастия, выполните их морфологический разбор.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  • Не учась и лаптя не сплетёшь.

  • Поработавши  до поту и поешь в охоту.

  • Убегая от дыма, не бросайся в огонь.

4. Итог урока. Проверочный тест

5. Домашнее задание: выписать из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с деепричастными оборотами, выделить и разобрать их.



(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; (не)знакомый мужчина.



(Не) поседливый , а способный ребёнок; небез..нтересное стихотворение(не) опубликова(н,нн)о; выгляд..л (не) веж..й; (не) замечал н..чьих (не)достатков; движ..тся по (не) длинному, но широкому коридору; (не)деш..вая и (не) дорогая покупка; (не) доедал в продолжение полугода;(не) слыха(н,нн)ый скандал; ещё (не) краше(н,нн)ый забор; показал (не)выполн..нное задание; (не) высея(н,нн)ые травы; работа (не) завершена;(не) объяснимые поступки; (н..) кем (не) кош..нный луг; (не) развеш..(н,нн)ые картины; (не) облетевшая ж..лтая листва.

Ф.И.___________________________________________________________

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

 

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав деепричастного оборота;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав деепричастного оборота;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав деепричастного оборота;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав деепричастного оборота.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!